рабочая программа - элективные курсы 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Красовская Надежда Георгиевна

Элективные курсы по подготовке к ОГЭ 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Юшинская основная  школа

            Утверждаю                                                    Согласовано                                                   Рассмотрено

Директор школы                                     зам директора по УВР                                     экспертной комиссией

______________/Трофимова Е.А./.            __________/Долотовская И.П./                           ПР №___________

«______»__________2017г                 «_____»_____________2017г                      «_____»___________2017г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

элективного курса 

«Теория и практика сочинения – рассуждения  на основе

прочитанного текста»

(Подготовка  к выполнению части С экзамена по русскому языку

в  9 классе в новой форме)

(34 часа).

  Составила   Красовская Н.Г.,

                                                        учитель русского языка и литературы,

                                                    высшей квалификационной категории.

Юшино

2017– 2018  учебный год.

Пояснительная записка. 

  Элективный курс русского языка  «Теория и практика сочинения – рассуждения  на основе прочитанного текста» предназначен для обучающихся 9 класса.

 Актуальность 

     Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.

 

    Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

 Цели и задачи:

 Теоретические:  Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие:  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Практические:  Совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

Воспитательные:  Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;  воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Применяемые технологии:

  • технология исследовательской деятельности учащихся;
  • технология проблемного обучения;
  • информационные технологии.

     Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

     В основу программы положена идея личностно ориентированного и сознательно-коммуникативного  обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

     В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой  школы  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

    Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения

   Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.

    Курс рассчитан на 34 часа.

    Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

                   

Учебно - тематическое планирование.

Темы

Всего часов

Кол

лекц.

занятий

Кол      практ.

занятий

Формы

работы

1.

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения»

2

1

1

Коллективная работа.

2.

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 

3

1

2

Коллективная работа

3.

 Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

2

1

1

Творческая   работа

4.

Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии

2

2

Творческая   работа          ЦОРы

5.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

2

2

 Коллективная

и самостоятельная работа

6.

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием.

Композиция. Повторение орфографии

3

1

2

 Коллективная и творческая работа.

ЦОРы

7.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

2

2

Творческая работа

8.

Рецензирование и редактирование творческих работ.

2

2

Коллективная работа

9.

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

2

1

1

Коллективная работа

ЦОРы

10.

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

3

1

2

Творческая работа

11.

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

2

2

Творческая работа

12.

Рецензирование и редактирование творческих работ

2

2

Коллективная работа

13.

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

3

1

2

Творческая работа

ЦОРы

14.

Обучающее сочинение по тексту

Разговорного  стиля

2

2

Творческая работа

15.

Функциональные особенности официально- делового стиля

2

1

1

Коллективная работа

16.

Итого

34

8

26

Календарно – тематическое планирование

элективного курса по русскому языку

 

Темы

Всего часов

Дата

проведения

1.

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения»

1

2.

Пр.р.

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения»

1

3.

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 

1

4.

Пр.р.

 Работа со смысловыми типами речи. 

1

5.

Пр.р.

 Работа со смысловыми типами речи. 

1

6.

Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

1

7.

Пр.р.

Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

1

8.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии

1

9.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии

1

10.

Пр.р.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

1

11.

Пр.р.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

1

12.

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии

1

13.

Пр.р.

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием.

Композиция. Повторение орфографии

1

14.

Пр.р.

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии

1

15.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

1

16.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

1

17.

Пр.р.

Рецензирование и редактирование творческих работ.

1

18.

Пр.р.

Рецензирование и редактирование творческих работ.

1

19.

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

1

20.

Пр.р.

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

1

21.

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

22.

Пр.р.

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

23.

Пр.р.

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

24.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

1

25.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

1

26.

Пр.р.

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

27.

Пр.р.

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

28.

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

1

29.

Пр.р.

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

1

30.

Пр.р.

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

1

31.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту  разговорного  стиля

1

32.

Пр.р.

Обучающее сочинение по тексту разговорного  стиля

1

33.

Функциональные особенности официально- делового стиля

1

34.

Пр.р.

Функциональные особенности официально- делового стиля

1

                                                                                           Итого

34ч

Литература

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.
  3. Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к  ГИА по русскому

языку.    

  1. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к  ГИА.
  2. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
  3. Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.  
  4. Использование ЦОРов  Грамота.ру http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты;  коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/ ;
  5. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики»

                    



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Юшинская основная  школа

            Утверждаю                                                    Согласовано                                                   Рассмотрено

Директор школы                                     зам директора по УВР                                     экспертной комиссией

______________/Трофимова Е.А./.            __________/Долотовская И.П./                           ПР №___________

«______»__________2017г                 «_____»_____________2017г                      «_____»___________2017г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

элективного курса 

«Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции  обучающихся»

(Подготовка  к выполнению части С экзамена по русскому языку

в  9 классе в новой форме)

(17 часов).

  Составила   Красовская Н.Г.,

                                                        учитель русского языка и литературы,

                                                    высшей квалификационной категории.

Юшино

2017– 2018  учебный год.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Сочинение – рассуждение  как способ формирования

коммуникативной компетенции обучающихся».

9 класс.

(17 часов).

Пояснительная записка.

     Элективный курс русского языка  «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции  обучающихся» предназначен для обучающихся 9 класса.

     Цель изучения курса – формирование языковой  коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к  ОГЭ,  что соответствует

цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Задачи изучения элективного курса:

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

     Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

      Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

     Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

     В основу программы положена идея личностно ориентированного и сознательно-коммуникативного  обучения русскому языку.  

   Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

     В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой  школы  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

    Курс рассчитан на 17 часов.

    Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.    

    Системная подготовка к  ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1.  Спецификация  третьей части экзаменационной работы

    Третья  часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста и жизненного опыта.

С15.1- сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

С15.2 – сочинение - рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. Связь второго варианта с анализом текстовой информации, осознанием явных и скрытых значений, заложенных автором.

С15.3 - сочинение – рассуждение о значении слова или словосочетания. Прокомментировать определение , привести 2 (два) примера – аргумента: один – из прочитанного текста, второй – из жизненного опыта.

Обучающиеся должны знать:  основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:  различать характер творческих заданий к тексту.  

 

Тема 2.  Понятийно-справочный аппарат

   Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать: понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь: различать понятия, связанные с анализом и построением текста.  

 

Тема 3.  Критерии оценивания творческой работы

   Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

работать со стилистическими синонимами.

         

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

   Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

    Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 5. Построение сочинения-рассуждения

   Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

 

Учебно – тематический план.

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация  третьей части экзаменационной работы

2

Текущий контроль

Тема 2.  Понятийно-справочный аппарат  

2

Текущий контроль

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

3

Текущий контроль

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

3

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 5. Построение сочинения- рассуждения

7

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа - 2

                                                                      Итого:

17 часов

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса  русского языка ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Список литературы.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2014, №5.
  2. Корчагина Е.В. Русский язык:  Сочинение: 9-й кл. – М., 2016.  
  3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
  4. ОГЭ– 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2017.

Календарно – тематическое планирование

Элективного курса по русскому языку

«Сочинение – рассуждение

как способ формирования коммуникативной компетенции школьников».

Количество часов –  17  

Практические работы -  2

№  п/п

Виды

контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Спецификация  третьей части экзаменационной работы  

1

Анализ формулировок заданий С15.1, 15.2  

1

2

Анализ формулировок заданий С15.3  

1

Тема 2. Понятийно-справочный аппарат

3

Терминология формулировок творческого задания

1

4

Терминология формулировок творческого задания

1

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

5

Критерии оценивания творческой работы С15.1, 15.2

1

6

Критерии оценивания творческой работы С15.3

1

7

Критерии оценивания грамотности

1

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

8

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения

1

9

Нарушение речевых норм

1

10

Текущий

контроль

Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1

Тема 5. Построение сочинения-рассуждения

11

Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

12

Текущий

 контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.1

1

13

Пр.р

Практическая работа С15.1

1

14

Построение сочинения-рассуждения,  связанного с анализом содержания текста  

1

15

Текущий

контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.2

1

16

Пр.р

Практическая работа С15.2

1

17

Пр.р

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.3

1

                                                                 Итого:

17 часов

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс

Элективный курс «Решение задач по органической химии»  составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...