Инфернальная лексика в речи учащихся МБОУ "Чернёвская СОШ"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Ирина Сергеевна Афанасьева

Данная исследовательская работа проведена с целью выявления отношения учащихся нашей школы к нецензурной лексике, причин использования в собственной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа137.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Исследовательская работа

по теме

«Инфернальная лексика в речи учащихся МБОУ «Черневская СОШ»

Автор: Афанасьева И.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чернёвская СОШ»

С. Чернёво, 2014-2015 уч. год

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. В Толковом словаре русского языка Ушакова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань». Сегодня подобная речь слышна везде: на улице, в транспорте, в кино, на телевидении, в семье и даже в школе. Бранные слова вошли в обыденную речь многих людей, и, что вызывает наибольшую тревогу, общество начинает воспринимать их как норму. Но особенно острой проблема сквернословия становится в среде подростков. Ведь подростки воспринимают бранную речь, как признак взрослости, как способ самовыражения, а иногда они просто подражают своим кумирам — звездам, певцам, телеведущим. По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.  При этом 64%  считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? А какое влияние оказывает нецензурная речь на наше здоровье?

Объект исследования: речь учащихся МБОУ «Чернёвская СОШ» (5-11 классы).

Предмет исследования:  употребление нецензурной лексики в речи учащихся.

Цель работы:  выявить отношения учащихся к проблеме нецензурной речи, причины употребления ими бранных слов, а тек же способов борьбы со сквернословием среди подростков.

Задачи:

ñ изучить литературные и информационные источники по данному вопросу;

ñ рассмотреть разные проявления сквернословия;

ñ раскрыть отрицательное влияние сквернословия на здоровье человека;

ñ провести анкетирование обучающихся 5-11 классов на тему «Сквернословие в моей жизни»;

ñ проанализировать результаты анкетирования.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и информационных источников, анкетирование.

Гипотеза: учащиеся МБОУ «Чернёвская СОШ» используют в своей речи нецензурную лексику.

Разные проявления сквернословия

В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях.

Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения входят в обычные словесные ряды и используются, можно сказать, автоматически. В этом случае мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую. Основная среда формирования привычного сквернословия — семья,  поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка  вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные.

Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей.

Сквернословие и здоровье

Влиянием сквернословия на жизнь и здоровье человека занялись ученые.

Японский исследователь доктор Масару Эмото несколько лет изучал свойства воды, их изменение под воздействием окружающей среды, музыки, слов. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду  замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов  как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю», «мать Тереза», «красота» - отличаются изысканным орнаментом.  Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Совсем противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно», «Адольф Гитлер». Застывшая вода имеет тусклый вид, а по форме её кристаллы напоминают изображение металлического рока.

Каков же вывод? Вода может запоминать слова, фразы и даже эмоции?

Но ведь и наш организм на 80 % состоит из воды. Опыты Масару Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре, проводя дальнейшие связи можно не сомневаться, что подобные изменения в организме человека неизменно приводят к возникновению различных заболеваний.

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина: "о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов" проверяли несколько НИИ - столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула.

Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

Но если матерные слова оказывают такое сильное влияние на воду и пшеницу, то что же происходит с нашим организмом? А ведь в своей жизни мы практически повседневно ощущаем на себе отрицательную энергетику этих слов.

Об их действии и самим не трудно догадаться. Да и исследования учёных показали: бранное слово приводит к мутации генов, подобно радиационному облучению.

Так, современные генетики П.П.Горяев, Г.Т.Тертышный создали аппаратуру, которая преобразует слова в электромагнитные колебания. Проведённые учёными в течение 3 лет исследования показали, что если человек ежедневно употребляет или слышит бранные слова, то его хромосомы меняют структуру, начинает вырабатываться так называемая «отрицательная программа», направленная на самоликвидацию, что непременно передаётся потомкам.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Актуально поговорить и о психосексуальных последствиях сквернословия. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано приобретают урологические и психосексуальные заболевания.

В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность, как в душе, так и во внешности. Причина все в тех же мужских гормонах. Для женщины мат противоестественен на физиологическом уровне.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Глава II. Исследование и результаты исследования.

 Было проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов МБОУ «Чернёвская СОШ»  на тему : «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).   Целью исследования было выявить отношения учащихся к проблеме нецензурной речи, причины употребления ими бранных слов, а тек же способов борьбы со сквернословием среди подростков.

Исследование выявило (Приложение 2):

ñ подростки считают, что люди используют бранные слова, чтобы выпустить свои эмоции или снять стресс;

ñ большинство опрошенных используют в своей речи бранные слова достаточно часто, причем более половины из них делают это обдуманно с целью оскорбить или обидеть собеседника;

ñ 50 % участников исследования догадываются, что бранные слова плохо влияют на их здоровье,  при этом не могут объяснить, в чем заключается плохое влияние;

ñ но есть и такие, которые сказали, что бранные слова имеют положительное влияние на здоровье;

ñ не смотря на это все анкетируемые сказали, что они перестанут употреблять бранные слова, если им приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье;

ñ что касается отношения к употреблению                                                                     бранных слов в речи, все опрошенные подростки ответили,  что это плохо, и они не хотели, чтобы их будущие дети    использовали эти слова в своей речи.

В качестве борьбы с употреблением бранных слов  подростками  предлагалось: сдерживать свои эмоции, ввести штрафы, читать больше книг, смотреть качественные фильмы, чтобы увеличивать свой словарный запас, были и радикальные предложения, например, отрезать языки тем, кто употребляет бранные слова в своей речи.

Заключение.

В результате проведенной работы можно выделить некоторые факты.

Многие бранные слова не пришли в наш язык от татаро-монгольских захватчиков, как это принято считать, а являются исконно русскими, а точнее славянскими. Их использовали как заклинания для вызова нечистой силы. Постепенно мат приник в разные слои общества.

В настоящее время мы можем услышать бранные слова  в разных проявлениях: 1) привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов», 2) аффектное сквернословие для выражения чувств и эмоций, 3) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила.

Проблема сквернословия и его влияния на здоровье давно занимает людей. Разные ученые проводят исследования для того чтобы доказать, что  бранные слова оказывают негативное влияние на здоровье человека.

Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что сквернословие, ненормативная лексика, бранная речь — все это приводит к серьезным проблемам со здоровьем. 

Проведенные нами исследования показали, что обучающиеся  нашей школы достаточно часто используют в своей речи ненормативную лексику и не знают о последствиях, к которым может привести эта привычка. Для того чтобы эта привычка не стала нормой нашей жизни и не привела к непоправимым изменениям здоровья нашего поколения и к вырождению нашей нации в целом, нужно вовремя остановится, замолчать и просто послушать природу, прислушаться друг к другу, ведь в нашем мире столько всего прекрасного. А в школе, в семье, в средствах массовой информации нужно уделять больше внимания этому вопросу, привлекать общественность. И рассказывать в школе, не только о вреде курения, алкоголя, наркотиков, но и о вреде сквернословия.

Литература.

  1. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
  2. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.
  3. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.
  4. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.
  5. Влияние мата на человека. http://www.vitamarg.com/article/vliynie/404-vliynie-mata-na-cheloveka
  6. Влияние слова на здоровье. http://www.zdorovuchka.ru/psihologiya-zdorovya/borba-so-stressom/85-vliyanie-slova-na-zdorovie.html
  7. Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/
  8. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
  9. Мат не наш  формат, или вся правда о сквернословии. http://midi.ucoz.ru/publ/2-1-0-26
  10. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся начальных классов.

В презентации представлены варианты упражнений, направленных на развитие словарного запаса  учащихся, а также процессов словообразования и словоизменения....

Презентация к занятию №2 кружка "Лексика икультура речи"

К конспекту занятия предлагаю презентацию....

Тест 5. Лексика. Культура речи.

Тест 5. Лексика. Культура речи. Повторение пройденного по лексике в 5 классе...

Тематическое планирование занятий по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 4 класса

Примерное теметическое планирование занятий по коррекции лексико - грамматического строя речи учащихся 4 класса...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»

Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....