Курс предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе «Сочинение на ОГЭ»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Аниканова Екатерина Павловна

            Данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов и направленных на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают обучающиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс способствует обобщению и систематизации знаний учащихся в области лингвистики; и на его основе росту речевой культуры школьника.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аниканова Екатерина Павловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Куйбышевской  СОШ им. А.А. Гречко

Курс  предпрофильной  подготовки по русскому языку в 9 классе   «Сочинение на ОГЭ»                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                               Пояснительная записка

            Данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов и направленных на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают обучающиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс способствует обобщению и систематизации знаний учащихся в области лингвистики; и на его основе росту речевой культуры школьника.                                                                                                                                                                  

           Участники курса - учащиеся 9 классов, желающие подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку, а также курс может быть использован при ИГЗ (индивидуально-групповых занятиях).

           Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы.                                                                        В конце занятия  или в качестве домашнего задания учащимся рекомендуется написать небольшую творческую работу, контрольный тест, применив полученные знания.

          Основными задачами изучения курса являются

          1.  Развитие общекультурной компетентности учащихся;

          2.  Закрепление и углубление знаний, умение применять их на практике;

          3.  Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности;

          4.  Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

         Содержание курса: программа курса рассчитана на18 часов. Она построена на повторении знаний по лексике,  морфемикеморфологии, синтаксиса и пунктуации. Рабочая программа курса носит примерный характер. Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания.

        Специфика подхода к занятиям

        Форма организации курса – 18 учебных занятий. При этом каждое  занятие  обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок прохождения разделов и факультативное количество потраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.

        Прогнозируемый результат.   К концу изучения курса учащиеся должны:

- обобщить и систематизировать знания  в области лингвистики;                                                                                                                                                                  -  уметь анализировать художественное произведение и излагать результаты такого анализа литературным языком;                                                                                                                                                   - знать особенности сочинения-рассуждения и уметь работать над сочинением;

- знать критерии оценивания сочинений 15.1,15.2,15.3.                                                                                                                                                  

        Содержание курса:                                                                                                                                                                                                                        1.  Виды сочинений: 15.1, 15.2, 15.3.

2.  Лексика, изобразительно-выразительные средства.

3.  Морфология.

4.  Синтаксис.

5.  Грамматика.

6.  Пунктуация.        

7.  Речь и язык. Функции языка.

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды работ

Подготовка к выполнению задания 15.1

1

13.01

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Лекция учителя.

2

20.01

Учимся понимать и объяснять смысл высказывания.

Слово учителя, работа с таблицами №1, №2. «Изобразительно-выразительные средства и их функции».

3

27.01

Морфемика. Лексика. Роль лексических средств выразительности.

Лекция учителя, работа с таблицами №3, №4: «Морфемика», «Лексика».

4

03.02

Имя существительное и его роль в предложении и тексте.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          Ввод в сочинение примеров из исходного текста и из жизни .

5

10.02

Имя прилагательное  и его роль в предложении и тексте.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          Работа с текстами сочинений учеников, слово учителя.

6

17.02

Местоимение и его роль в предложении и тексте.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          Беседа, тренировочные упражнения.

7

24.02

Глагол и его роль в предложении и тексте.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём.

8

03.03

Причастие,  деепричастие и их  функции  в предложении и тексте.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          

9

10.03

Роль частиц и союзов в предложении.

Лекция учителя,  работа с таблицей №5. «Морфология».          Работа с обобщающими таблицами, устный опрос.

10

17.03

Части речи.

Работа с обобщающими таблицами.

11

24.03

Взаимосвязь лексики и синтаксиса,                                 лексики и грамматики.

Лекция учителя, работа с таблицами №6, №7, №8: «Синтаксис», «Взаимосвязь лексики и синтаксиса», «Грамматика».

12

07.04

Взаимосвязь морфологии и синтаксиса.

Работа с обобщающими таблицами.

13

14.04

Знаки препинания и их функции в предложении.

Лекция учителя,  работа с таблицей №9. «Пунктуация».          

14

21.04

Речь и язык. Функции языка.

Лекция учителя,  работа с таблицами №10,  №11: «Язык как средство коммуникации (общения)», «Речь, язык как средство характеристики человека»        

15

28.04

Подготовка к выполнению задания 15.2. Сочинение-рассуждение на тему,                                    связанную с анализом текста.

Лекция учителя. Учимся писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

16

05.05

Практикум. Сочинение-рассуждение на тему,                                    связанную с анализом текста.

Лекция учителя. Учимся писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

17

12.05

Подготовка к выполнению задания 15.3. Сочинение-рассуждение на тему,                                    связанную с толкованием значения слова.

Работа со словарём толкования значений слов. Пишем сочинение-рассуждение «Что такое мужество».

18

19.05

Как написать по шаблону сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Собираем банк аргументов.

                                                                           

                                                                                      Список использованной литературы

  1. Л.И.Мальцева, Русский язык, 9 класс. Сочинение на ОГЭ.Издатель Мальцев Д.А., Ростов-на-Дону, Народное образование, Москва, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс

В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Рабочая программа предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе.

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий по русскому языку в 9 классе для более успешной сдачи ОГЭ....

Курс предпрофильной подготовки по русскому языку для 9 класса.

Программа элективного курса была создана с учётом заданий ОГЭ....