рабочая программа - элективные курсы 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Элективные курсы по подготовке к ОГЭ 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_oge_9_klasss_-_3_chast.docx | 26.46 КБ |
elektivnyy_kurs_reshenie_oge_-_3_chast.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам директора по УВР экспертной комиссией
______________/Трофимова Е.А./. __________/Долотовская И.П./ ПР №___________
«______»__________2017г «_____»_____________2017г «_____»___________2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе
прочитанного текста»
(Подготовка к выполнению части С экзамена по русскому языку
в 9 классе в новой форме)
(34 часа).
Составила Красовская Н.Г.,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории.
Юшино
2017– 2018 учебный год.
Пояснительная записка.
Элективный курс русского языка «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для обучающихся 9 класса.
Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Цели и задачи:
Теоретические: Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Практические: Совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
- информационные технологии.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и сознательно-коммуникативного обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.
Курс рассчитан на 34 часа.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Учебно - тематическое планирование.
№ | Темы | Всего часов | Кол лекц. занятий | Кол практ. занятий | Формы работы |
1. | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. |
2. | Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. | 3 | 1 | 2 | Коллективная работа |
3. | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
4. | Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии | 2 | 2 | Творческая работа ЦОРы | |
5. | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | 2 | 2 | Коллективная и самостоятельная работа | |
6. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии | 3 | 1 | 2 | Коллективная и творческая работа. ЦОРы |
7. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 2 | 2 | Творческая работа | |
8. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 2 | 2 | Коллективная работа | |
9. | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа ЦОРы |
10. | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
11. | Обучающее сочинение по тексту научного стиля | 2 | 2 | Творческая работа | |
12. | Рецензирование и редактирование творческих работ | 2 | 2 | Коллективная работа | |
13. | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 3 | 1 | 2 | Творческая работа ЦОРы |
14. | Обучающее сочинение по тексту Разговорного стиля | 2 | 2 | Творческая работа | |
15. | Функциональные особенности официально- делового стиля | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
16. | Итого | 34 | 8 | 26 |
Календарно – тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
№ | Темы | Всего часов | Дата проведения | |
1. | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | 1 | ||
2. | Пр.р. | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | 1 | |
3. | Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. | 1 | ||
4. | Пр.р. | Работа со смысловыми типами речи. | 1 | |
5. | Пр.р. | Работа со смысловыми типами речи. | 1 | |
6. | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием | 1 | ||
7. | Пр.р. | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием | 1 | |
8. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии | 1 | |
9. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии | 1 | |
10. | Пр.р. | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | 1 | |
11. | Пр.р. | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | 1 | |
12. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии | 1 | ||
13. | Пр.р. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии | 1 | |
14. | Пр.р. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии | 1 | |
15. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 1 | |
16. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 1 | |
17. | Пр.р. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 1 | |
18. | Пр.р. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 1 | |
19. | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 1 | ||
20. | Пр.р. | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 1 | |
21. | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 1 | ||
22. | Пр.р. | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 1 | |
23. | Пр.р. | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 1 | |
24. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту научного стиля | 1 | |
25. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту научного стиля | 1 | |
26. | Пр.р. | Рецензирование и редактирование творческих работ | 1 | |
27. | Пр.р. | Рецензирование и редактирование творческих работ | 1 | |
28. | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 1 | ||
29. | Пр.р. | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 1 | |
30. | Пр.р. | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 1 | |
31. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля | 1 | |
32. | Пр.р. | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля | 1 | |
33. | Функциональные особенности официально- делового стиля | 1 | ||
34. | Пр.р. | Функциональные особенности официально- делового стиля | 1 | |
Итого | 34ч |
Литература
- Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.
- Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ГИА по русскому
языку.
- Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ГИА.
- Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
- Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
- Использование ЦОРов Грамота.ру http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/ ;
- Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам директора по УВР экспертной комиссией
______________/Трофимова Е.А./. __________/Долотовская И.П./ ПР №___________
«______»__________2017г «_____»_____________2017г «_____»___________2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
(Подготовка к выполнению части С экзамена по русскому языку
в 9 классе в новой форме)
(17 часов).
Составила Красовская Н.Г.,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории.
Юшино
2017– 2018 учебный год.
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение как способ формирования
коммуникативной компетенции обучающихся».
9 класс.
(17 часов).
Пояснительная записка.
Элективный курс русского языка «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ОГЭ, что соответствует
цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи изучения элективного курса:
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и сознательно-коммуникативного обучения русскому языку.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Третья часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста и жизненного опыта.
С15.1- сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
С15.2 – сочинение - рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. Связь второго варианта с анализом текстовой информации, осознанием явных и скрытых значений, заложенных автором.
С15.3 - сочинение – рассуждение о значении слова или словосочетания. Прокомментировать определение , привести 2 (два) примера – аргумента: один – из прочитанного текста, второй – из жизненного опыта.
Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту.
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Обучающиеся должны знать: понятийно-справочный аппарат.
Обучающиеся должны уметь: различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Учебно – тематический план.
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы | 2 | Текущий контроль |
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат | 2 | Текущий контроль |
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы | 3 | Текущий контроль |
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок | 3 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 5. Построение сочинения- рассуждения | 7 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа - 2 |
Итого: | 17 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса русского языка ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Список литературы.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2014, №5.
- Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2016.
- Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
- ОГЭ– 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2017.
Календарно – тематическое планирование
Элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение
как способ формирования коммуникативной компетенции школьников».
Количество часов – 17
Практические работы - 2
№ п/п | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы | ||||
1 | Анализ формулировок заданий С15.1, 15.2 | 1 | ||
2 | Анализ формулировок заданий С15.3 | 1 | ||
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат | ||||
3 | Терминология формулировок творческого задания | 1 | ||
4 | Терминология формулировок творческого задания | 1 | ||
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы | ||||
5 | Критерии оценивания творческой работы С15.1, 15.2 | 1 | ||
6 | Критерии оценивания творческой работы С15.3 | 1 | ||
7 | Критерии оценивания грамотности | 1 | ||
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок | ||||
8 | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения | 1 | ||
9 | Нарушение речевых норм | 1 | ||
10 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | 1 | |
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения | ||||
11 | Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | ||
12 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.1 | 1 | |
13 | Пр.р | Практическая работа С15.1 | 1 | |
14 | Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста | 1 | ||
15 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.2 | 1 | |
16 | Пр.р | Практическая работа С15.2 | 1 | |
17 | Пр.р | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С15.3 | 1 | |
Итого: | 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...