ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕССЕНДЖЕРОВ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Гаврильева Анна Михайловна

Тема нашего исследования «Влияние онлайн-общения посредством мессенджеров на жизнь современного школьника (на примере месседжера «WhatsApp»)».

Цель исследования: выявить основные направления (тенденции) онлайн-общения посредством мессенджеров на жизнь/грамотность современного школьника.

Задачи исследования:

1.             Выявить основные цели использования мессенджера «WhatsApp»;

2.             Определить особенности использования этого вида коммуникации и выявить влияющие факторы на грамотность современного школьника;

3.             Ответить на вопрос: как соотносится норма литературного языка и онлайн-общение посредством мессенджеров на жизнь/грамотность современного школьника (уровень орфографической и пунктуационной грамотности).

Основные этапы работы:

1.             Дать определение понятий «коммуникация», «мессенджер», «WhatsApp», «норма литературного языка»;

2.             Изучить историю возникновения и развития онлайн-коммуникации;

3.             Составить опросник и провести анкетирование среди учащихся 3-9 классов МБОУ «III МООШ им. И.А. Фёдорова»;

4.             Обработать полученные данные анкетирования и сделать выводы, соотносящиеся с поставленными задачами.

Актуальность выбранной темы определена массовостью использования данного вида общения, востребованностью этого вида коммуникации.

В ходе исследования была разработана анкета-опросник, проведено и проанализировано 29 анкет респондентов (опрошенных) 1-9 классов нашей школы. Собран материал по истории возникновения и развития жанра изучаемого онлайн-общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_onlayn.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕССЕНДЖЕРОВ

НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема нашего исследования «Влияние онлайн-общения посредством мессенджеров на жизнь современного школьника (на примере месседжера «WhatsApp»)».

Цель исследования: выявить основные направления (тенденции) онлайн-общения посредством мессенджеров на жизнь/грамотность современного школьника.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные цели использования мессенджера «WhatsApp»;
  2. Определить особенности использования этого вида коммуникации и выявить влияющие факторы на грамотность современного школьника;
  3. Ответить на вопрос: как соотносится норма литературного языка и онлайн-общение посредством мессенджеров на жизнь/грамотность современного школьника (уровень орфографической и пунктуационной грамотности).

Основные этапы работы:

  1. Дать определение понятий «коммуникация», «мессенджер», «WhatsApp», «норма литературного языка»;
  2. Изучить историю возникновения и развития онлайн-коммуникации;
  3. Составить опросник и провести анкетирование среди учащихся 3-9 классов МБОУ «III МООШ им. И.А. Фёдорова»;
  4. Обработать полученные данные анкетирования и сделать выводы, соотносящиеся с поставленными задачами.

Актуальность выбранной темы определена массовостью использования данного вида общения, востребованностью этого вида коммуникации.

В ходе исследования была разработана анкета-опросник, проведено и проанализировано 29 анкет респондентов (опрошенных) 1-9 классов нашей школы. Собран материал по истории возникновения и развития жанра изучаемого онлайн-общения.

Что же такое онлайн-общение?

К истокам онлайн-общения можно отнести SMS-общение, которое в связи с развитием Интернет-услуг переродилось в онлайн-общение посредством месcенджеров. Мессенджер – приложение для современных смартфонов для обмена мгновенными сообщениями и фото-, аудио- и видеоматериалов. На данный момент известны аналогичные мессенджеры такие, как «WhatsApp», «LINE», «Viber», «Telegram» самым популярным среди пользователей является «WhatsApp».

SMS (англ. Short Message Service – служба коротких сообщений) – технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.

Само название приложения «WhatsApp» образовано на основе омофонии от английского приветствия «What’s up?» в переводе «Что случилось? Что нового?». WhatsApp — английский каламбур, основанный на фразе What’s Up? («Что новенького?»), где вместо Up написано App (application, mobile app — приложение для смартфонов). WhatsApp — популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет. Клиент работает на платформах AndroidiOS (iPhone), Windows PhoneBlackBerryNokia SymbianNokia S40, а также ОС Windows.

SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. и была затем реализована группой инженеров, среди которых были Фридхельм Хиллебранд (Дойтче Бундеспост), Бернар Жильбер (PTT), Финн Тросби (Telenor), Кевин Холли (Cellnet), Йан Харрис (Vodafone). Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети GSM компании Vodafone, спустя год после появления стандарта GSM на европейском рынке.

Было бы ошибочно думать, что язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Его идея возникла гораздо раньше.

Первыми были телеграфисты. Именно они поняли, что если из слова убрать гласные буквы, то это не помешает понять его. Правда, они ограничились служебными словами, изобретя тчк (точка), зпт (запятая), скб (скобки), квч (кавычки), двтч (двоеточие), вскл (восклицательный знак). Позже, во время Второй мировой войны, американские и английские солдаты посылали домой телеграммы с такими сокращениями, как SWALK (Sealed With A Loving Kiss), что означало «Запечатано поцелуем с любовью» и TTFN (Ta Ta For Now), что означало «Пока прощаюсь».

Идею подхватили и развили радисты, заговорившие на языке азбуки Морзе: вместо целых слов они стали писать начальными слогами, при этом и сами слова, и вся фраза в целом оставались вполне понятными.

В середине 90-х годов с появлением чатов и мобильных телефонов эти идеи получили новое развитие. Молодежь решительно освоила онлайн-пространство и сделала решающий шаг в экономии языковых средств. В какой-то степени этот шаг стал вынужденным: с одной стороны, вся прелесть общения в чате заключается именно в стремительной дуэли реплик и не терпит многословия, а с другой, длина сообщений на мобильных телефонах жестко ограничена количеством знаков. Поэтому тексты сообщения приобрели компактность и афористичность. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными. Но, тем не менее, такими средствами люди продолжают решать вечные проблемы: признаются в любви, требуют объяснений, назначают встречи, поздравляют с днем рождения и т.д. Так родился новый язык: язык чатов.

Молодежь нашла новый способ самовыражения и заслуженно заработала себе титул поколения акронимов, или Short Generation. Солидный Оксфордский словарь английского языка даже решил включить слова SMS-языка и смайликов-эмодзи, которые  преобразовались в онлайн-язык, в свою лексическую базу, в особый раздел. Редакторы словаря решили, что этот новый подвид английского уже настолько устоялся и получил такое широкое распространение, что пришла пора его узаконивать.

В связи с растущей популярностью онлайн-приложений, короткие текстовые сообщения начинают формировать отдельный и весьма оригинальный пласт лексики русского языка. Для нового способа образования морфологических неологизмов характерна экономия графических средств.

Oсновными причинами безграмотного онлайн-общения можно считать следующие:

- в связи с развитием и доступностью Интернета от мобильных операторов подростки находятся в непрерывном состоянии коммуникации, появился даже так называемый термин «человек-вечный онлайн», «жёсткий ватсапер», собеседники ощущают вполне предсказуемый цейтнот при общении в нескольких чатах через различные приложения одновременно;

- учащиеся считают, что онлайн-общение –  не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу», «Не на уроке русского языка находимся»;

- многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие;

- многие считают неправильное письмо «прикольным».

Таким образом, нынешнее поколение подростков, практикующих новый способ самовыражения через онлайн-общение, в будущем могут стать неграмотными специалистами.

Мобильная связь и своеобразный «мессенджинг» проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом. Какие-то аспекты этого влияния можно считать положительными, а какие-то вызывают тревогу у общественности. Мнения людей разделились: специалисты по образованию, ученые-филологи, социологи, психологи, даже врачи вступают в полемику. Рассмотрим разные точки зрения на данную проблему.

Например, у лингвистов популярность онлайн-общения вызывает опасение, считающих, что арго широко используется среди школьников, у которых языковая культура окончательно не сформирована. «Ученики думают на языке и пишут фонетически». Педагоги – лингвисты озабочены сложившимся положением и настаивают на искоренении текстовых сообщений в пользу сохранения языка.

В то же время существует другая точка зрения на данную проблему. Группа ученых в Британии принимает данное языковое явление как свершившийся факт и, полагая, что «новый подвид языка уже устоялся», включает список сокращение в новый Оксфордский словарь.

Другая группа ученых в Шотландии нашли наиболее подходящий способ решение проблемы, попытавшись сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятные окружающим. В университете города Глазго в сентябре прошлого года начат эксперимент – открылись курсы по «текстингу» (так преподаватели называют язык, которым пользуются при написании сообщений). С помощью ученых разработана программа и правила телефонного арго. В будущем планируется составления стандарта написания, для того чтобы сообщения стали более универсальными и понятными для всех.

Язык онлайн-общения заинтересовал не только филологов, но и врачей. Так как сообщения на мобильном телефоне набираются большими пальцами рук, уже зафиксированы случаи специфических заболеваний кистей (главным образом у подростков).

Согласно исследованиям американских психологов, уже давно изучающих «мессенджер-психологию» происходит формирование условной «зависимости от онлайн-общения», которая начинает появляться, если человек отправляет более пяти сообщений за один день. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни контактов «глаза – в глаза», считается попыткой бегства от реальности.

Но существует еще одно мнение психологов на увлечение языком мессенджеров – проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий.

На улице и в метро, в школе на уроках и переменах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим подростков, молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на сенсорные кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а сообщения, попросту «ватсапятся» (так мы и будем их называть дальше?). Использование нового вида коммуникации стало повсеместным. Так чем же отличаются WhatsApp-сообщения от других видов текстов?

Особенностью WhatsApp-сообщений является компрессия текста, транслитерация, языковая игра, позитивная эмоциональная роль, активное использование различных «смайликов-эмодзи». Основные черты сообщения как жанра – краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации – мобильного телефона, разрешающего небольшой объем сообщения и располагающего специальным набором клавиш, «смайликов-эмодзи». Эти черты влияют на языковой облик WhatsApp-сообщений, но, возможно, приводят к «засорению» языка как такового.

Онлайн-сообщения – явление с лингвистической и психологической точки зрения, скорее, позитивное. Человек, пишущий сообщения, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.

Выделим основные характерные особенности онлайн-общения:

1)        Компрессия текста. Объем сообщения ограничен (зачастую на это ограничение влияет цейтнот, возникающий при онлайн-общении), следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно у WhatsApp -автора актуализируются процессы компрессия текста, которая может происходить за счет средств разных языковых уровней:

а)        графических:

«щас»/ «ща» ← сейчас, «скока» ← сколько, «прет», «пр» ← привет, «чд» ← что делаешь, «кд» ← как дела

б)        синтаксических:

«Оформляю заказ» на два знака (Я и пробел) короче, чем «Я оформляю заказ»;

«(Мне) на автобусе (ехать) или на такси»;

Также возможны пропуски знаков препинаний или их нечастое использование (наличие только основных «.», «,»);

в)        морфологических:

«еду» короче, чем «уезжаю»,

«говорил» короче, чем «поговорил»,

поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;

г)        словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами):

усечение – пр! (Привет!), ; аббревиация – КСК, ДЗ;

д)        лексических (часто с использованием иностранных слов):

тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shop короче, чем магазин.

2)        Транслитерация. Вторая задача, стоящая перед автором сообщений и активизирующая его языковое чутье, – это так называемый транслит – необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов) или якутские слова кириллицей (что более распространено).

Например:        "Ох уж эта латиница! Писала дочке смску: Kupi moloko, maslo y…

Три раза попробовала написать "яйца" – бросила, купила яйца сама". 

3)        Языковая игра. Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве "А если так?"

Например:        Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4 или вместо буквы якутского алфавита 5 вместо 5, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие – из озорства.

4)        "Похлопывания". Наконец, важнейшей чертой онлайн-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Сообщения в большинстве своем передают не только информацию или побуждение к действию  но и то, что психолог Э. Берн называет "похлопываниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния.

Неслучайно, в сообщениях нормативные знаки препинания зачастую уступают место «смайликам-эмодзи» - графическим значкам, передающим эмоциональные смыслы:

:)         – улыбающийся

:*         – поцелуйчик

;)         – подмигивающий

:(         – грустный

:D         – смеющийся

Здесь информация идет рука об руку с желанием передать эмоцию. Точка на конце предложения дает только интонацию конца предложения. Улыбающийся смайлик служит одновременно знаком конца предложения и выражением эмоционального смысла. С точки зрения культуры речи, главное - смайлики в WhatsApp-сообщениях служат выражением дружелюбия.

Таковы теоретические положения нашего исследования. А что же мы имеем на практике?

С этой целью нами было проведено небольшое исследование, в котором приняло участие 29 респондентов.

Анкета – опросник

  1. Ваш пол:
  • мужской – 18
  • женский – 11
  1. Используете ли Вы в своей повседневной жизни WhatsApp-сообщения?
  • да –22
  • нет – 7
  1. Как часто Вы используете в своей повседневной жизни WhatsApp-сообщения?
  • очень часто – 7
  • часто – 10
  • редко – 7
  • стараюсь обходиться без них – 5
  1. С какой целью используете?
  • передача существенной неотложной (деловой) информации – 5
  • общения – 15
  • развлечения (приятное времяпровождение) – 5
  • не задумывался – 4
  1. Чаще всего Вы являетесь:
  • адресатом (тот, кому пишут) – 15
  • адресантом (тот, кто пишет) – 4 
  1. Кто чаще всего является адресатом ваших WhatsApp-сообщений?
  • друзья – 22
  • одноклассники – 20
  • родители, родственники – 5
  • учителя, преподаватели – 8
  • незнакомые люди – 0
  1. Считаете ли Вы, что WhatsApp-сообщение должно быть написано грамотно?
  • да – 6
  • нет – 10
  • не задумывался – 6
  1.  Если Вы считаете, что WhatsApp-сообщение должно быть написано грамотно, то почему?
  • так принято – 2
  • WhatsApp-сообщение – это текст, поэтому он должен быть написан в соответствии с правилами орфографии и пунктуации – 5
  • грамотное написание – показатель уровня образованности человека – 4
  • не обязательно писать грамотно – 11
  1.  Лично Вы пишете WhatsApp -сообщения, соблюдая правила?
  • да –5
  • нет – 9
  • соблюдаю орфографию – 9
  • соблюдаю пунктуацию - 1
  • как получится – 7
  1.  Чаще всего вы получаете WhatsApp-сообщения, написанные грамотно?
  • да – 9
  • нет – 4
  • не обращаю внимания – 9
  1.  Затрудняет ли Ваше понимание информации  WhatsApp-сообщения, если оно написано без соблюдения правил?
  • да – 13
  • нет – 4
  • не задумывался – 5
  1.  Можно ли использовать в WhatsApp-сообщениях сокращения слов, неполные фразы и предложении?
  • да –19
  • нет – 3
  1.  Как вы считаете, сокращения используются с целью:
  • экономии времени – 6
  • и так всё понятно –4
  • так принято (так пишут все) – 12
  1.  Уместно ли создание словаря сокращений слов, наиболее часто употребляемых в WhatsApp-сообщениях?
  • да, это сэкономит время и облегчит понимание –15
  • нет, каждый пишет, как хочет – 5
  • не знаю – 2
  1.  Используете ли Вы в  своих WhatsApp-сообщениях графические изображения (смайлики-эмодзи)?
  • да – 22
  • нет – 0
  1.  С какой целью вы используете смайлики-эмодзи?
  • передача эмоций – 22
  • украшение – 7
  • игра – 4
  1. Используете ли Вы в своих WhatsApp-сообщениях этикетные слова (приветствие, благодарность, прощание и др.)?
  • да – 22
  • нет – 0
  • в этом нет необходимости – 0
  • заменяю их смайликами-эмодзи – 16
  1. Сколько времени вы можете не пользоваться WhatsApp?
  •  1 час – 13          
  •  1 день – 9
  •  1 неделя – 0

  1. Считаете ли вы, что WhatsApp вызывает зависимость, вам постоянно требуется онлайн-общение?
  • Да –- 19           
  •  Нет – 2
  •  Я ещё об этом не задумывался (-ась) – 1

  1. Считаете ли вы, что нужно писать грамотно повсеместно, не только на уроках?
  • Да – 9           
  •  Нет –13

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

  • 76% опрошенных используют WhatsApp-сообщения в повседневной жизни;
  • 76% используют WhatsApp-сообщения в повседневной жизни очень часто и часто соответственно и только 24% стараются обходиться без них;
  • 40% используют WhatsApp-сообщения в целях передачи существенной информации, 68% – с целью общения, 16% – с целью приятного времяпровождения;
  • 52% респондентов являются адресатами, т.е. получателями WhatsApp-сообщений;
  • 48% адресатов респондентов являются друзья или одноклассники, это говорит о том, что WhatsApp-сообщения являются неофициальным видом коммуникации;
  • 31% респондентов считают, что WhatsApp-сообщения должны быть написаны грамотно, они уверены в том, что WhatsApp-сообщение – это текст, поэтому он должен быть написан в соответствии с правилами орфографии и пунктуации и грамотное написание – это показатель уровня образованности человека;
  • у 69% респондентов считают, что неграмотно написанное WhatsApp-сообщение затрудняет восприятие информации;
  • 52% опрошенных считают приемлемым употребление в WhatsApp-сообщениях сокращений слов, неполных фраз и предложений, т.к. этот вид подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени;
  • 76% респондентов используют в своих WhatsApp-сообщениях смайлики в основном с целью передачи положительных эмоций (24%) или словесной игры (14%), а 76% заменяют графическими изображениями этикетные слова (приветствие, благодарность, прощание и др.);
  • следует отметить, что 17% опрошенных сами пишут WhatsApp-сообщения грамотно, а 24% – «как получится».

Таким образом, полученные в ходе анкетирования данные не противоречат общим теоретическим представлениям о месте, роли и специфике WhatsApp-сообщения как нового вида коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2005.
  2. Колесов В.В. Язык, стиль, норма.
  3. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
  4. Осипов Б.И. Учителю об истории русского письма. Омск, 1999.
  5. Сидорова М.Ю. Рефлексия "наивного" говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) // Сибирский филологический журнал. 2004, № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

Исследовательская работа "Сотовый телефон в жизни современного школьника"

Сотовый телефон в нашей жизни играет немаловажную роль. Он спасает от одиночества, позволяет в короткие сроки решить проблемы, получить необходимую информацию. Но так ли безобиден этот повседневный ат...

Книга и её роль в жизни современного школьника

Статья о роли книги в современном мире вообще и в жизни школьников и подростков....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в жизни современного школьника»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностью данного комп...

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...