Правописание слов с разделительным мягким знаком
план-конспект урока по русскому языку на тему

Безрукова Анастасия Алексеевна

Конспект урока со здоровьесберегающим потенциалом, 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №6

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

со здоровьесберегающим потенциалом

4 класс

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ

Выполнила:

Безрукова Анастасия Алексеевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ШИ № 6

Санкт-Петербург

2016

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: совершенствование навыка написания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:  

образовательные:

  • закреплять представление детей о правилах правописания слов с разделительным мягким знаком;
  • тренировать орфографические навыки детей.

развивающие:

  • развивать монологическую и диалогическую речь детей;
  • обогащать пассивный словарный запас детей и переводить слова из пассивного словаря в активный;
  • развивать познавательную активность школьников;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать самоконтроль и анализ;

воспитательные: 

  • формировать  основы здорового образа жизни.

Оборудование:

  • школьная доска;
  • демонстрационные и наглядные материалы (карточки со словами);
  • раздаточный материал («дощечки»);
  • тетради;
  • учебники

Время проведения урока: 40 минут.

Структура занятий

Время

  1. Организационный момент

3-5 мин.

  1. Основная часть урока

20-25 мин.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

5-10 мин.

Ход урока:

        

  1. Организационный момент:

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?        

Учитель: «Молодцы! Теперь давайте глубоко вдохнем и настроимся на работу».

Дыхательная гимнастика («Глубоко вдохните»; автор: А.Н. Стрельникова)

На счет 1 – 4 – вдох через нос,

5 – 12 – выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

Учащиеся садятся за парты.

  1. Основная часть урока.
  1. Сообщение темы урока.

Учитель: «Ребята, вам сегодня предстоит сделать маленькое открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. Она не обозначает звука и о ней мы говорили на прошлом уроке. Как вы думаете, о какой букве идёт речь?»

Дети: «О букве «ь».

Учитель: «Верно! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Давайте вспомним правило: «Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я».

  1. Выполнение упражнений, направленных на совершенствования навыка написания слов с разделительным мягким знаком.
  • «Минутка чистописания»

Учитель просит детей прописать в строчку следующие слоги: льи, лье, льё, лью, лья.

(*Перед началом работы в тетрадях учитель проверяет посадку учащихся).

  • Работа на «дощечках».

Учитель: «Ребята, достанье ваши «дощечки». Посмотрите, у нас на доске висят карточки со словами. Прочтите их вслух. Сейчас ваша задача переписать на «дощечку» только слова с разделительм мягким знаком. Как только будете готовы – поднимите дощечку и покажите её мне». (*В ходе выполнения этого задания дети много двигаются, поднимая и опуская дощечки при фронтальной проверке, что способствует профилактике утомления)

  • Упражнение «Слоги спорят». Работа у доски.

Учитель: «Дети, посмотрите. В этом упражнении слоги спорят. Какой слог не прав? Зачеркните лишний слог».

В чашки чаю я на(лью/лю),

С мамой сяду на терраске.

И пока не задрем(лью/лю),

Буду слушать, слушать сказки.

Учитель: «Молодцы! А сейчас давайте с вами дадим нашим ручкам минуту отдохнуть и сделаем пальчиковую гимнастику. Приготовьте ваши ручки».

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

  • Работа с учебником.

Учитель: «Откройте ваши учебники на странице 37. Найдите упражнение 11. Прочтите задание («Спиши текст. Подчеркни в тексте слова с разделительм мягким знаком»). Выполняем упражнение у себя в тетрадях».

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

А собака по-собачьи

Ходит гордости полна.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.

И по-заячьи зайчишка

Всё спешит запутать след.

(*Перед началом работы в тетрадях учитель проверяет посадку учащихся).

Физкультминутка.

Учитель: «Ребята, мы сегодня на уроке много работали и теперь пришло время отдохнуть. Повторяйте за мной».

(*Координация речи с движением)

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Движения руками вправо – влево)

Будто опять закружится хотят

(Поднимаются, кружатся)

  • Повторение правила.

Учитель: «Ребята, а давайте вспомним правило написания разделительного мягкого знака! «Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я».

(*Дети вместе с учителем хором читают правило, что способствует снятию напряжения и повышению активности детей на уроке).

  • Упражнение «Хлопни в ладоши» (на закрепление)

Учитель: «Молодцы! Мы сейчас немного отдохнули. А теперь будьте внимательны! Я буду показывать вам карточки, а вы, узнав в словах разделительный мягкий знак,хлопните в ладоши. Но перед этим, давайте потренируем наши глазки и сделаем гимнастику для глаз».

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Учитель: «Очень хорошо! Теперь же слушайте внимательно!»

Учитель показывает на карточках написанные крупным шрифтом слова, а дети, узнав в словах разделительный мягкий знак, хлопают в ладоши.

Минутка релаксации: под спокойную мелодию дети отдыхают.

  1. Итог урока. Рефлексия. Запись домашнего задания.

- Что понравилось больше всего  на уроке?

 - Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого

Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака....

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...

Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».

Консперк урока по письму дл учащихся 3 класса школы 8 вида. Основной целью данного урока является дифференциация учащимися разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласн...

Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....

Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"

Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом буду...

Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком

Дидактические игры разработаны для обучающихся с нарушением интеллекта (интеллектуальными нарушениями)....