Рассуждение как тип речи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Лысенко Ольга Николаевна

Урок русского языка в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lysenko_o.n.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Лысенко Ольга Николаевна,

 Родионово-Несветайский район

Тема урока: Настоящий учитель – это… (Рассуждение как тип речи)

Класс: 9

УМК: Русский язык, 9 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.

Цели для учителя:

  • актуализировать знания обучающихся по теме «Рассуждение как тип речи»;
  • развивать у обучающихся навыки анализа текста;
  • формировать у школьников умение отбирать материал для сочинения;
  • воспитывать уважительное отношение к труду учителя.

Цель для обучающихся:

  • учиться формулировать тезис сочинения-рассуждения и комментировать его;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать ответственное отношение к учению;
  • расширять словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств;
  • воспитывать уважительное отношение к труду учителя.

Метапредметные:

  • пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • отбирать  и систематизировать материал на определенную тему;
  • создавать устные и письменные тексты типа рассуждения с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • взаимодействовать с одноклассниками в процессе речевого общения, совместного выполнения практического задания.

Предметные:

  • знать особенности текста типа рассуждения, его структуру;
  • указывать способы и средства связи предложений в тексте;
  • строить устные и письменные высказывания типа рассуждения;
  • исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки.

Ход урока

  1. Мотивация

(Учитель читает стихотворение, записанное на доске или проецируемое на экран)

…! Они как свет в пути…

Какое ж нужно огненное сердце

Иметь в груди, чтоб людям свет нести,

Чтоб след его вовек не мог стереться!

А чем их труд измерить, ты спроси

У миллионов армии народной.

Подвижников немало на Руси,

Но нет мудрее их и благородней!

  • Как вы думаете, людям какой профессии посвящены эти строки? Какое слово нужно вставить вместо точек?
  • Почему вы так думаете? Обоснуйте свои предположения.
  • В начале октября в России отмечается День учителя. Вы, наверно,  готовите поздравления, праздничный концерт?
  • Вчера ко мне обратилась с просьбой президент школьного самоуправления. Она попросила нас написать заметку «Настоящий учитель» в школьную газету. Справимся?
  • Скажите, текст какого типа мы будем создавать?

  1. Целеполагание

  • Как бы  вы определили тему  урока? (Кто такой настоящий учитель?)
  • А что для каждого из вас будет лучшим результатом на этом занятии?
  • Что же нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? (определить, какими чертами обладает настоящий учитель; повторить признаки текста, особенности типа речи рассуждение, средства связи предложений в тексте)
  • Итак, кого же можно назвать настоящим учителем, какими качествами он должен обладать. Обратимся ещё раз к стихотворению. Прочтите его внимательно и скажите, о каких чертах   людей этой профессии говорит автор?
  • Свои выводы  и наблюдения записывайте в тетрадь. Это будет рабочим материалом к сочинению.

  1. Реализация задач

А. Черты характера

«Огненное сердце» - неравнодушие, доброта;

«А чем их труд измерить» - трудолюбие, самоотверженность; благородство, мудрость.

Словарная работа

  • Кто такие подвижники (работа с толковым словарем)

ПОДВИЖНИК : 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Пояснение: Аскет - человек, ведущий строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Обет - торжественное обещание, обязательство.

  • Почему поэт называет учителей подвижниками?

Б. Подберите эпитеты к слову учитель

Опытный, строгий, молодой, добрый, мудрый, первый, любимый…

В. Запишите глаголы, описывающие действия учителя

Учит, требует, спрашивает, воспитывает, рассказывает, проверяет, знает…

Г. Какие чувства вы испытываете по отношению к учителю?

Доверие, любовь, уважение, страх, беспокойство…

Д. Как проходят занятия?

Интересно, увлекательно, живо, шумно, спокойно, тихо…  

Е. Какие ассоциации возникают у вас при слове «учитель»?

Журнал, класс, дети, урок, книга, доска…

  • Одним предложением продолжите фразу Настоящий учитель – это…, у вас получится тезис  будущего сочинения.

Проверка выполненной работы +  коррекция на этом этапе.

  • Теперь в двух предложениях прокомментируйте свой тезис, объясните, что именно вы имели виду, как вы сами понимаете смысл сказанного вами.

Проверка выполненной работы +  коррекция на этом этапе.

  • Какие средства связи использовали? Почему? Можно ли было сказать иначе?
  • Говоря о настоящем учителе,  кто-то из вас, возможно, вспомнил свою первую учительницу.  Своими воспоминаниями о первой учительнице делится с читателями известный писатель Борис Васильев.

  1. Контроль и коррекция

Чтение текста упр. 115, стр. 53-54 полностью, а потом работа в группах (парах) по анализу текста (по абзацам).

1-ый абзац

- Почему рассказчик забыл имя учительницы? Важно ли оно?

- На какую деталь во внешности учителя обращает внимание автор?

- Как это характеризует учительницу?

- Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой (Моя первая учительница  казалась мне старой, потому что была строгой, неулыбчивой, всегда одетой в тёмное).

2-ой абзац

- Почему в этом абзаце  так много глаголов?

- Какие эпитеты помогают нам услышать трамвай? Почему именно такие?

- Какой вы представляете учительницу?

-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой. (В выходной день мы вместе с учительницей поехали на звонком трамвае за город)

3-ий абзац

Кто такие кривичи?

Что значит: смолить суда? аромат красных боров? Почему «красных»?

- Какой представляется вам учительница в этом абзаце?

-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой. (Учительница привела нас к самому старому дубу и рассказала историю возникновения города Смоленска и его названия)

4- абзац

- В каждом предложении этого абзаца повторяется местоимение «я». Как объяснить такой повтор?

- Какие ещё слова повторяются? С какой целью? Определите их значение и различие (прикоснулся – слегка дотронулся; прикоснулся – узнал что-то)

- В чем заключается главная задача учителя?

-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой (Именно здесь я проникся любовью к родине, к её прошлому, и сейчас благодарен за это первой учительнице)

Представление группой или парой результатов своей работы.  Оценивание.

Как бы вы теперь продолжили фразу «Настоящий учитель – это…»?

  1. Рефлексия.

Что вас сегодня удивило?

Что важного для вас было на уроке?

Какой опыт, приобретённый на уроке, пригодится вам в будущем?

Домашнее задание: доказать ваш тезис, подобрав один аргумент из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Рассуждение как тип речи"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", урок составлен по программе и учебнику С.И.Львовой....

Рассуждение как тип речи

Научить отличать типы речи и дать понятие о рассуждении как типа речи....

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Рассуждение как тип речи».

Урок закрепления полученных знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по зад...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...