СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
статья по русскому языку на тему

Нарбекова Альфия Кямилевна

Воспитание важнейших качеств речи, в частности выразительности, богатства, связано с формированием системных знаний об основных признаках выразительности речи, о языковых механизмах создания образного высказывания. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцовыми текстами, филологический анализ которых помогает оценить их художественную ценность не на интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых изобразительно-выразительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Норбекова А.К., учитель русского языка и литературы,

Шуляпова О.В., Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Научный руководитель Белова Н.А. Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Доминирующей идеей государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Он ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения.

Исследователи отмечают, что воспитание важнейших качеств речи, в частности выразительности, богатства, связано с формированием системных знаний об основных признаках выразительности речи, о языковых механизмах создания образного высказывания. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцовыми текстами, филологический анализ которых помогает оценить их художественную ценность не на интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых изобразительно-выразительных средств  [1, c.479].

 Говорить о содержании художественного текста, определять его идею, проблему, образную систему невозможно без обращения к  глубокому исследованию языковой структуры текста, особенностям отбора автором словесных средств выразительности

  [2, c.9].

Решению этой задачи способствует использование в современном образовании школьников технологии филологического анализа текста. Со спецификой данной технологии мы познакомились на мастер-классе доктора педагогических наук Н.А.Беловой. На основе полученных знаний и собственного опыта педагогической работы на  уроках русского языка в 6-х классах мы пытаемся решить непростую задачу, предполагающую одновременную интегративную работу над содержанием произведения, его образами и над его языком. И собственно филологический анализ художественного текста  рассматривается в русле интегративного подхода к изучению русского языка и литературы, а сам текст как средство для такого интегрирования  [2, c.11].  Задача этой технологии – изучение единиц языка с точки зрения их функций в создании текста.

Осуществление интеграции в процессе преподавания русского языка и литературы в школе возможно на различных уровнях, а тип интегрированного урока в свою очередь определяется уровнем интеграции учебного материала и процессуальных аспектов обучения этих родственных дисциплин. Интегрированные уроки русского языка и литературы реализуются в рамках традиционных школьных курсов русского языка, литературы и нового предмета – русской словесности, рассчитанных на систематическое изучение с 5 по 11 класс, с учетом принципа преемственности в изложении учебного материала.

Интегрированные уроки и курсы русского языка и литературы, не отменяя дифференцированные учебные дисциплины, а «надстраиваясь» над системой традиционного предметного преподавания, позволяет обращаться к изучению тех явлений, фактов, вопросов, которые остаются за «рамками» отдельных учебных предметов, восполняя систему филологического знания. Данные обстоятельства обусловливают значимость интегрированных уроков русского языка и литературы в школе как особой формы организации процесса обучения, отвечающей потребностям современного образования, стремящегося к формированию у учащихся системных филологических знаний, это особенно важно для гуманитарного (филологического) профиля обучения  [2, c.147].

Данную технологию в своей деятельности мы применяем с прошлого года. Гимназия № 20 является городским базовым ресурсным центром по русскому языку. Поэтому, обучение русскому языку с параллели 5-х классов проводится по программе углубленного изучения В.В. Бабайцевой. В качестве иллюстрации  опыта использования технологии филологического анализа текста приведем фрагмент урока.

Ход урока:

  1. Приветствие учащихся, постановка целей и задач.
  2. Знакомство с творчеством художника И.И. Шишкина (сообщение ученика).

 «Шишкин  –  художник  народный.  Всю  жизнь  он  изучал преимущественно  северный  лес,  русское  дерево,  русскую  чащу,  русскую

глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»

(В.В. Стасов).

   Иван Иванович Шишкин (1832-1898)- один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Всем своим творчеством он прославлял красоту, мощь и богатство одной природы. Большинство полотен И.И.Шишкина посвящено русскому лесу.

 "Громче всех, - вспоминает Илья Ефимович Репин, - раздавался голос богатыря И. И. Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".

    Особой популярностью пользуется картина художника  «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году. Фигуры медведей в ней написаны другом И.И.Шишкина - известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905).

  1. Беседа по картине.

  - Рассмотрим репродукцию картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какое впечатление  произвела на вас эта картина?

 - Почему она так названа?

 - Какие детали картины убеждают нас в том, что на ней изображено раннее летнее утро?

  - Что изображено на центральном плане картины?

 - Сколько всего  медведей на картине И. Шишкина?

 - Что они делают? Чем заняты?

 - Ребята, а что вы знаете про этих зверей? Про их характер, повадки? Давайте понаблюдаем за этими удивительными животными в их привычной среде обитания. Одновременно вы записываете в тетради те прилагательные, которые вам пригодятся при создании сочинения.

   - Между топтыжками явно происходит какой-то разговор. Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?

  - Давайте попробуем оживить эту картину.

  - Как выглядит взрослая медведица? 

 - Как мы догадались, что это мать малышей? 

 - Медведи на поваленной бурей сосне изображены в центре полотна. А что же мы видим вокруг?

  1. Лингвистический анализ художественного текста.

Великие поэты и писатели также в своих произведениях воспевали красоту русского леса. Один из таких примеров - текст писателя-живописца И.А.Бунина - на ваших  кеш-картах.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! 
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота!

Задания:

  1. Найдите предложение с однородными членами, выделите их.
  2. Найдите сложносочиненное предложение, выполните его синтаксический разбор.
  3. Выпишите в тетради слова с орфограммой - непроизносимая согласная в корне слова.
  4. Выполните морфемный разбор слова равнодушным.

      5.  Ребята, вы хорошо поработали. А сейчас посоревнуемся между рядами. Медведь - излюбленный герой  русских народных сказок. Какой ряд вспомнит наибольшее количество сказок с этим героем, тот и победил. (Включается фрагмент мультфильма)

    6. Лексическая работа

  - Давайте вспомним, что такое  синонимы?

  - Подберите синонимы к словам: картина, художник, лес, лесная глушь, сосны, медвежата.  

  - Объясните значения выражений: медвежий угол, медведь на ухо наступил, делить шкуру неубитого медведя.

Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.

   Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: Ранее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.

 7. Составление плана

  - Вам, ребята, предстоит описать картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.

   - С чего же мы можем начать наше сочинение?

   - Вариантов начала сочинения – безграничное множество: например,«Летом я был в Москве, в Третьяковской галерее. Долго стоял перед картиной И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Или:«Я люблю русский лес, и мне очень нравиться картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».

   - После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.

   - С чего же начать?

   - После описания леса мы должны перейти к описанию главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана?

   - Но кроме медвежат на картине изображена и медведица-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?

  - В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете  высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.

 

План:

1.Раннее летнее утро.

2.Вековые сосны и молодая поросль.

3.Сломанная бурей сосна.

4.Забавные медвежата.

5.Заботливая  и строгая мать.

6.Мое отношение к картине. 

Применяя технологию филологического анализа, мы результативно подготовились к  профильному  экзамену в конце учебного года. Большинство  учащихся успешно справились с интегрированными заданиями в билетах.

 В каждом билете был фрагмент художественного текста, а учащимся было необходимо в этом тексте найти те языковые явления, которые были изучены на уроках русского языка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №20»

Профильный экзамен по русскому языку

Билет №7

1.Грамматическая основа предложения.

2.Старославянизмы.

3. Найти и выделить в фрагменте текста грамматические основы

     предложений,  подчеркнуть  старославянизмы.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам;

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

  А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге».

Таким образом, учащиеся готовы к таким заданиям, так как на интегрированных уроках русского языка и литературы основным методом работы становится лингвистический анализ художественного текста как составляющая анализа филологического.

Литература

  1. Аверинцев С.С. Филология. Большой энциклопедический словарь. В 30-ти т.

 Т 27.-М, 1997.

  1. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: методический аспект: Учебное пособие / Н.А. Белова //Мордов. гос. пед. ин-т. – 2013. 316 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия эффективной интеграции учебных дисциплин в рамках экологического образования

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....

Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»

Данный мастер-класс «Эффективность использования  современных  технологий  на  уроках  гуманитарного  цикла»  был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....

"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка" (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин)

В выступлении приведена информация о возможностях, формах использования ИКТ на уроках русского языка, результативности и целесообразности применения ИК-технологий в учебно-воспитательном процессе....

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа» 7 класс 1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их р

Предмет: ТехнологияКласс: 7Раздел:1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.Тема урока: «Альтернативные источники энергии. Ветер, вода,...

Выступление "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы"

Презентация к выступлению и текст выступления на тему "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы" содержит: основные теоретические выводы, ...

«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района...