РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ    7   КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_7_kl_planirovanie.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей  гуманитарного цикла

протокол № 1

от «25» августа 2016 г

Утверждена

педагогическим советом МКОУ Аннинской СОШ №6

протокол №1

от «26» августа 2016 г

«Утверждаю»_________директор МКОУ Аннинской СОШ №6

Л.Н.Гурова

приказ № 65

от «26» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ    7   КЛАССА

                                                

(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Составитель: учитель русского языка и литературы

Санникова Антонина Ивановна

п.г.т.Анна

2016 г.

Пояснительная записка

 

Количество недельных часов - 4         Количество часов в год - 140

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы -  модифицированная

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для основной общеобразовательной школы (7 класс) созданы на основе Федерального компонента государственного стандарта основной общеобразовательной школы и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы:  Т.А. Ладыженская, М.Г. Баранов и Н.М.  Шанский;  издательство «Просвещение», 2004 г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данное тематическое планирование  имеет познавательно – тематическую направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку, Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений (5-9 класс), Требований к уровню подготовки выпускников общей школы по русскому языку.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и календарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов  в  обучении родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными нормами русского литературного языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

        • освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой

Языковая компетенция

осведомленность в системе родного языка

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

Коммуникативная компетенция

осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Лингвистическая компетенция

знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

- Федеральный компонент  гос. Образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004;

   

-Примерная программа основного общего образования по русскому языку, рекомендованная  Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07. 07. 2005; 

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

 - Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от  27.07.2012 № 760);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от  31.03.2014 г.)

-  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав  МКОУ Аннинской СОШ № 6;

- Образовательная программа МКОУ Аннинской СОШ № 6 на 2015 - 2019 гг.

    Формы обучения и контроля: традиционные уроки, элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения;  диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей,  проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

      Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Требования

к уровню подготовки учащихся 7 класса

            К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

знать/понимать:

- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • роль русского языка как национального языка русского народа,
  • государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
  • сфера и ситуация     речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;  
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,  лексические, орфографические, пунктуационные);
  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

- грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.

- различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • выразительно читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной  и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
  • исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка  как средства получения знаний по другим учебным предметам.

                               Учебно-методический комплект для учащихся

  1. «Русский язык». Учебник для 7 класса для общеобразовательных учреждений.- М.:«Просвещение», 2012. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И. И. Кулибаба.

  1. Словари, справочники.

Учебно-тематический план

п\п

Наименование тем

Количество часов

всего

в т.ч. на формы обучения и контроля

диктант

изложение

сочинение

тест

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

9

1

3.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие

30

2

2

1

4.

Деепричастие

11

1

1

5.

Наречие

25

1

1

2

6.

Категория состояния

4

1

1

7.

Служебные части речи. Предлог

11

1

1

8.

Союз

16

1

1

1

9.

Частица

20

1

3

10.

Междометие

2

11

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах

11

1

1

Итого:

140

9

5

10

1

Материально- техническое и информационно-техническое обеспечение

- иллюстрированные материалы для уроков по развитию речи, для объяснения                                            нового материала, повторения и закрепления, для развития мышления, творческого воображения;

- тематические таблицы для объяснения нового материала по разделу:

«Фонетика»,  «Морфология»;

- тесты, разрезные карточки, перфокарты, алгоритм;

- диск «Репетитор по русскому языку»;

-электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тем);

- репетитор  по русскому  языку (Кирилла и Мефодия);

-обучающая программа « Фраза».

 

 

                                                                                                  Подпись учителя____________

 

 


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по русскому языку для 7 класса на 2016-2017 учебный год

Учитель:  Санникова Антонина Ивановна

 

№ урока

Дата урока (план)

Дата урока

(факт)

Причина, по которой

урок не проводил

ся

Пункт или страницы учебника

Тема урока

Вид контроля

1

Стр. 3

Русский язык как развивающееся явление.

2

П.1

Разделы науки о языке. Синтаксис. Синтаксический разбор.

3

П.2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

4

П.3

Лексика и фразеология.

5

П.4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

6

П.5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

7

П.6

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

8

П.7

Р/р. Текст.

9

П.8

Р/р. Стили литературного языка.

10

Контрольный диктант.

Контрольный

диктант.

Причастие

(27 +5 часа)

11

           П.9

Причастие как часть речи.

12

П.10

Р/р. Публицистический стиль.

13

П.11

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

14

П.12

Причастный оборот.

15

П.12

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

16

П.12

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

17

П.13

Р/р.  Описание внешности человека.

18

П.14

Действительные и страдательные причастия.                                                                                  

19

П.15

Краткие и полные страдательные причастия.

20

П.16

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.                                                                                

21

П.16

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.                                                                                

22

П.17

Действительные причастия прошедшего времени.                                              

23

Стр. 48 упр.100

Р/р. Изложение.

Изложение.

24

П.18

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

25

П.18

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

26

П.19

Страдательные причастия прошедшего времени.

27

П.20

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

28

П.20

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

29

П.21

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

30

П.21

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

31

П.21

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

32

П.22

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

33

П.22

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

34

Стр. 64 упр.130

Р/р Выборочное изложение.

 Изложение.

35

П.23

Морфологический разбор причастия.

36

Контрольный диктант по теме «Причастие».

Контрольный

диктант.

37

П.24

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

38

П.24

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

39

П.25

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

40

Стр. 72. упр.146

Р/р. Сочинение-описание внешности человека.

Сочинение.

41

Стр. 72

Повторение по теме «Причастие»

42

Контрольный диктант по теме «Причастие».

Контрольный

диктант

Деепричастие (10 ч. + 1 ч.)

43

П.26

Деепричастие как часть речи.

44

П.27

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

45

П.27

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

46

П.28

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

47

П.29

Деепричастия несовершенного вида.

48

П.30

Деепричастия совершенного вида.

49

П. 30

Деепричастия совершенного вида.

50

Стр. 90 упр.187

Р/р Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь».

Сочинение.

51

П.31

Морфологический разбор деепричастия.

52

Стр. 91, контр. вопросы

 Повторение по теме «Деепричастие».

Контрольный

диктант

53

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Наречие

(22ч. +3ч.)

54

П.32

Наречие как часть речи.

55

П.33

Смысловые группы наречий.

56

П.33

Смысловые группы наречий.

57

Стр. 100 упр.211

Р/р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег».

Сочинение

58

П.34

Степени сравнения наречий.

59

П.35

Морфологический разбор наречия.

60

П.36

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е.

61

П.36

Слитное и  раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е.

62

П.37

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

63

П.37

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

64

П.38

Одна и две буквы Н в наречиях на –о  и  -е.

65

П.38

Одна и две буквы Н в наречиях на –о  и  -е.

66

П.39

Р/р. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать».

Сочинение.

67

П.40

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

68

П.41

Буквы О и А на конце наречий.

69

П.41

Буквы О и А на конце наречий.

70

Стр.116 упр.248

Р/р Подробное изложение.

Изложение.

71

П.42

Дефис между частями слова в наречиях.

72

П.42

Дефис между частями слова в наречиях.

73

П.43

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

74

П.43

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

75

П.44

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

76

Стр. 123 контр. вопросы

Повторение по теме «Наречие».

77

Повторение по теме «Наречие».

78

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Контрольный

диктант.

Категория состояния

(3 ч. + 1 ч.)

79

П. 45

Категория состояния как часть речи.

80

П.46

Морфологический разбор категории состояния.

81

Стр. 131 упр.281

Р/р  Сжатое изложение

Изложение.

82

Стр. 132 контр. вопросы

 Повторение. Проверочная работа (тест).

  Проверочная

работа (тест).

Служебные части речи

Предлог (10+1ч.)

83

П. 47

Самостоятельные и служебные части речи.

84

П.48

Предлог как часть речи.

85

П.49

Употребление предлогов.

86

П.50

Непроизводные и производные предлоги.

87

П.50

Непроизводные и производные предлоги.

88

П.51

Простые и составные предлоги.

89

П.52

Морфологический разбор предлога.

90

Стр. 144 упр.307

Р/р Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Сочинение.

91

П.53

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

92

П.53

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

93

Контрольный диктант по теме «Предлог».

Контрольный

диктант

Союз

(14 ч. + 2 ч.)

94

П.54

Союз как часть речи.

95

П.55

Простые и составные союзы.

96

П.56

Союзы сочинительные и подчинительные.

97

Р/р Изложение.

Изложение.

98

П.57

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

99

П.58

Сочинительные союзы.

100

П.58

Сочинительные союзы.

101

П.59

Подчинительные союзы.

102

П.59

Подчинительные союзы.

103

П.60

Морфологический разбор союза.

104

Стр. 161 упр.343

Р/р Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

Сочинение.

105

П.61

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

 

106

П.61

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

107

Стр. 165 контр. вопросы

Повторение по теме «Союз».

108

Повторение по теме «Союз».

109

Контрольный диктант по теме «Союз».

Контрольный

диктант.

Частица

(17 ч. + 3 ч.)

110

П.62

Частица как часть речи.

111

П.63

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

112

Стр.171 упр.364

Р/р Рассказ по воображению на тему «Горе-мечтатель» по данному началу и рисунку.

Сочинение.

113

П.64

Смысловые частицы.

114

П.64

Смысловые частицы.

115

П.65

Раздельное и дефисное написание частиц.

116

П.65

Раздельное и дефисное написание частиц.

117

Стр. 178 упр. 382

Р/р Сочинение-устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Устное сочинение.

118

П.66

Морфологический разбор частицы.

119

П.67

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

120

П.67

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

121

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.

122

П.68

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.

123

Стр.185 упр.402

Р/р Сочинение –рассказ по данному сюжету.

Сочинение

124

П.69

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

125

П.69

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

126

Стр.187, контр. вопросы

Повторение по теме «Частица».

127

Контрольный диктант по теме  «Частица».

Контрольный

диктант.

Междометия

(2 часа)

128

П.70

Междометие как часть речи.

129

П.71

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение

 (10 ч. + 1 ч.)

130

П.72

Разделы науки о языке.

131

П.73

Текст. Стили речи.

132

Стр. 195 упр.428

Р/р Контрольное сочинение.

Сочинение.

133

П.74

Фонетика. Графика.

134

П.75

Лексика и фразеология.

135

П.76

Морфемика. Словообразование.

136

П.77

Морфология.

137

П.78

Орфография.

138

П.79

Синтаксис.

139

П.80

Пунктуация.

140

Итоговый контрольный  диктант.

Контрольный диктант.


Содержание тем учебного курса

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ  (7 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие  (27 ч + 5 ч)

I.  Повторение  изученного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.        Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 1 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.        Рассказ по картине.

Наречие  (22 ч + 3 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3+1 ч)

I.        Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог  (10 ч + 1 ч)

I.        Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.        Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (14 ч + 2 ч)

I.        Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.        Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (17 ч + 3 ч)

I.        Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова  (2ч)

I.        Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.        Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ

(10 ч + 1 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

1. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2012 г.

       2 .Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». –М., «Просвещение», 1991г.

 3. М.В.Федорова «Уроки русского языка в 7 классе» - М., «Просвещение», 1999г.

 4. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, Л.Л.Новоселова «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы». – М., «Просвещение», 1991г.

  5. Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова «Сборник изложений. 5-7 класс». – Саратов, Издательство «Лицей», 1999г.

  6. Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой». – М., «Просвещение», 1988г.

  7. Л.А.Шкатова «Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку». Книга для учащихся 5-7 классов средней школы. – М., «Просвещение», 1989г.

  8. И.Б.Голуб, Н.Н.Ушаков «Путешествия по стране слов». – М., «Просвещение», 1992г.

  9. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М., «Просвещение». 1984г.

  10. В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А.Василевская «Школьный словарь иностранных слов». – М., «Просвещение», 1983г.

  11. В.П.Жуков, А.В.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка». – М., «Просвещение», 1989г.

        12. Б.Т.Панов, А.В.Текучев «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка». – М., «Просвещение», 1985г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для7 класса.

данная программа предназначена для УМК К.Кауфман, М.Кауфман «Happy English.ru-7»...

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...