Технологическая карта урока по теме: "Этимология", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

К данной карте есть учебная презенация. Данный урок проводила в рамках проведения заседания школы молодого учителя "Ступеньки" Нижневартовского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: открытие новых знаний.

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2016.

Технологическая карта

Тема

Этимология – наука о происхождении слов.

Цель

Познакомить с этимологией как с наукой.

Задачи

  1. Систематизировать накопленные учащимися знания по теме “Словообразование ”.
  2. Повысить  орфографическую зоркость учащихся при изучении словарных слов с использованием этимологического анализа.
  3. Совершенствовать умение поиска необходимой информации в толковом, этимологическом и словообразовательном словаре, в Интернете.
  4. Развивать умения и навыки распознавания, анализа, классификации языковых фактов.
  5. Пополнить лексический запас учащихся.
  6. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Формируемые УУД

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи);

осуществление действий по реализации плана;

соотнесение  результата своей деятельности с целью и его оценка.

Познавательные: извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

переработка информации  для получения необходимого результата;

преобразование информации из одной формы в другую  и выбор наиболее удобной для себя  формы.

Коммуникативные:  умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

Понимание других позиции (взглядов, интересов).

Основные понятия

Словообразование, этимология, этимологическая справка, лексическое значение, словарная статья

Ресурсы

Компьютер, интерактивная доска, доска, этимологические словари, словообразовательные словари, учебники, доступ в Интернет, листки самооценки, дидактический материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Подумайте, что каждому из вас  может понадобиться на уроке и приготовьте всё необходимое. На уроке вы должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.               (Слайд 1)

(Р)Мобилизация своих усилий и энергии для достижения цели.

(Л)Развитие мотивов учебной деятельности

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

На средней части доски написано число, классная работа.

Задаёт вопросы, даёт задание.

Показывает предложение. Даёт задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

- Словообразование.

- Это раздел лингвистики, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

- Зная состав слова и способ его образования,  мы можем применять орфографические правила русского языка.

Мы проверили теорию, а вот как вы справитесь с практической частью, мы сейчас посмотрим.

Записывают в тетради число, классная работа.

Два ученика записывают цепочки на разных крыльях доски, не видя друг друга, остальные учащиеся работают в тетрадях.

Выполняют словообразовательный разбор. Подбирают однокоренные слова.

- Какой раздел лингвистики  мы сейчас изучаем?

- Что изучает данный раздел?

- Как можно использовать знания, полученные при изучении данного раздела?

- Какие способы словообразования вам известны? Назовите их и приведите примеры.

КОЗ (выдается карточка)

- Что помогло вам выполнить задание?

(умение выделять морфемы, находить однокоренные слова)

- Произведите взаимопроверку.

Оцените друг друга.                                                                                                                         (слайд2)

Сделайте отметку в листах самоконтроля.

                       

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока.

- Перед вами предложение     (слайд 3)

На территории столичного Кремля находится Большой Кремлевский дворец, который был построен в девятнадцатом веке группой русских архитекторов под руководством Константина Андреевича Тона.

- Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов  «столичного» и «дворец».

- Подберите к ним однокоренные слова.

(К) Умение слушать и вступать в диалог.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

(П) Анализ собственных знаний.

Отнесение объектов к известным понятиям.

Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

(Р) Оценивание - осознание качествавыполнения задания.

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы и цели урока.

Задаёт вопросы.

Фиксирует гипотезы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Возможные затруднения:

*определение состава слов;

*словообразовательный анализ слов.

Предполагаемые ответы:

- В слове столичный корень стол-  или столич-.

- В слове дворец корень двор- или дворец.

Предполагаемые ответы:

- Безударная гласная в корне (проверяемая и непроверяемая).

Предполагаемые ответы:

- Словообразовательный словарь.

Осуществляют поиск необходимой информации в словообразовательном словаре.

Предполагаемые ответы:

- Мы считали, что слово столичный произошло от слова стол, а слово дворец – от слова двор

Делают выводы:

- Чтобы правильно выделить морфемы в слове необходимо знать значение слова.

- Зная происхождение слова, можно проверять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

- Правописание слов столичный и дворец можно проверить с помощью слов стол и двор.

Знакомятся с информацией на слайде

Формулируют тему урока:

- Происхождение слов.

Этимология               (слайд 6)

Формулируют цель урока:

  • Познакомится с определением этимология.
  • Узнать о происхождении некоторых слов.
  • Научиться пользоваться этимологическим словарем.
  • Пополнить лексический запас слов.

                                   (слайд 7)

В качестве минутки отдыха предлагаю вам посмотреть сценку…

-Помогает определить значение слов, правильно писать слова

Постановка проблемы:

- Все ли задания были выполнены правильно?

- Сделайте отметки в листах самоконтроля.

- Что вызвало затруднения? Почему?

- Назовите корень в слове столичный.

- Назовите корень в слове дворец.

Поиск решения проблемной ситуации:

- Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации?

- Проверьте себя по словообразовательному словарю.

- Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах?

(Слайд 4)

- Какие сведения нам необходимы, для того чтобы правильно выделить морфемы в корне?

- Назовите орфограммы в разбираемых словах. Можно ли их проверить?

                                          (слайд 5)

- Сформулируйте тему, над которой мы будем работать сегодня на уроке.  

- Как называется наука, которая изучает происхождение слов?

- Сформулируйте цели урока.

                      (слайд 7)

Ребята посмотрели сценку, вопрос:

- Ребята, почему хвастун оказался в такой нелепой ситуации? Как Петя проучил его?

- Для чего все-таки нам нужно знать происхождение слов?

(Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем  поискового характера.

(П)Постановка и формулировка проблемы. Самостоятельный  отбор для решения  предметных учебных задач необходимых словарей.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотез.

Самостоятельный поиск учебной проблемы.

Формулировка темы и цели урока.

(К) Умение слушать и вступать в диалог.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

(Л) Любознательность при получении знаний.

Формирование интереса к изучению родного языка.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:

Познакомить с этимологией как наукой.

Задаёт вопросы. Даёт задания.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания.

Записывают тему урока.

Работают с учебником, изучают теоретический материал, записывают определение.

Делают отметки в листах самоконтроля.

Предполагаемый ответ:

- Этимологический словарь.

Знакомятся с этимологическим словарём. Составляют план словарной статьи (устно).

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте теоретический материал. Сформулируйте определение, что такое этимология.

- Сравните свои записи и запись на слайде.                            (Слайд 8)

- Сделайте отметки в листах самоконтроля.

- Как, по вашему мнению, называется словарь, в котором рассказывается о происхождении слова?

- Познакомьтесь с таким словарём. Расскажите, как построена словарная статья.          (слайд 9)

(П) Поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений.

Представление информации в форме плана.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём.

Даёт задания.

Раздаёт карточки.

Консультирует учащихся.

Ваша цель:

Научиться отбирать нужную информацию

Выполняют задание учителя, заполняют таблицы в карточках.

Читают текст упражнения №177 на стр. 100-101.  

Заполняют таблички в карточках.

Подбирают и записывают проверочные слова:

Колесо – кОло

Лопата – лОп

Предполагаемый ответ:

- К этимологическому словарю.

Делают отметки в листах самооценки.

Пользуясь материалами учебника и текстом упражнения №177 на стр.100-101 , заполните таблицу в карточках: (слайд 10) Работайте в паре, используйте словари.

Слово

Лексическое значение

Этимологическая справка

Колесо

Лопата

- Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.

- Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения?

- К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?

- Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.

Произведите самопроверку                      (слайд 11)

- Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.

(П) Самостоятельный  отбор для решения  предметных учебных задач необходимого словаря.

Представление информации в форме таблицы.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении новых понятий, умение работать с этимологическим словарём, самоконтроль усвоения знаний.

Даёт задание.

Решают тест. Проверяют себя, сравнивая с эталоном, оценивают себя.

С целью проверить свои знания по теме: «Этимология», выполните задания теста.

- Произведите самопроверку (Слайд 12)

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Работа по составленному плану, использование наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют собственную деятельность на уроке, делают выводы.

Значение слов Излучинск, Окуневка, Вах

Ответы:

Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику;

Я: это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать.

- Мы говорили, что тема очень интересная и познавательная, я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми заимствованными корнями …             (слйд 13-14)

- Составьте с любыми словами 3 предложения.

-Скажите, а кто знает о происхождении названия нашего поселка, рек, которые протекают возле него?

                                       (слайд 15)

ВЫВОД: Зачем же нужно знать о происхождении слов?

                                   

(П) Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

(К) Умение слушать и вступать в диалог.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Задаёт вопросы.

Работают с листами самооценки.

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Понимание причины своего неуспеха и умение находить способы выхода из этой ситуации.

IX. Д/з.

Задаёт домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневники, а при необходимости в тетради.

1. Параграф 34,

упражнения № 178 и №179 на стр. 102.

2*. Темы для проектов (по желанию, на выбор):

  • Этимология как наука.
  • Этимология на службе у орфографии.
  • Этимологические словари.
  • Этимология и фразеология.
  • Этимология слов моей «малой Родины»

                      (слайд 16-17)

(Р) выбор темы проекта с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...