Изменение имен прилагательных по родам.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Попова Ирина Викторовна
Урок построен в виде игры. В предверии Нового года ребята смогли окунуться в атмосферу праздника не выходя из класса. Разнообразные задания, связанные с зимними забавами помогли учащимся обобщить, закрепить и систематизировать знания об изменении имен прилагательных по родам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи  в 6 классе  по теме: «Изменение имён прилагательных по родам».

Цели урока:

- обобщить, закрепить, систематизировать знания учащихся об изменении имён прилагательных   по родам;

-закрепить  навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.

- коррекция внимания, памяти,  мелкой моторики.

- воспитание  культуры общения, интереса к предмету.

Тип урока: урок  обобщения, систематизации,  закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: смешанный урок.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

  1. Орг.  Момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок письма, но он сегодня необычный. К нам на урок пришли  гости.

-А если у нас гости, то, что мы делаем?

- Правильно, ребята, и мы их сегодня угостим:

- теплым приемом, добрыми улыбками, отличными знаниями.

-Ребята, какой праздник приближается?

-Новый год.

-Все мы с нетерпением ждем этой встречи и сегодня на уроке окунемся в атмосферу Нового года.

В гости к нам пришла Зима

Много снега намела.

2. Сообщение темы урока.

-Ребята, давайте вспомним, с какой частью речи мы работали с вами  на прошлых уроках письма.

- Работали с именем прилагательным .

- Правильно.

-  Что такое имя прилагательное?  

- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

- Для чего нужны в речи имена прилагательные?  

- Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной.

- Как изменяются имена прилагательные?  

-Имена прилагательные изменяются по родам.

Тема урока: « Изменение имен прилагательных по родам».

 На уроке мы будем обобщать полученные знания и   закреплять   навыки правописания окончаний имён прилагательных в м. р., ж.р. и ср.р.

Тема урока: « Изменение имен прилагательных по родам».

  1. Пальчиковая гимнастика « На ёлке».

-Прежде чем писать, подготовим наши руки и пальчики к письму в тетрадях!

Мы на ёлке веселились,            Ритмичные хлопки в ладоши

И плясали, и резвились             ритмичные удары кулачками

После добрый Дед Мороз       шагают по столу средним

                                                        и указательным пальцем

Нам подарки преподнёс           пальцами обеих рук

Дал большущие пакеты       рисуют руками большой круг

В них же вкусные предметы:            ритмичные хлопки в ладоши

Конфеты в бумажках синих,          загибают пальцы  рук начиная с больших

Печенье рядом с ними,  

Шоколад и мандарин,

И огромный апельсин.

Праздник будет интересным,            Хлопают в ладоши

Необычным и чудесным.

- Замечательно.

4.  Повторение .

-  Откройте тетради ,запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.  девятнадцатое декабря, классная работа.

5. Словарная работа.

-Ребята, а Зима –то к нам пришла со своими проказами и задания нам приготовила (Задание на снежинке.)

Замените прилагательные одним словом одним. Подсказкой вам слова из разминки, вспоминайте, что принес Дедушка Мороз в большом мешке?

  (при произнесении словарного слова учащимися вывешивается картинка на доске):

- вкусная, сладкая, шоколадная (конфета);

-большой, круглый, жёлтый (апельсин);

- песочное, фруктовое, сладкое (печенье);

- горький, молочный, белый (шоколад);

-оранжевый, маленький, ароматный (мандарин);

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

 Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный ( какой?) - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос:  какой частью речи они являются? -это имена существительные, обозначают предмет).

Составьте словосочетания, используя прилагательное «интересный», чтобы оно согласовывалось с существительным в м.р., ж.р., ср.р.

ИНТЕРЕСНЫЙ  ЖУРНАЛ, ЧЕЛОВЕК, РЕБЁНОК, РАССКАЗ

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, ИСТОРИЯ, СКАЗКА

ИНТЕРЕСНОЕ КИНО, ЗАДАНИЕ, МЕСТО

Ученик работает у доски.

-Определите род имён прилагательных. Как вы его будете определять?.

- Род имен прилагательных определяется по роду  имен существительных, с которыми они связаны.

- Выделите окончания имён прилагательных. Какие ещё окончания имеют прилагательные?

Составить предложение со словосочетанием.

Ребята смотрят интересный журнал.

6. Физминутка.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Посмотрите  на доску и скажите, какую геометрическую фигуру вы видите?

 -Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью

- Посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Продолжаем работать дальше.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, Зима   не на шутку разбушевалась. Засыпала  всё вокруг пушистым снегом, намела огромные сугробы. Ветер разбросал окончания прилагательных. Давайте соберем все окончания и распределим их по группам. На доске (или развешаны по классу): ая яя ий ый ой ое

                  М.р.                                ж.р.                                     ср.р.

           

               ий ый ой                             ая яя                                  ое ее

-Ребята, сделаем вывод: на какие вопросы отвечают имена прилагательные и какие окончания могут иметь?

Мужской род

(какой?)

Женский род

(какая?)

Средний род

(Какое?)

ой

ая

ое

ый

яя

ее

ий

Работа с сигнальными картами.

Я называю прилагательное, а вы должны определить какого оно рода, подняв соответствующую карточку.

вкусная, сладкая, шоколадная

-большой, круглый, жёлтый  

-песочное, фруктовое, сладкое  горький.

Вывод: Как определить род имени прилагательного?  (Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, с которыми они связаны).

8. Формирование умений и навыков.

-Ребята, какие зимние забавы вы знаете?

- Снежки, катание на санках, на коньках, на лыжах, можно слепить снеговика и т.д.

-Зима с вами хочет поиграть в снежки

Детям раскидываются снежки, на них прикреплено существительное. Работа в парах.  И раздаются снежинки с прилагательными.

Задание: правильно соедините   имя существительное с соответствующими ему именами прилагательными. Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь, определите  род имён существительных и имён прилагательных и выделите родовые окончания.

утро                         сильный, пронзительный, порывистый     

снег                         пушистый, серебристый, легкий

мороз                       трескучий, декабрьский, небывалый

зима                         холодная, снежная, суровая

ветер                        зимнее, ранее, морозное

Вывод: Как определить род имени прилагательного?  (Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, с которыми они связаны).

8.Физминутка.

- Совсем заморозила вас Зима. Встанем , погреемся.

Пускай снегами всё заносит (руки через стороны вверх, опустили),

Пускай лютуют холода  ( руки на пояс, повороты влево – вправо),

Зима меня не заморозит (Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе).

Не напугает никогда. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе).

9. Формирование умений и навыков.

Работа с  учебником

Стр.134, упр.218. учебник русского языка для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 6 класс. Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

10. Итоги.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Расскажем Зимушке –Зиме всё , что знаем о прилагательном.

- Что такое имя прилагательное?

-  С какой частью речи связаны имена прилагательные?    (Имена прилагательные связаны с именами существительными).

- Как изменяются имена прилагательные?  (Имена прилагательные изменяются  по родам).

- Как определить род имени прилагательного?  (Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, с которыми они связаны).

11.Рефлексия.

                                                     

12.Домашнее задание: ребята выбирают по уровню сложности сами.

13. Оценки.

В конце урока мне хотелось бы вам пожелать всегда хорошего зимнего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо вам за  работу на  уроке!

Тучка  – легкое задание.

Спиши . Подчеркни имена прилагательные. Определи род имён прилагательных.

Пришла холодная  зима. Выпал пушистый  снег. Льдом покрылось лесное озеро.

Снежинка – средний уровень сложности.

Поставьте  нужные окончания в именах прилагательных. Запишите текст. Выделите окончания имен прилагательных.

Пришла холодн… зима. Выпал пушист… снег… Льдом покрылось лесн… озеро.

Солнышко – высокий уровень сложности.

Вставьте пропущенные прилагательные. Запишите текст. Выделите окончания  и укажите род имен прилагательных.

Пришла ______________ зима. Выпал ________________ снег. Льдом покрылось ____________озеро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Урок по русскому языку в 5 классе "Изменение кратких прилагательных по родам и числам"

На данном уроке происходит формирование умения определять род и число кратких прилагательных, также развивается логическое мышление учащихся. Воспитывается интерес к русскому языку чащихся....

Изменение имён прилагательных по родам

Презентация на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...