Бессоюзные сложные предложения
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Соломенная Анна Владимировна

Урок русского языка в 9 классе на тему: бессоюзные сложные предлоежения. В ходе урока дается понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах, выявляется основное назначение бессоюзных предложений. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku._bsp.docx12.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: бессоюзные сложные предложения.

Цель урока: дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах; выяснить основное назначение бессоюзных предложений.

Задачи:

  1. Познавательная: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
  2. Развивающая: показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;тренировать внимательность;
  3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника; воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал, учебник.

 Тип урока: лекция с элементами беседы, индивидуальная работа, проблемный вопрос.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Вашему вниманию представлен следующий материал:

Слайд 1.

  1. Все, что прекрасно,  нравственно. (...)
  2. Гюстав Флобер
  3. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (...)
  4. Жан Жак Руссо
  5. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…)

Достоевский Ф.М

  1. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)
  2. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...)
  3. Люк де Клапье Вовенарг.

Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)

Как вы понимаете нравственность? (ответы)

     Слайд 2.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

- Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).

 Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).  Учащимся предлагается составить синквейн.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

- Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

  Слайд 3. Понятие сложного бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

 Слайд 4.

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)

3. Левин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

- Какие знаки препинания ставится в БСП?

- Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)

Слайд 5. Знаки препинания в БСП. (Анализ предложений)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь.  Проверить.

Слайд 6. Тренировочные упражнения

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3.Не рой другому яму – сам споткнешься.

4.Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом  их создают.

6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8.Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.

         10. На дне терпения оседает золото

         11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

5.  Работа с учебником. Выполнение упражнения

6.Работа с заданиями ОГЭ. В9

- Среди предложений 26 – 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Вар.11(1 гр.); Вар.17(2 гр);Вар.20(3гр);Вар.21 (4гр)

- Ответы: 1гр -  27 предложение; 2 гр -26; 3 гр -22; 4 гр -32.

7. Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

IV. Домашнее задание

1.Составить таблицу по теме “Бессоюзное сложное предложение” и дополнить ее своими примерами.

2. Выполнить упражнение из учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...