«Какое привлекательное имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сторожева Оксана Александровна

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prilagatelnoe.docx24.35 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Какое привлекательное имя прилагательное»

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

5 класс

Цели:

- обобщить теоретические знания об имени прилагательном

- формировать умение использовать  в речи  имена прилагательные

- создать условия, способствующие развитию личности ребенка и  эффективному усвоению учебного материала;

- развивать  умение  размышлять, осмысливать, делать самоанализ;

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Жанр урока: урок – путешествие.

Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы (карточки для индивидуальной работы)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - путешествие, полное опасностей и неожиданностей, путешествие в страну «Имя прилагательное».        Мы отправимся по этой волшебной прекрасной стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи.

Перед вами маршрутные листы, на которых вы должны написать свою фамилию и имя. 

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами послушаем небольшое стихотворение про эту удивительную страну:

Я - слово замечательное, -

 Сказало прилагательное, -

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

 Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

И мы с вами сегодня в этом не раз убедимся! А сейчас отправляемся в путь!

  1. Первая станция «Корректорная»

Перед вами текст.  Внимательно прочитайте  его. Как вы думаете, чего не хватает в данном тексте? Правильно, прилагательных!  

Давайте попробуем побыть немного в роли поэтов и писателей, вставив подходящие по смыслу прилагательные в предложенный вам текст.

Весна

Пригрело ________________  солнце. На ___________________  полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________________  ручеёк, наполнил до краёв ____________, _______________ лужу, перелился через край в дальше в лес побежал. Опустели ____________________   квартиры в _______пне.  Лягушки очнулись  от _______________  сна.  Ожил под ___________________  солнцем и _____________________  дом — муравейник.

(Г.Скребицкий)

Что придают имена прилагательные речи?

Ученики: «Имена прилагательные  придают речи  точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской». «Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира»

Как называются яркие образные определения, которые часто используются в художественных текстах? (Эпитеты)

  1. Вторая станция «Лексическая».

Что такое антонимы? Синонимы?

Задание по вариантам

Подберите антонимы к словам:

  1. глубокая   
  2. бедный
  3. холодный
  4. редкий
  5. далёкий
  6. грязный
  7. кислый
  8. активный

Подберите синонимы к словам:

  1. нежный
  2. красивый
  3. нищий
  4. безобразный
  5. благоуханный
  6. безоблачный
  7. грубый        
  8. преданный

- Молодцы, и снова вы справились с заданием! Мир без дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

- А теперь давайте посмотрим, как же умеют имена прилагательные изменяться. Это очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному.

4. Третья станция - «Грамматическая»

Измените прилагательное, чтобы получилось предложение.

Было (прекрасный) утро. Глаза невольно сжимались от (ослепительный) блеска (солнечный) лучей. (Плакучий) ивы купали в воде свои ветви, а в (густой) зарослях осоки прятались (большой жёлтый) цветы. Птицы пели свои (волшебный) песни. Настроение было (замечательный).

От чего зависит форма прилагательного?  Какие общие грамматические признаки есть у прилагательного и существительного? Как изменяются имена прилагательные?

Вывод: прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.

  1. Четвертая станция – «Орфографическая»

Молодцы! Вы справились с заданием! А сейчас проверим, умеете ли вы правильно определять окончания прилагательных. Но для начала давайте вспомним песню-помощник!

Песня 

Вставляем пропущенные буквы, выделяя окончание

Меняемся листочками, проводим взаимопроверку.

Ранн_ прогулка; по осенн_ лесу; январск_ день; у молод_ дуба; по чист_ воде; у душист_ акации; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; вечерн_ зарю; о приятн_ прогулке; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь.

0-пять

1-2 – четыре

3-4 - три

  1. Вот мы приближаемся и к пятой станции, которая называется «Морфологическая». 

И здесь вашему вниманию, дорогие путешественники, представляется небольшая сказка о местных жителях (подготовленный ученик рассказывает)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили там имена прилагательные. Они были недовольны своей фигурой – считали себя полными и очень хотели избавиться от лишнего веса. Они перепробовали разные диеты, чтобы похудеть и быть красивыми и стройными.

Однажды главный диетолог города, а по совместительству и инструктор по фитнесу мистер Глагол предложил им сесть на суперэффективную морфологическую диету. С его помощью имена прилагательные успешно занимались на тренажерах, упражнялись на беговых дорожках. «Спорт, спорт и еще раз спорт, и никакого ужина», - твердили они каждый день.

После этой морфологической суперэффективной диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош», «тяжелый» в «тяжел», «мягкий» в «мягок».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе - по родам.

Вывод: отличия полных и кратких прилагательных.

В предложенных вам текстах находим краткие и полные прилагательные и определяем, какими членами предложения они являются. В последнем предложении расставить пропущенные знаки препинания.

Спокойное и ласковое море лежало около берегов. В центре оно было светлое, а дальше отливало фиолетовым цветом. Под пароходом оно было зеленое и прозрачное. Рядом с пароходом бежала стая забавных дельфинов. Хорошо были видны их могучие тела. Берег быстро уходил. Скоро скрылись густые парки белые стены дач голубые горы.

Вывод: Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

  1. Итоги

Мы с вами посетили последнюю станцию замечательной страны «Имя прилагательное». Сейчас я вам предлагаю подвести итоги нашего познавательного путешествия и заполнить данный текст, конечно, используя только имена прилагательные!

Вот и подошел к концу наш______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята  нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.  Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________

Подведение итогов урока и выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Первая станция «Корректорная»

Весна

Пригрело ________________  солнце. На ___________________  полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________________  ручеёк, наполнил до краёв ____________, _______________ лужу, перелился через край в дальше в лес побежал. Опустели ____________________   квартиры в _______пне.  Лягушки очнулись  от _______________  сна.  Ожил под ___________________  солнцем и _____________________  дом — муравейник.

(Г.Скребицкий)

Вторая станция «Лексическая».

Подберите антонимы к словам:

  1. глубокая __________
  2. бедный____________
  3. холодный__________
  4. редкий_____________
  5. далёкий____________
  6. грязный____________
  7. кислый_____________
  8. активный___________

Подберите синонимы к словам:

  1. нежный_____________
  2. красивый ___________
  3. нищий______________
  4. безобразный__________
  5. быстрый______________
  6. безоблачный__________
  7. грустный______________
  8. преданный___________

Третья станция - «Грамматическая»

Измени прилагательное, чтобы получилось предложение.

Было (прекрасный) утро. Глаза невольно сжимались от (ослепительный) блеска (солнечный) лучей. (Плакучий) ивы купали в воде свои ветви, а в (густой) зарослях осоки прятались (большой жёлтый) цветы. Птицы пели свои (волшебный) песни. Настроение было (замечательный).

Четвертая станция – «Орфографическая»

Вставить пропущенные буквы, выделить окончания.

Ранн_ прогулка;

по осенн_ лесу;

январск_ день;

у молод_ дуба;

по чист_ воде;

у душист_ акации;

в син_ дымке;

тих_ вечерами;

весенн_ порой;

поздн_ осенью;

из дремуч_ леса;

в дальн_ плавании;

вечерн_ зарю;

о приятн_ прогулке;

после вчерашн_ дождя;

в горяч_ печь.

Пятая станция – «Морфологическая»

Найти краткие и полные прилагательные. Подчеркнуть их как члены предложения. В последнем предложении расставить пропущенные знаки препинания.

Спокойное и ласковое море лежало около берегов. В центре оно было светлое, а дальше отливало фиолетовым цветом. Под пароходом оно было зеленое и прозрачное. Рядом с пароходом бежала стая забавных дельфинов. Хорошо были видны их могучие тела. Берег быстро уходил. Скоро скрылись густые парки белые стены дач голубые горы.

Итог

Вот и подошел к концу наш______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята  нашего класса были ________________________. Они давали__________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.  Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ___________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самые обаятельные и привлекательные", праздник для старшеклассников

Праздник этот – традиция нашей школы. Проводим его по ступеням обучения, т.е. в три потока. В прошлом учебном году он прошёл особенно интересно у старшеклассников. Об этом  свидетельствовали комм...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.

Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....

Открытый урок-обобщение в форме игры "Ах, это привлекательное имя прилагательное"

Открытый урок-обобщение в форме игры "Ах, это привлекательное имя прилагательное"...

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...