Конспект урока 5 класс. Инфинитив.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Козина Ольга Валерьевна

Конспект урока 5 класс. Инфинитив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infinitiv.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  (1 час)

Учитель: Журина Ольга Валерьевна

Тема урока: Инфинитив

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Систематизировать  знания учащихся о неопределенной форме глагола и  ее грамматических  особенностях.  

Задачи:

  1. Обучающие:
  • усовершенствовать знания учащихся о глаголе как части речи;
  • развить умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
  • сформировать умение  правильно ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме;
  • сформировать представление о правописании -тся и -ться в глаголах
  • повторить написания корней с чередующимися гласными е//и.

  1. Развивающие:
  • формировать произвольное зрительное  внимание с помощью неосложненного списывания;
  • развивать зрительную память   учащихся с помощью упражнения;
  • обогатить активный словарный запас учеников морфологическими терминами (инфинитив, неопределенная форма глагола).

  1. Воспитательные:
  • совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе создания устного и письменного ответа по предмету;
  • воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету.
  • формировать интерес к изучению русского языка с помощью занимательного языкового материала;

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Список использованной литературы:   http://nsportal.ru/, Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., М.: 2012 - 318 с., интернет ресурс: http://www.proshkolu.ru/, Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов.)

    Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

I. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя; ведущее слово

1 мин.

II .

Повторение изученного

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Метод: диктант

Прием: распределительный диктант

5 мин.

III. Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: педагогическая сказка

Метод: проблемная ситуация

Прием: проблемное слово учителя

Метод: беседа

Прием: репродуктивно-эвристическая

10 мин.

IV .  Закрепление изученного

Метод: языковой анализ

Прием: грамматический разбор

Метод: педагогическая игра

Прием: игра «хлопок»

Метод: практический

Прием: работа с учебной книгой

Метод: списывание

Прием: выборочное списывание

25 мин.

V. Дача д/з

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

2 мин.

VI . Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

3 мин.

Методическое обоснование:

Наряду с основной целью урока – систематизировать  знания учащихся о неопределенной форме глагола и  ее грамматических  особенностях, преследуются еще ряд задач, каждая из которых, безусловно, важна сформировать умение  правильно ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме;сформировать представление о правописании -тся и -ться в глаголах. На уроке новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают ”их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. На изучение данной темы отводится один урок. Изучение нового материала строится на использовании КСО. Для лучшего усвоения новой темы используется: анализ языкового материала, эвристическая беседа по опорной схеме и языковым материалам, зрительный, , активный метод обучения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Орг.момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке.

2.

Повторение изученного

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

-  Когда в корне будет писать и, а когда е?

Метод: диктант

Прием: распределительный диктант

- Сейчас мы напишем распределительный диктант. Работать будем так, мысленно разделите свою тетрадь на два столбика, в первый столбик вы запишете слова с с чередующейся гласной –и, во второй – е. Изученную орфограмму обозначьте. Двое человек у доски остальные в тетрадях. Проверим.

Слова для справки:

Подбирать, запирали, сжигать, заблестели, уберёт, протирать, задирает,  придирается,  обмерли,  расстилается, подстелить,  блестящий,  устелить.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа:

- написания корней с чередующимися гласными е//и.

Образец записи в тетради:

и

е

Подбирать, запирали,

 сжигать

протирать, задирает,  придирается

заблестели,

уберёт

обмерли

подстелить,  блестящий,  устелить

3.

Актуализация знаний

Метод: ?

Прием: решение анаграммы

- Для того что бы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, вам необходимо решить анаграмму?

- Что такое анаграмма?

ьтировогиьтичу

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа:

- Анаграмма - слово или словосочетание, образованное на основе другого слова или словосочетания перестановкой букв, составляющих его.

- Учить и говорить.

4  

Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя.

- Девизом нашего урока станут эти два слова.

Метод: проблемная ситуация

Прием: проблемное слово учителя

 - Как вы думаете, почему зашифрованы были именно эти слова?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Можно ли определить время действия? Кто говорит, данные глаголы?

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа:

- Нет, так как это глаголы неопределённой формы.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя.

- Сегодня мы будем, говорить о неопределённой форме глагола и учиться задавать вопросы к ним.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя.

-- Как еще по-другому называется неопределенная форма глагола?

- Что вы знаете об инфинитиве ?

- А сейчас мы прочитаем об «Инфинитиве» сказку, читать будем по ролям. (Варя-слова автора, Алина - девочка Оля, Стас- Инфинитив) Наша задача, не просто прочитать, а  узнать какими же признаками обладает инфинитив.

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

– Часы! – услышала она голос.

– Что?

– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

– Почему вы живёте здесь один?

– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец –

Инфинитив – звучит занятно, –

Я вам назвался, наконец.

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу, – меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его по-видимому нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени – так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

Метод: чтение

Прием: озвученное выразительное чтение

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

- Что нового вы узнали об инфинитиве?

Образец устного ответа:

- у него нет ни числа, ни лица, ни наклонения, ни времени. Ему присущи лишь категории вида (писать – написать), грамматические значения возвратности (строить – строиться) и переходности (красить, лежать), связанные с категорией залога. Глаголы могут стоять в неопределенной форме, они отвечают на вопрос что делать? что сделать?

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Откройте учебник на странице 218, прочитаем правило.

- Назовите окончания инфинитива, приведите свои примеры.        

Метод: чтение

Прием: неозвученное

ТЬ, ТИ- окончания, а чь входит в состав корня.

4

Закрепление изученного

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

- Проверим, насколько  хорошо вы усвоили особенности этой формы. Откройте учебник на странице  219-ой.  Выполним  упражнение 618 –ое.

- Прочитайте задание, что надо сделать? Работать будем у доски по  цепочке.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- ВидитНСВ-Видеть(2спр.искл.)

ЛаетНСВ-Лаять(1спр)

СлышитНСВ-Слышать(2спр)

ЕзжуНСВ-СъездитьСВ

ПривезлиСВ(формообразующий суф.л в основу не входит)- привезтиСВ

ГребуНСВ-ГребстиНСВ

СтроятсяНСВ- строитьНСВ

СтрижетсяНСВ-стричьсяНСВ

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование

- Посмотрите на слайд, перед вами фразеологизмы. Что такой фразеологизм?

- Ваша задача, заменить фразеологизм на инфинитив.

- Составьте предложение с любым фразеологизмом. Проверим.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Зарубить на носу; - запомнить

Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. - молчать

Метод: Наблюдение

Прием: наблюдение над языковым материалом

- Образуйте от глаголов в левом столбике неопределенную форму глагола и запишите в правый столбик. Что у вас получилось. Саша, прочитай.

Ленится

мчатся

надеется

учится

Метод: беседа

Прием: эврестическая беседа

- Чем отличаются пары слов друг от друга?

- У глаголов в левом столбике можно определить лицо, число? А в правом, почему?

- Обратите внимание на правописание глаголов на –тся и –ться. Как пишутся такие глаголы? Почему в одном случае пишем ь знак ,а в другом случае нет.

- Для того что бы быстрей запомнить это правило, нам поможет это стихотворение.

                            Прежде чем глагол писать,

                            Не забудь вопрос задать.

                            Так как мягкий знак в вопросе,

                            И в глаголы его вносим.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Ленится – лениться,

мчатся - мчаться,

надеется – надеяться,  

учится – учиться,

- В первом случае глаголы отвечают на вопрос что делает?  а во втором – что делать?

- У глаголов в левом столбике можно определить лицо, число (глаголы 3 лица), в правом – это глаголы неопределенной формы.

- Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то перед -СЯ  Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ пишется мягкий знак.

Метод: слово учителя

Прием: интструктирующее слово учителя

- Сейчас мы выполним задание, это предостережет от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

- Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

- ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- в 1 предл.сущ, во 2и 3 гл.

Метод: списывание

Прием: выборочное списывание

-Перед вами 6 пословиц, работать будем по варианта. Ваша задача списать пословицу вставить пропущенную букву, подчеркнуть орфограмму, устно объяснить значение пословицы.

1.От безделья дурь наживает…ся, в труде воля закаляет…ся.

2. Мир освещает…ся солнцем, а человек - знанием.

3. Кто упорно трудит…ся, тот всему научит…ся.

4. Не плюй в колодец: пригодит…ся воды напит…ся.

5. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся.

6. Трудолюбивый ест, что нравит…ся ему, ленивый – что достанет…ся ему.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа

От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3. Кто упорно трудится, тот всему научится.

4. Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Трудолюбивый ест, что нравится ему, ленивый – что достанется ему.

Метод: мотивации деятельности

Прием: игра

Игра «Услышь Ь».

– А сейчас поиграем, я буду читать слова, ваша задача хлопните в ладоши, если мягкий знак в глаголе надо писать, нет – сидите тихо.

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: языковой анализ

Прием: грамматический разбор

- Запишем предложения, выполним полный грамматический разбор. Составим схему.

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

5

Д/З        

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 218 и 219-ой . Выполнить упражнение 621.

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

6

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

Метод: говорение

Прием: ответ по предмету

-  Я узнал(а), что инфинитив отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У инфинитива нет рода, числа, лица и времени. Что он имеет окончания ТИ, ТЬ, может иметь постфикс после окончания, а также в предложении может быть любым членом, как подлежащим, так и сказуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...