«Вводные конструкции»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цели урока: дать представление о вводности как речевой категории, формировать умение объяснять смысловые различия разных вариантов предложений в связи с заменой вводного слова, познакомить с группами вводных слов по значению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Вводные конструкции»

Ход урока.

Цели урока: дать представление о вводности как речевой категории, формировать умение объяснять смысловые различия разных вариантов предложений в связи с заменой вводного слова, познакомить с группами вводных слов по значению.

Урок усвоения новых знаний

Учитель:

-Здравствуйте ребята. (Ребята встают и здороваются с учителем). Садитесь, пожалуйста.

Сегодня на нашем занятии я хотела бы поговорить с вами о самом важном чувстве! О каком именно, вы скажите мне сами, прочитав текст, который я вам сейчас раздам. ( учитель раздает текст, и после этого громко читает его для всего класса)

Чтение текста учителем

Учитель: 

- Ребята, а как вы думаете, что это за произведение? Кто его написал?

Ученик:  

- это отрывок из произведения «Маленький принц», автором его является французский писатель Сент-Экзюпери

Учитель:

- Молодцы, ребята. Как вы считаете, какова тема этого отрывка? О чем он?

Ученик:

- этот отрывок  о дружбе

Учитель:

- Какова основная мысль текста? Что хотел донести до нас автор?

Ученик: 

- Автор хотел сказать, что дружба - это самое важное в жизни. Человек , у которого есть друг – счастливый человек. Вот и лис говорит принцу о том, что если он его приручит, то его жизнь изменится, солнцем озарится.

Учитель:

- Очень хорошо, ребята, мне очень понравились ваши ответы.

А сейчас я вам раздам отрывки произведения, внимательно прочтите их и ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, что общего в этих отрывках и чем они отличаются?

Ученики:

- Эти отрывки одинаковы с точки зрения содержания.

Отличаются они тем, что в одном отрывке есть особенные слова и они обособлены (выделены запятыми на письме), а в другом их нет.

Это такие слова, как «пожалуйста» в предложении «Пожалуйста, приручи меня!» или «к сожалению» в реплике Маленького принца, «Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня, к сожалению, так мало времени», а также целое предложение «я уверен» в составе реплики Лиса: « Я уверен, узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис». «Конечно» в предложении «Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей».

Учитель:

- Ребята, обратите внимание на слова, что они выражают?

(во втором отрывке очень хорошо выражены чувства автора.)

- Хорошо! Как вы думаете, для чего они использованы в конкретных предложениях?

(для привлечения внимания читателя)

- Отлично, ребята, давайте мы с вами нарисуем таблицу, для того чтобы нам было проще находить их в письме. Открываем тетради и записываем число, нарисуйте два столбика, точно так же как и у меня на доске.

Примеры

Значение

Может быть

Конечно

Пожалуйста

Неуверенность

Уверенность

Привлечение внимания

- Отличная работа, вы все умницы! Скажите мне, пожалуйста, с какой целью эти слова были введены в предложения?

(Показать чувства автора)

- А как, по-вашему, можно назвать эти слова?

(эти слова можно назвать введенные слова.

- А может, их лучше назвать вводными.)

- Правильно, вы оба правильно ответили, но .. был немного ближе к ответу. Давайте, теперь озаглавим нашу таблицу, чтобы вам было понятнее. (Возвращаемся к таблице и пишем посередине «Вводные слова»).

- Ребята, а давайте посмотрим, как эти слова живут в предложении, связываются ли они с другими словами?

(Нет, они живут отдельно от других слов и никак не связываются с ними.)

- Хорошо, теперь, давайте попробуем заменить эти слова синонимичными словами. Сейчас я вам раздам еще один отрывок, и вы попробуете заменить вводные слова. В некоторых местах попробуйте опустить вводные слова, изменится ли от этого смысл вашего отрывка?

(учитель раздает отрывок, ребята делают задания и читают учителю)

- Молодцы, мы с вами сегодня очень продуктивно поработали, а сейчас я раздам вам таблицу вводных конструкций, которая поможет вам в учебе, пожалуйста, вклейте ее в ваши теоретические тетради. Рядом с каждой группой вводных слов запишите по два примера (в составе предложений).

Обратите внимание, что вводные слова не являются членами предложения. Они взаимозаменяемы, если их опустить, смысл предложения не изменится.

Еще раз посмотрите на текст, есть ли особое обособление этих слов?

(да, на письме они выделяются запятыми с обеих сторон, если они не стоят в начале и конце предложения.)

Молодец, правильно, теперь давайте запишем предложения в тексте, чтобы вы быстрее запомнили.

Предложения:

  1. Друг, может быть, самым близким человеком, ближе, чем родные.
  2. Мне кажется, что моя подруга самая отзывчивая, она всегда помогает окружающим.
  3. Пожалуйста, не говорите о моем друге такие слова!

- Молодцы, так что вы узнали сегодня о вводных словах и их написании.

Рефлексия.

Домашнее задание: написать сочинение, используя вводные слова, на тему «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Урок окончен, до свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Вводные слова и вводные конструкции.

Урок для подготовки к ГИА с использованием ЦОР....

Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)

Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)...

вводные слова и вводные конструкции

презентация подходит для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...

СИНТАКСИС. ОГЭ. Вводные слова и вводные конструкции № 5

Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) запятую (ые) при вводном слове.И она посмотрела бы — на неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мятой(3), узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так...

Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению

Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.

Контрольная работа поможет повторить  и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...