Словесная перестрелка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Наплавкова   Елена  Анатольевна

Интеллектуально – развлекательная игра

«Словесная перестрелка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: интеллектуально – развлекательная игра

«Словесная перестрелка»

                                                  7  класс

Цель:

привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,  развитие мыслительной деятельности,  речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства коллективизма.

Оборудование:

презентация,раздаточный материал,высказывания:

«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

«Слово толковое стоит целкового»

«Слово – знак ума»

«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает»  (Народная мудрость)

Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка). 

 В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.

Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.

Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?

Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.

4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт  пал,  пар кур, атаика, лон ица, ага кет, кор бал, танхис, ара арм, ада пля, скакер).

Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).

Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.

Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:

А

Ас

Акр 

Арфа

Астра

Альянс

Анархия

Акварель.

Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.

Задание8: «Напиши верно». Командам надо написать  8 трёхбуквенных слов, которые читаются в любом порядке.

Значения слов:

1. Проведённый в ворота мяч.  (Гол)

2. Часть лица. (Нос)

3. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)

4. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)

5. Крупная служебная собака. (Дог)

6. Состояние покоя. (Сон)

7. Правильный многогранник. (Куб)

8. Подневольный человек. (Раб)

Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:

«А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.

«Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.

«З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.

«И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.

«О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.

«С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.

«Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.

Каждая буква для отдельной игры.

Задание 10: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

Умный человек – (мудрец)

Торговал на Руси – (купец)

Делает подковы – (кузнец)

Остался без жены – (вдовец) 

Венчает дело – (конец)

Не самка – (самец)

Школьная сумка – (ранец)

Горькое растение – (перец)

Скрывается от милиции – (беглец)

Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой …(велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит …(телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…( черепаха)

Ведущий: Слова, как сыры…

Слова, как бахча…

Слова, как укроп,

Как гвоздика с корицей,

Но каждому могут

Они покориться!

Итак, кто быстрее составил слово «Победитель!»?

Подведение итогов, вручение грамот, призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Словесная перестрелка"

Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном...

Внеклассное мероприятие "Словесная перестрелка"

Внеклассное мероприятие "Словесная перестрелка" может использоваться для учащихся 5-6 классов....

Языковая перестрелка 10-11 классы

В рамках предметной недели было проведено внеклассное мероприятие между 10 и 11 классами...

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"

Урок-игра во 2 классе "Снежная перестрелка"...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Словесная перестрелка

 Проводятся несколько конкурсов, связанных темой – «Слово». За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой (буквы заранее определены – П, О, Б, Е,Д, И,Т,Е,Л,Ь). Таким об...