Система работы по подготовке обучающихся к ОГЭ по математике
статья по математике (9 класс)

Копытова Татьяна Петровна

В статье описан опыт подготовки девятиклассников к ОГЭ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К О ГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ Копытова Татьяна Петровна учитель математики МБОУ Школы №53 г.о. Самара

Слайд 2

Есть только два препятствия в обучении: «У меня ничего не получится» и «Ну, я все это знаю». Успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью Между «Ну, я все знаю» и «Я хорошо сдам ОГЭ!» - колоссальная разница !

Слайд 3

Главное правило вычислений: Если какое-то вычисление можно упростить – упростите его. 1. 18·17 = 18·10 + 18·7 = 180 + 10·7 + 8·7 = 180 + 70 + 56 = 250 + 56 = 306 2. 9450 : 2100. Вспомним, что знак деления : и дробная черта – одно и то же. Запишем 9450 : 2100 в виде дроби и сократим эту дробь: 4. Найдите значение выражения . Привести к общему знаменателю 36 и 45. 36 = 4*9, 45=5*9 НОК(36, 45)= 4*9*5=180 3. Числа, оканчивающиеся на 5, в квадрат возводятся моментально 45 2 =2025 ( 4*5+20 и добавить 25), 65 2 = 4225, 125 2 =15625; В заданиях вычислительного характера, предлагаю записывать ответ в стандартном виде или в виде десятичной дроби, если это возможно.

Слайд 4

При решении задач на растворы, смеси и сплавы использую картинки 2. Научить ученика самостоятельно решать задачу

Слайд 5

(16 * 10 -2 ) 2 (13*10 4 ); (4,9* 10 -3 )(4*10 -2 ) 3. «Непривычные» задания 2. Выразить из формулы одну величину через другие 1. Выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде 3. Проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы

Слайд 6

Решение: 56 :4 * 3 = 42 4. Модуль «Геометрия».

Слайд 7

Решение: 72 : 2 = 36 Решение: 360 : 18 = 10 частей. 5 * (10-1) = 45

Слайд 8

5. «Техника выполнения КИМа ». Обучение постоянному жёсткому контролю времени; Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий; Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности; (что нужно было найти? обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», исправные или неисправные) Обучение приёму «спирального движения» по тесту;

Слайд 9

038А - 9:15, 020У - 9:30, 016Ф - 9:08

Слайд 10

Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет: 1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме; 2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов; 3) повысить уровень познавательных способностей учащихся; 4) повысить мотивацию учащихся к учебе; 5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; 6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей .

Слайд 11

1. Выполнение зачетных работ

Слайд 12

2. Выполнение диагностических работ в форме ОГЭ

Слайд 13

2. Использование интернет- ресурсов Решу ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/ АСУ РСО https://smr.asurso.ru

Слайд 14

Наш девиз: нельзя научить – можно научиться! Желание – это огромная движущая сила и половина пути к успеху во всем!



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Копытова  Татьяна Петровна

учитель математики

МБОУ Школы №53 г.о. Самара

В статье описан опыт подготовки девятиклассников к ОГЭ – 2017г.

Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе – это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.

Уровень обученности детей разный. Есть  учащиеся  с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.

Успешнее сдает экзамен тот, кто

  • в полном объеме владеет материалом,
  • хорошо знаком с процедурой проведения экзамена,
  • психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.

Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

Есть только два препятствия в обучении:  «У меня ничего не получится» и «Ну, я все это знаю». Первое из них намного проще преодолеть! Уверенность появляется и растет с количеством решенных задач. А вот второе убеждение мешает и троечникам, и отличникам. Оно ограничивает, не дает расти. Между «Ну, я все знаю» и «Я хорошо сдам ОГЭ!» - колоссальная разница!

Выходом из этой ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы.

 «У меня нет способностей к математике. Как печально. Наверно, я хуже всех. Никогда мне не получить хорошего образования...» Жалеть себя можно бесконечно. А может быть, дело совсем не в этом? Не в загадочных «математических способностях», а в простых вещах, которые   вполне по силам каждому ученику. Ведь школьная математика на самом деле проста. Для того чтобы получить на ОГЭ положительную оценку, нужно владеть лишь четырьмя арифметическими действиями – сложением, вычитанием, умножением и делением. И еще, пожалуй, надо знать, что такое x2 и √x. Всё. Сложности начинаются, когда дети сами себя запутывают: «убрать x» (куда убрать-то?). «Избавиться от корня» (как именно избавиться?) Появляются какие-то магические действия, смысл которых непонятен.  

При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы я поставила для себя конкретные задачи:

 1. Начинать подготовку к ОГЭ по математике надо с арифметики.

Оказывается, и у двоечника, и у «ботаника» одна и та же беда – арифметические ошибки. Дети не умеют считать.  На уроках химии, физики, географии обучающиеся решают задачи с  использованием  калькулятором, в том числе и на экзамене, а на математике –нет! Это проблема №1.

Не умеют пользоваться черновиком, записи неряшливые, допускают ошибки при раскрытии скобок, больше всего ошибок с обыкновенными дробями.

С младших классов я учу детей применять главное правило вычислений: «Если какое-то вычисление можно упростить – упростите его».

Предлагаю такие упражнения:

1. 18·17 = 18·10 + 18·7 = 180 + 10·7 + 8·7 = 180 + 70 + 56 = 250 + 56 = 306;

2.  9450 : 2100.  Вспомним, что знак деления : и дробная черта – одно и то же. Запишем 9450 : 2100 в виде дроби и сократим эту дробь;

3. Числа, оканчивающиеся на 5, в квадрат возводятся моментально

452 =2025  ( 4*5+20 и добавить 25), 652  = 4225, 1252 =15625;

4. Найдите значение выражения                

Привести к общему знаменателю 36 и 45.   Я предложила слабым  детям такой способ  36 = 4*9, 45=5*9  НОК(36, 45)= 4*9*5=180

В заданиях вычислительного характера, предлагаю записать ответ  в стандартном виде или в виде десятичной дроби, если это возможно.

2. Научить ученика самостоятельно решать задачу. Для этого надо научить правильно читать текст задачи, разложить информацию на составляющие, выделить главное и отбросить то, что не будет использоваться при решении. В результате этого задача становится «прозрачной» и решается устно или путем нескольких простых преобразований.

При решении задач на растворы, смеси и сплавы помогают картинки.

В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

 

3. Научить работать с  «непривычными» заданиями. Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений, содержащихся в популярных учебниках по алгебре и геометрии, а по некоторым заданиям в учебниках представлено недостаточное количество упражнений.

В первой части работы такими «непривычными» заданиями являются задания, в которых предлагается:

  • выразить из формулы одну величину через другие;
  • выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде (на эту тему отводится всего 2 урока алгебры в 8 классе);

(16 * 10-2)2 (13*104);           (4,9* 10-3)(4*10-2)

  • проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы (речь идет не о заданиях, где туристы ушли в поход, а потом вернулись обратно, а о заданиях, где по графику надо определить, кто из кандидатов получил больше голосов в период с 20-й до 40-й минуты);
  • ответить на вопросы по теории вероятностей.

4. Модуль «Геометрия». Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Ведь до 7 класса они привыкли видеть другую математику. Бόльшая часть школьников не любит этот предмет из-за необходимости выучивать наизусть немалое количество теорем, а без знания теории невозможно научиться решать геометрические задачи. Поэтому многие школьники путают медиану, биссектрису и высоту, не знают определение синуса и косинуса в прямоугольном треугольнике, не умеют вычислять площадь треугольника, не видят сходственные стороны в подобных треугольниках. Эти термины и определения необходимо повторять во время дополнительных занятий и на индивидуальных консультациях.

5. Основополагающие темы

  • тема решения квадратных уравнений в 8 классе;
  • теорема Пифагора в 8 классе;
  • площади фигур.

Я  подвожу восьмиклассников к изучению этих тем таким образом, чтобы у них не возникал вопрос «Почему?» эта тема так важна. Учащимся 8 класса предлагаю ознакомиться с вариантами ОГЭ, и вычленить вместе с ними ряд заданий, для выполнения которых необходимы умения решать квадратные уравнения, выделять задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах.

6. Числовые функции и их графики, расширив подборку заданий:

  • на построение графиков элементарных функций в общем виде;
  • на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания);
  • на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество.

При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана. Ученик должен четко представлять связь между аналитической записью уравнения, неравенства, системы уравнений и их графической интерпретацией.

7. «Техника выполнения КИМа». Эта техника включает в себя следующие моменты:

  • Обучение постоянному жёсткому контролю времени. Например, если на выполнение первой части (20 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания необходимо затратить не более 3 минут, а остальные 3 часа посвятить второй части работы.
  • Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
  • Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.
  • Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами вторую часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, № 21), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена первая часть работы. Затем можно перейти вновь к первой части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание первой части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала первой части, а затем второй части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.

8. Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

 Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Для этого разработана система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет:

1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;

2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов;

3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;

4) повысить мотивацию учащихся к учебе;

5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;

6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

В систему контроля включены: индивидуальная диагностическая карта развития обучающегося по подготовке к ОГЭ 9 класс математика, лист контроля зачетных тем, статистика выполненных работ на сайте «Решу ОГЭ» 

Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется возможность поработать над ошибками и затем обязательно пересдать проверочную работу. Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.


1.Лист зачетных  работ

Ф.И. _____________________________ Класс ______________

Дата

Тема зачетной работы

Баллы

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Числа и вычисления

Уравнения, неравенства и их системы

Простейшие текстовые задачи

Числа, вычисления и алгебраические выражения

Графики функций

Прогрессии

2. Выполнение диагностических контрольных работ

Индивидуальная диагностическая карта развития обучающегося по подготовке к ОГЭ 9 класс математика

______________________________________________________________________________________

дата

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

3Использование интернет ресурсов

Решу ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/ 

https://smr.asurso.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе

В данной презентации представлена  система подготовки обучающихся  к ГИА по математике  в 9 классе. Представлен план мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в которых ...

Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике."

В данной статье описаны некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам....

ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "

Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике...

Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике

Исследовательская работа "Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике" (из опыта работы)...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Индивидуальная программа для подготовки обучающихся к ОГЭ по математике на 2017-2018 учебный год

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутрен...