Технологическая карта урока "Фразеологизмы". УМК А.Д.Шмелева, 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Алексеевна Истомина

Урок по ФГОС. В данном уроке четко прослеживается системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istomina_marina_alekseevna_tehnologicheskaya_karta.rar270.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 74  Фразеологизмы.                                                                                                                                                                                             Дата: ____________

Цель:  формирование знаний о фразеологизмах как особом ресурсе русского языка.

Задачи: в результате изучения данной темы у обучающихся  сформируется понятие о фразеологии как разделе лингвистики, о фразеологизме как особом ресурсе языка; ребята научатся определять значения фразеологизмов, находить фразеологизмы-синонимы; обучающиеся  продолжат работу с толковым и фразеологическим словарями русского языка, осознают необходимость употребления в речи фразеологических оборотов.

Планируемые результаты (Формируемые УУД)

Личностные: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Понимать роль лексических единиц (слова, фразеологизма) в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Познавательные: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Наблюдать за ролью фразеологизмов в речи, использовать их в собственной речи.

Коммуникативные: Строить продуктивное речевое взаимодействие в паре и группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.

Предметные: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова,  опознавать омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

УМК Шмелёва А.Д.

Учитель: Истомина Марина Алексеевна

Оборудование:

  • Русский язык: 5 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. – М.: Вентана-Граф, 2014;
  • Приложение к учебнику;
  • презентация к уроку;
  • тетради-справочники обучающихся.

Этапы

урока

Дидактические задачи

Содержание этапа. Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Примечание

Организа-ционный момент

Создание благ. эмоц. настроя

Приветствие обучающихся. Проверка их готовности к уроку.

- Запишите число, «Классная работа». Объясните орфограммы в записи.

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

Записывая число и вид работы (классная работа), ребята объясняют орфограммы.

Слайд 1

Проверка домашней работы

Проверка знаний о синонимах и антонимах

Проверка домашнего задания:

-  письменно  упражнение 60. Как вставили слова-синонимы?

- упражнение 70 – отгадки.

Отвечают на вопросы. Выявляют трудности, возникшие при выполнении работы.

Этап целе-полагания

Стимулирова-ние самостоятельной  познавательной

деятельности обучающихся

Организует работу уч-ся по определению темы и целей работы на уроке, комментирует ответы уч-ся.

- Упражнение71 – устно, по вопросам и заданиям учебника.

1) Сравните пары  предложений. Можно ли сказать, что они передают один и тот же смысл?

2) Определите, какие слова или словосочетания в первом предложении соответствуют значению выделенного словосочетания во втором предложении.

3) Какие предложения более яркие, выразительные?

(Пары предложений на слайдах 2, 3)

  1. Я очень долго тебя жду. – Битый час тебя жду.
  2. Хитрая лиса обманула и старика, и волка. – Хитрая лиса обвела вокруг пальца и старика,  и волка.

- Встречались ли вы с подобными выражениями? Как они называются?

- С каким понятием будем работать? Сформулируем тему урока и задачи.

Осознают своеобразие темы  урока, формулируют для себя цели и задачи урока.

Устно выполняют предложенные задания.

- Да, пары предложений передают один и тот же смысл. Выразительнее вторые примеры в парах (с фразеологизмами).

Формулируют тему урока и задачи.

Слайды 2, 3.

Слайд 4

Тема урока

Этап открытия знаний

Расширение знаний учащихся о фразеологизмах  

Используя разные дидактические методы и приёмы, организует работу уч-ся по получению новых знаний о фразеологизмах.

 - §11, с.266 – 267.  Изучите теоретический материал учебника,  работая в парах и группах.

  1. Работа в парах. Выполнить в парах задание, данное перед теорией: составить и обсудить вопросы для одноклассников.
  2. Работа в четвёрках: пары обучающихся задают др.др. свои вопросы и отвечают на них.
  3. Желающие ученики дают устный отзыв о проделанной работе (о содержании нового материала, о наиболее понравившихся вопросах и ответах).

- Обобщим изученное с помощью таблицы.

F:\Фразеол\фразеологизм.jpg

Осмысливают, выполняют задания, сопоставляют, делают выводы об особенностях фразеологизмов как особом ресурсе русского языка; подчеркивают важность понятия устойчивое выражение:

- используем в готовом виде;

- нельзя заменять слова в составе  фразеологизмов.

Делают выводы о фразеологизмах как средстве выразительности русского языка.

Записывают выводы в тетрадях-справочниках.

Слайд 5

Работа в парах и четвёрках поможет лучше разобрать материал.

Слайд 6

Тетради для справочных материалов по русскому языку ведём в 5 – 9 кл. – хорошая шпаргалка в подготовке к ОГЭ.

Физминутка в середине урока

Этап первично-го приме-нения знаний

Применение знаний  в ходе выполнения тренировочных упражнений

Разъясняет действия, организует работу, осуществляет выборочный контроль.

- Упражнение 72 – выборочное письмо, объяснение ЛЗ выписанного фразеологизма «заморить червячка» - «поесть».

- Упражнение73 – составление пар предложений с данными словосочетаниями:

 1 – употребив данное словосочетание в прямом значении (свободные), 2 -  употребив данное словосочетание как фразеологизм. Всего в упражнении 9 словосочетаний: по 3 для трёх вариантов. После выполнения устная проверка, обсуждение.

- Упражнение 74. «Кто быстрее?» Замените данные фразеологизмы со словом ходить свободными словосочетаниями из справок. Прокомментируйте свои результаты (по 1 словосочетанию). Выполните запись по образцу,  данному в учебнике.

- Упражнение 75 – распределительное письмо с комментарием по цепочке.

- Упражнение 76. 1 задание:  устно определите значения фразеологизмов. 2 задание: «Кто быстрее?»: найдите и выпишите фразеологизмы-синонимы (во что бы то ни стало, любой ценой). Кто быстро найдёт, поднимайте руку.

 

- Упражнение 77 – работа с толковым словарём. В «Учебном толковом словаре» («Приложение», с.12 – 29), найдите примеры таких словарных статей, в которых есть фразеологизмы. Зачитайте их.

Выполняют задания, реализуя умение решать языковые задачи

Анализируют особенности   употребления фразеологизмов, их  значения.

Самостоятельное выполнение задания, обсуждение составленных предложений.

 Первые 6 учеников, поднявшие руки, объясняют свой выбор, остальные записывают по образцу, данному в учебнике.

Записывают словосочетания в две колонки, объясняя свой выбор.  

  1. Определяют значения данных фразеологизмов.
  2. Выписывают фразеологизмы-синонимы (во что бы то ни стало, любой ценой).

Находят примеры словарных статей  в «Учебном толковом словаре с фразеологизмами, зачитывают их.

Слайд 7

Проверка упр.72.

 Этап контроля

Контроль усвоения темы

 Разъясняет задание самостоятельной работы.

Упр.76,  задание 3 –  самостоятельная работа в парах. Взаимопроверка по ключу: пара на пару.

Выполняют самостоятельную работу с целью проверки усвоения изученного.

Слайд 8

Взаимопро-верка

Этап подведения итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Задает вопросы, комментирует выставляемые оценки.

Рефлексия «Светофор»: зеленый – «Всё получилось!»

                                          желтый - «Справился, но было трудно!»

                                          красный  – «Не всё получилось!»

- Скажите, кто какие отметки сегодня заслужил. Обоснуйте выставляемые  вами отметки.

Называют степень понимания материала урока, задают возникшие вопросы, оценивают свою работу на уроке, поднимая карточки-кружочки «светофора»

Слайд 9

Инструк-таж по выполне-нию до-машнего задания

Прокоммен-тировать, разъяснить задание

Комментирует домашнее задание, позволяя  обучающимся  выбрать задание базового или повышенного уровня сложности.

-  Всем выучить (что?)_____________.

- Выполнить письменно:

упражнение 79 или

  • упражнение 78.

Задают вопросы, познакомившись с заданиями. Выбирают задание для домашней работы по степени сложности предложенных учителем упражнений.

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока.    Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.   Оборудование: д...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание союзов" по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Правописание союзов" (По учебнику под редакцией А,Д. Шмелева)...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...