Работа по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Стадник Лена Николаевна

Методика взаимодействия с учащимися, автором которой является М.Б. Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становится эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по подготовке обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ

Методика взаимодействия с учащимися, автором которой является Марк Бенцианович Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становится эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).

Первое, что очень важно предпринять – ввести активное использование «средств обратной связи» на уроке -  сигнальные карточки - кусочек картона, оклеенный с одной стороны зеленой бумагой, с другой – красной; сигнальная линеечка - это обычная линеечка, края тыльной стороны которой окрашены в контрастные цвета, например, в красный и синий /или зеленый/.

При использования этого приема надо проявить твердость и настойчивость как по отношению к учащимся, так и к себе лично. Дело в том, что в противном случае мы снижаем эффективность собственного труда.

Первое время идет сложная для самого учителя перестройка сознания,  учителю приходится постоянно «держать под контролем» не только содержание излагаемого учащимся материала, последовательность различных этапов работы и смены виды деятельности учащихся, но и ...собственную речь и даже собственное поведение (перед уроком приходилось обдумывать буквально все, вплоть до того, где, как и когда стоять, как на что реагировать, какими будут интонации и пр.).

Ведь до сих пор, почти наверняка, у нас выработалась привычка моментально реагировать на каждую значимую реплику ученика, прямо или косвенно оценивая ее. Теперь предстоит нелегкая задача – отучить себя от подобной реакции. Чтобы дети начали работать на уроке активно и постоянно, надо им эту возможность предоставить. Наши оценочные высказывания, автоматически вырывающиеся в ответ на реплики учащихся – это барьер развитию их мышления и самостоятельности. Фактически, мы думаем вместо учащихся, а они превращаются в исполнителей. Отсюда и отвлечения на уроке, и пассивность школьников.

Итак, первая причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные карточки» - необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся со стороны учащихся сдерживать себя, запрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию ученикам.

Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке – … страх перед реальностью. Когда учитель «задает вопрос классу», то есть работает фронтально, он, услышав хотя бы от одного из учащихся правильный ответ на вопрос, считает возможным перейти к следующему вопросу. Урок идет быстро и сравнительно легко. Поэтому если сигнальные карточки не используются, учитель чувствует себя сравнительно комфортно: хотя бы кто-то из учащихся дал правильный ответ – уже хорошо, можно изучать материал дальше. А с карточками картина иная: все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал «простой» вопрос после только что проведенного объяснения и – на тебе! – перед ним лес карточек с неправильными ответами.

Правильное использование средств обратной связи дает возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от каждого ученика в классе! При ответе ученика у доски оценивает ход рассуждений не учитель, а класс – не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.

На традиционном уроке, задав вопрос, учитель теряет время, не зная заранее, какой ответ может дать вызываемый им ученик. Многие ученики стремятся ответить не потому, что задание вызывает их интерес и стимулирует к размышлениям, а  потому, что им важно обратить на себя внимание педагога, доказать себе и окружающим, что они на уроке есть, присутствуют, работают. Во втором варианте диалога учитель снимает эту проблему за счет того, что каждый из его учеников сумел выразить свое мнение, подняв (или не подняв, если мнение не сформировалось!) сигнальную карточку.

 Следующий удачный момент - постановка требования обосновывать мнение. Требование «доказать» звучит достаточно строго, и большинство учеников, не уверенных в правильности своего ответа, «отсеялись»: они отказались давать ответы на вопрос, понимая их несостоятельность. В итоге ни учителю, ни учащимся не пришлось страдать, выслушивая невразумительные ответы.

Итак, уже само по себе использование средств обратной связи на уроке – непростая задача, требующая от учителя определенной перестройки сознания.

Поэтому каждый учитель, решившийся сделать средства обратной связи естественной и необходимой составляющей урока и научившийся их применять, уже преодолел ступень методического роста, сделал хороший шаг в своем профессиональном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»

Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...

Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА-9. Черненькая Е.А. МБОУ СОШ №1.

Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА - 9.Черненькая Е.А., МБОУ СОШт №1....

«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

       Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...

План работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по физике

План работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по физике ...

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).

Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...

Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"

quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...

Система работы по подготовке обучающихся к ОГЭ по математике

В статье описан опыт подготовки девятиклассников к ОГЭ...