Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Облогина Наталья Сергеевна

Урок изучения нового материала с применением современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы по обобщению опыта  использования современных образовательных технологий и методов в уроках русского языка и литературы

Тема «Род имён существительных» (21.02.2014 г.)

Цели:

Обучающие:

1.Формировать умение   определять  род  имени  существительного.

2. Формировать умение согласовывать  прилаг. и глаг.  прош. вр. с им. существительными.      
3. Применять   знания  в необычной учебной ситуации.

Развивающие: 

  • Развитие  творческих способностей  обучающихся;
  • Правильное  использование  слов с учетом речевой ситуации.

Воспитательные: 

  • Воспитание  интереса к  русскому языку. Расширение  кругозора обучающихся.
  • Воспитание  эстетического вкуса.
    Планируемые результаты деятельности:
    предметные: научиться определять род имён существительных, применять знания на практикеслов, производить различные виды языкового анализа ; личностные: формировать устойчивую  мотивацию к обучению, познавательный интерес, навыки индивидуальной работы, творческой деятельности, коллективной исследовательской деят-ти; метапредметные: научиться правильно излагать свои мысли, соблюдать основные орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические стилистические нормы рус. яз.; научиться выступать перед аудиторией,  вести диалог и монолог; научиться общаться, обсуждать, доказывать, анализировать.
    Формирование УУД: коммуникативные – научиться слышать и слушать, точно выражать свои мысли, оценивать партнёра, сотрудничать;  регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять проблему, искать необходимую информацию, включаться в новые виды деятельности;

познавательные – учиться  объяснять языковые процессы, явления, исследовать.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-помощницы. Презентация.

  • Раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.

Ход урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Цели, замечания

I. Оргмомент.

1.Приветствует. Здравствуйте, ребята.

-Какое сегодня великолепное  утро!
- А почему?

(Потому что к нам приехали гости!)
 - А как надо встречать гостей?
(А гостей встречают с любовью, все лучшее -  для гостей, а тем более в праздники дарить им подарки.)
подарим гостям и друг другу наши улыбки и хорошее настроение.

-Проверьте, готовы ли вы к уроку? Все ли дети в классе? Школьные принадлежности на месте? Тогда начинаем урок?
(Отмечает отсутствующих)

                Приветствуют.
Предлагают варианты своих ответов.

Вспоминают праздник День защитника Отечества.

Улыбаются друг другу и гостям.


Проверяют свою готовность к уроку.

1.Настрой на работу.

2.Создание благоприятной атмосферы.

3.Связь с жизнью, историей.

4.Воспитание доброты, уважения друг к другу, к присутствующим на уроке.

Звучит музыка «Хорошее настроение»

II. Интеллектуальная разминка.


Проверка д.з.


Актуализация знаний.

Проверим ваше лингвистическое здоровье. (Надеюсь, что здоровье физическое у вас в порядке.)-Вспомним, как правильно нужно сидеть

Вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках.

1.Перед вами криптограмма, т.е. запись, сделанная способом шифрованного письма. Прочтите ее и  запишите в тетрадь:

Е В С Е Ь

Т Ь Т Е Н

А  М  Ь Е

Н  А. Н Ч

Е У Ч Е У

2. Беседа:
- Что  у вас получилось?

- Что такое пословица?

- Как вы ее понимаете? (Народ высоко ценит знания, учение).
Индивидуальная работа  у доски

- 1 человек у доски выполнит синтаксический разбор этого предложения.

-1 человек морфологический разбор слова свет.

Работа с классом

- Найдите слова, имеющие противоположное значение?
- Как они называются?

- К какой части речи они относятся?
- Докажите.
- Какой раздел науки о языке изучает части речи?

- Существует выражение «темный ты человек», как вы его понимаете?

-Права ли наша пословица?
Вывод: вы много знаете, о вас нельзя сказать, что вы «темные люди». Лингвистическое здоровье в порядке.
- Проверьте, правильно ли выполнили свое задание работающие у доски.

Говорят по строчке:

-Я тетрадь свою открою
- И наклонно положу.

- Я, друзья, от вас не скрою,

-Ручку я вот так держу!

- Сяду прямо не согнусь,

- за работу я возьмусь

Расшифровывают криптограмму:

Записывают:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Отвечают:

- Пословица.

- Это мудрость народа.

Объясняют значение пословицы.

Индивидуально работают у доски 2 человека. (Леоненкова И.,

Катеринкин О.)

Класс

(Ученье-неученье, свет-тьма.)

Антонимы.

Существительные.

(Отвечают правило)

Морфология.

Объясняют.

Проверяют, исправляют ошибки, оценивают работу одноклассников.

СЛАЙД

1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».

2. Повторение синтаксического, морфологического разборов; лексики (антонимы); фразеологии.

3. Развитие логического мышления.

4.Воспитание внимания, бережного отношения к здоровью( правильная осанка)

5.Воспитание любви к знаниям.

6. Формирование умения индивидуальной самостоятельной работы, умения оценивать свою работу на данном этапе  и работу  одноклассников.

7. Связь с литературой (УНТ)

III
Изучение нового материала. Определение темы урока.

Целеполагание.

Задание:  найдите в пословице существительные

Девочки –  м.р. и ж. р;

 мальчики – среднего.

- Как вы это сделали?

-Какова тема урока?

Записывает тему на доске «Рот имен существительных».

- Почему возникла ошибка?

-Как исправить?

- Как называются слова, которые имеют одинаковый звуковой состав, но разное лексическое значение и разное написание? (Омофоны)

- 1 человек у доски произведет фонетический разбор слова род.

-Подберите однокоренные слова к слову род.

-Предположите, что мы можем узнать на уроке?

На обороте доски – план.

- Что такое род?


Свет, тьма

Ученье, неученье

- Отвечают (он, мой;…)

-Читают на слайде:
Женский род запомню я…

Определяют сами (Род имен существительных).

Записывают тему в тетрадь, исправляют.

Бурдужан Л. (фонетический разбор)

Подбирают.

Читают план:

1. Род имени существительного.

2.Согласование прилагательного и глагола прош. вр. с сущ.

3. Существительные общего рода.

4. Применение знаний на практике.

- Грамматическая категория

СЛАЙД

Алгоритм

1. Формирование умения работы с алгоритмом.

2. Умение видеть цель работы.

3. Развитие внимания, орфографической зоркости.

4. Повторение фонетического разбора, лексики.

СЛАЙДЫ «Цель урока», «Задачи урока»

IV.  Работа с учебником.

Закрепление.

1)Упр. 500. (по вариантам: 1- девочки, 2-мальчики).

 

- Трудно было определить род существительного?

- Какие окончания имеют сущ. м., ж., ср.р.?

- Существительные изменяются по родам?

- А прилагательные? А почему?

Выполняют по 5 словосочетаний девочки, 5 – мальчики.

Проверка по «Цепочке».

Отвечают на вопросы.

Они согласуются с существительными в роде, числе падеже?

1. Работа по плану.

2. Письменное выполнение упр.

3. Отработка навыка по определению рода сущ.

4. Развитие монологической речи, навыков самостоятельной работы.

V. Разминка.

Динамическая пауза.

Предлагаю динамическую ппаузу:

РАЗ – подняться, подтянуться,

ДВА – согнуться, разогнуться,

ТРИ – в ладошки 3 хлопка,

На ЧЕТЫРЕ – ноги шире,

ПЯТЬ – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть опять.

Выполняют упражнения.

СЛАЙД

1. Снятие напряжения.

VI. Закрепление.

2. Задание.

Я приготовила для вас 2 трудных слова – тюль и мозоль. Определите их род, прослушав стихотворение.

1).Мама тюль купила новый и повесила в столовой.

Гошка ложкой по утрам уплетает кашу там.

2). На Гошкиной ладошке проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

- К директору пойду!

Пусть завтра же отменят уроки по труду.

А между тем у Гошки Мозоль была от ложки.

- Какое окнчание имеют эти сущ.?

- Одного  ли они рода?

- Какие слова помогли определить род данных сущ.?

3) Упр. 501 (устно) проговаривание в парах.

4) Разбери слова по составу, определи их род (записывает слова на доске):

 Девочки: домишко, топорище (м.р.);

мальчики – пылища (ж.р.), болотище(ср.р.).

Слушают стихотворение, определяют род.

Подготовка к ГИА

Уплетает (ест с большим аппетитом).

Проклюнулась (появилась, образовалась)

Отвечают на вопросы.

Проговаривают в парах.

Это сущ. м., ср., ж.р.

VII.

Новые знания. Существительные общего рода  

Нам прислал 6 кл., некий  Саша Щ. загадки:

Представление общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

1)В доме- грязь, черна рубаха,

А зовут его….

2)Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

3)Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

- К какому роду отнесем слова неряха, жадина, растяпа?

(Это сущ. общего рода, подробно с ними познакомимся в 6 классе)

Слушают, вставляют.

Делают вывод о существительных общего рода.

СЛАЙД

«Род имен существительных» (обобщающий) + каждому на стол таблица.

VIII.

Контроль знаний.

12. Тестирование  /Подготовка к ГИА/

-У вас на столах лежат  тесты. Отметьте «крестиком» правильный ответ.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ и т. д .

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

картофель, машина, тюль, поле, печенье,

кровать, рояль,

снегирь, солнце
(в карточке 10 им. Сущ.)

Выполняют задание теста

Взаимопроверка по слайду:

10 заданий – 1 б за каждое:

10 б. – 5;

9 б. – 4;

8 б – 3;

7 б. – 2.

СЛАЙД

(ответы)

IX. Подведение итогов

Повторение – мать учения

- Как определить род сущ.?

-Что нового узнали на уроке?

- Сущ. изменяются по родам?

- Как ведут себя глаголы и прилагательные в сочетании с сущ.?

1.Обобщение изученного, выявление пробелов в знаниях.

X. Домашнее задание

Задает д.з.:

1) Сост. 5-6 предложений на тему «Моя семья», употребляя сущ. ж.,м.,ср.р.;

2) + 1 б. записать 3 сущ. общего рода  и 3 сущ., род которых трудно определить.

Записывают в дневники

СЛАЙД

«Д.З.»

1. Развитие связной речи.

2. Самостоятельная отработка навыка определения рода сущ.

XI. Рефлексия

Выразите свое отношение к уроку:

-полезный;

-понравился;

-скучный.

- Выполнили все, что хотели.

Выражают (рисуют мордочку с улыбкой, огорчением, безразличием и т.д.)

XII. Самооценка обучающихся

Выставляет отметки, соглашается или нет с оценкой обуч-ся.

Оценивают свою работу и работу друзей

XIII. Организованно заканчиваются занятия

Просит всех встать, сказать спасибо гостям.

Желает всем праздничного, хорошего настроения.

Встают, благодарят за урок.

Музыка «Хорошее настроение»

XIV. Резерв времени

Карточка

Самост. работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.

В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...