«Аржаана- символ самопожертвования» (по сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак)»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Монгуш Елена Викторовна

Предлагаем вашему вниманию разработку урока  развития речи, построенного по технологии творческих мастерских «Аржаана - символ самопожертвования» (по сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак). Данная разработка может использоваться и как сдвоенные учебные занятия, и как внеурочное занятие для 5-7 классов.

  В  практике на уроках русского языка и литературы систематически используем технологии педагогических мастерских. Видим, как это  эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае  ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционный конкурс «Устами школьника. Развиваем устную речь»

   

Урок  развития речи

«Аржаана- символ самопожертвования»

(по сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак)»

Ф. И. О. участника:

  1. Аракчаа Саяна Тагбышовна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана, г.Туран, Пий-Хемский район, Республики Тыва. Контактные данные: sayana.arakchaa71@mail.ru, +79293582603.
  2. Дивии Аяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г.Кызыла, г. Кызыл, Республики Тыва. Контактные данные: divii72@mail.ru, +79232636628.
  3. Монгуш Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана, г.Туран, Пий-Хемский район, Республики Тыва. Контактные данные: elenamon75@mail.ru, +79991241981.

Аннотация

Российская Федерация  является многонациональным государством. Неоценима роль русского языка как языка межнационального общения. И в маленькой Республике Тыва, субъекте РФ, приоритетным направлением в образовании является преподавание русского языка и литературы. Каждый народ, проживающий на территории России, имеет уникальную, неповторимую культуру, язык, традиции.

Предлагаем вашему вниманию разработку урока  развития речи, построенного по технологии творческих мастерских «Аржаана - символ самопожертвования» (по сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак). Данная разработка может использоваться и как сдвоенные учебные занятия, и как внеурочное занятие для 5-7 классов.

  В  практике на уроках русского языка и литературы систематически используем технологии педагогических мастерских. Видим, как это  эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае  ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.

  Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия,   приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.  В мастерской учитель – это мастер. Он  не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого [3].

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

               Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.

Этапы урока:

  • Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
  • Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  • Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  • Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  •  Творчество.
  •  Афиширование.
  • Рефлексия.

  • Используемые методы: метод смысловых ассоциаций, метод самостоятельного конструирования определений, понятий, метод вживания, метод смыслового видения.
  • Тип урока – комбинированный (интеграция русского языка и литературы); урок усвоения навыков и умений.
  • Форма урока– урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить в процессе деятельности изучаемую тему как свою, создать собственный, пусть небольшой, творческий «продукт», быть положительно оцененным по окончании работы.

Цель урока: 

Обучающая: познакомить  с музыкальной литературной сказкой Сайын-ХооНамчылак «Аржаана»; помочь учащимся «увидеть» маленькую Республику Тыва на страницах сказки.

Развивающая: выбрать навык восприятия литературного музыкального произведения; умение его комментировать; высказывать свое мнение; развивать умения текстуального анализа и навыки работы с литературным источником.

Воспитательная: через комплексный анализ текста вывести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых автором. Утвердить в глазах учеников незыблемые  нравственные ценности; воспитать духовность; создать целостное представление о природе родного края, о связи человека и природы..

Задачи:

  • Предметные: развить навыки сравнительного анализа и обобщения; узнать значение понятия «синквейн»; определить особенности стиля сказки «Аржаана»; отработать навыки определения изобразительно-выразительных средств языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), повторить морфологические признаки существительных, глаголов, прилагательных.
  • Метапредметные: 1. Познавательные УУД: обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД: закрепить умение концентрировать внимание

3.Коммуникативные УУД: развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;

  • Личностные: продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умению отстаивать свою точку зрения; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств; воспитывать социальную ответственность, толерантность.
  • Ожидаемые результаты:

 Личностные: обучающиеся смогут оценить писательский талант СаинхоНамчылак  на примере сказки «Аржаана», смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения, анализа данной сказки и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи; у каждого будет возможность побывать в «ситуации успеха»

Предметные: обучающиеся смогут составлять «синквейн», закрепить знания об изобразительно-выразительных средствах, повторить типы речи, морфологические и грамматические признаки частей речи.

  • Форма работы обучающихся: индивидуальная, групповая, в парах.
  • Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение сказки «Аржаана» в исполнении автора, песня «Дагларым» (в переводе с тувинского «Мои горы») автора и исполнителя СаинхоНамчылак, карточки с заданиями, текст сказки «Аржаана».
  • Опережающее задание: прочитать сказку СаинхоНамчылак «Аржаана».

План урока (Содержание):

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Создание синквейна на темы «Сказка», «Зима», «Самопожертвование», «Аржаана». (Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.)

Словарная работа

  1. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой. Работа с текстами: 1 группа-  нахождение изобразительно-выразительных средств в сказке «Аржаана». 2 группа-инсценирование любого эпизода сказки по выбору  детей.   3 группа- придумать свою концовку сказки.
  2. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
  3. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Обращение к Аржаане, Хозяйке Тайги, волкам, дедушке и бабушке. Использование метода «вживание» (Участники Мастерской выступают в роли Аржааны, Хозяйки Тайги, волков, дедушки и бабушки, Весны.)
  4. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Вступительное слово. (Введение.)

- Добрый день, а что это значит? Это значит, что день был по-доброму начат, если день был по-доброму прожит, он счастливые дни умножит! А задумываемся ли мы, когда говорим при встрече фразу «Добрый день», на самом ли деле мы желаем этому человеку добра? От чистого ли сердца идут эти слова приветствия? Всегда ли мы улыбаемся, когда здороваемся? Как будет радостно и хорошо, если каждый будет приветствовать с улыбкой друг друга. И я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость подаренных вам улыбок, и пронесите это настроение через весь урок.

- Сегодня мы проведем не обычный урок, а урок- мастерскую. Какие ассоциации возникают при этом слове? (Технология, творчество, радость, инструменты…)

- Надеюсь на нашей мастерской будет царить атмосфера творчества, радости, удовлетворения от работы. Прежде всего, у каждого из вас будет свобода выбора: может кто-то захочет творить один, а не в группе. Кто-то постесняется высказаться вслух, он может письменно. Т.е. у каждого будет выбор. Но условие: каждый должен создать  творческий продукт- рисунок, гипотезу, синквейн и т.д.

- Вы прочитали сказку  известной этно и фолк-певицы СаинхоНамчылак «Аржаана». Она закончила Кызыльскую школу №2 (Кызыл - столица Республики Тыва), получила музыкальное образование в городе Кызыле, затем в Москве. Для детей писать  очень сложно. Для детей может писать человек, который сохранил в душе ребенка. Сегодня хотим познакомить вас с малоизвестной стороной талантливой певицы СаинхоНамчылак. Вовлечем вас в богатый мир певицы, но она сегодня предстанет  в новом качестве как автор, исполнитель, сказитель, композитор детской музыкальной сказки «Аржаана». В ходе аналитической беседы мы попробуем разобраться в сказочной философии, прикоснуться к волшебному миру тувинской литературной музыкальной сказки. Мы научимся слушать голоса родной природы, выявим литературные приемы и художественные средства, потренируемся в навыках устного рисования.

           Прежде чем приступать к работе, прослушайте начало сказки в авторском исполнении. (Звучит музыкальная литературная сказка «Аржаана» в исполнении СаинхоНамчылак.)

(Основная часть)

1. «Индукция»  Создание синквейнов (можно индивидуально или по группам): «Аржаана», «Сказка», «Зима», «Самопожертвование»,  «Весна». (Например, синквейн - Аржаана. Бескорыстная, храбрая.  Жертвовать, любить, петь. Аржаана подарила людям Весну. Самопожертвование.)

 (Дети, пожелавшие сделать иллюстрацию, садятся за отдельное рабочее место.)

- Пока вы будете работать, для вас будет звучать песня «Дагларым», что в переводе с тувинского означает «Мои горы», автором и исполнителем которого является  Саинхо Намчылак.

(Вывешиваем на доску полученные синквейны, учащиеся знакомят со своими работами, при желании объясняют значение)

2. Словарная работа. Некоторые слова из этой сказки редко встречались  вам, а с другими вы не знакомы совсем, их значение мы разберем прямо сейчас.

-Аржаан (картинка) - целебный источник, родник.

-Аал - стойбище.

-Ветхий - очень старый, пришедший в негодность.

- Закопченный - покрытый копотью, (копоть-сажа)

- Чума - болезнь

- Лохмотья - изорванная одежда

- Скорбная - печальная

- Без колебаний - не задумываясь

- Кушачок - матерчатый пояс

- Неугомонный характер - подвижный, шумливый

- Незатейливая песенка - простая песенка

- Чадаган - тувинский струнный музыкальный инструмент

  1. «Социоконструкция».
  1. - «Погружение в текст произведения». Каждый писатель тщательно выбирает языковые и художественные средства для своих произведений. (Точный выбор этих средств позволяют понять героя, его чувства, поступки, движение мысли).

Задания группам. (Выбор групп добровольное: каждый сам выбирает в какой группе он желает работать.) 1 группа - Найдите в сказке изобразительно-выразительные средства. (Надо учесть, что не все прилагательные являются эпитетами, некоторые слова являются определениями).  

Эпитеты. Обилие  эпитетов дает возможность употребить меньше прилагательных, обозначающих цвет, но несмотря на это, мы имеем полноценную картину.

Олицетворения, метафора. Одним из видов метафоры является олицетворение. Примеры употребления олицетворения (цветы тянули к ней свои нежные лепестки, ягодки весело кивают, горы, много видевшие на своем веку, смерть гуляла).

Сравнение (улыбка девочки сравнивается с солнцем, Голос с песней жаворонков, душа и глаза- с озером).

2 группа - инсценирование любого эпизода сказки.

3 группа - придумать свою концовку сказки. Индивидуальное задание - иллюстрация к сказке.

  1. Афиширование» (Учащиеся представляют свои работы: рисунки, инсценировки, концовку сказки).
  1. «Разрыв». Составить обращение к Аржаане, Хозяйке Тайги, волкам, дедушке и бабушке. Использование метода «вживания» (Участники Мастерской выступают в роли Аржааны, Хозяйки Тайги, волков, дедушки и бабушки, Весны.)

- Характер персонажа раскрывается в поступках, в отношениях к другим людям, в описании чувств героя в его речи. Работа по карточкам поможет определить вам основные черты характера девочки. Вам надо выбрать те слова, которые характеризуют Аржаану, образовать от них имена прилагательные. Например: отзывчивость – отзывчивая. (Сострадание, равнодушие, безразличие, сопереживание, грубость, жестокость, самоотверженность, великодушие, сочувствие, смелость, жадность, храбрость, эгоизм, мужество, отзывчивость, благородство).

-  Ребята, вспомните, персонаж какой сказки напоминает нам Аржаана, девочка, такая же смелая, добрая. (Ответы детей.) Героиня сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» - девочка Герда, она тоже победила Зиму.

- Что общего у героинь сказок «Аржаана» и «Снежная Королева»?

- Какую параллель можно провести между этими произведениями?

- Понравилась ли вам сказка «Аржаана»?

- Благодаря чему получился яркий образ борьбы добра и зла? (Ответы детей.) Яркий образ борьбы добра и зла получился благодаря эпитетам, сравнениям, деталям, олицетворениям, которые так умело использует в своей сказке Саинхо Намчылак. Она давно живет за рубежом, в Австрии. Музыкант, исполнитель тувинского фольклора, благодаря ей весь мир слушает тувинские песни, многие от нее узнали о нашей маленькой Республике Тыва.

(Заключение)

Идея, основная мысль сказки.

  • Какова же основная мысль сказки? О чем хотел сказать автор? (о самопожертвовании, о самоотверженности, о любви к людям, о бескорыстном поступке Аржааны.)

-  Сказки Саинхо Намчылак  и Андерсена  заставляют задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. Аржаана - символ добра, зима - символ зла. Это вечное противопоставление добра и зла.

6. Рефлексия.

На мастерской я сегодня узнал (а)…

Мне было интересно на мастерской…

У меня вызвало затруднение…

Главное, что я усвоил для себя на мастерской…

7. Домашнее задание (1 на выбор)

1. Написать эссе «Мои впечатления от сказки Саинхо Намчылак «Аржаана».

2. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов с подбором цитат.

3. Составить вопросы к автору сказки.

4.  Написать сочинение-рассуждение  «Аржаана… осуждаю или восхваляю ее поступок».

Список литературы:

  1. Ваганова Ф.А. «Грамотность чтения: методический опыт» Университетская гимназия «Универс» №1.-Красноярск, 2014.-64с
  2. Еремина Т.Я. «Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы» М.Просвещение, 2013.-160с
  3. http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Аржаана - символ самопожертвования» ( по сказке « Аржаана » Саинхо Намчылак )»

Слайд 2

Саинхо Намчылак тувинская певица, давно проживающая в Австрии

Слайд 3

БИОГРАФИЯ Родилась в 1957 году, в Республике Тыва в небольшом таёжном посёлке. Родители были учителями, предки кочевниками. В детстве научилась у бабушки народным песням и традиционному горловому пению ( хоомей ). Саинхо Намчылак

Слайд 4

В 1975 году начинает музыкальное образование в Кызыле , которое продолжается с 1981 года в Москве, и заканчивает в Гнесинском училище в 1988 году. Ещё во время обучения участвовала в различных музыкальных проектах, ездила в концертные турне по всему миру.

Слайд 5

С начала 1990-х годов Саинхо Намчылак смешивает этническую музыку Тувы и горловое пение с западной (авангард, модерн, джаз, поп). Записала ряд сольных альбомов в разнообразной стилистике, а так же аудио-книгу . Выпустила собственную автобиографию в издательстве Вита Нова. Часто выступает в России.

Слайд 6

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк: первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия , рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.)

Слайд 7

Темы синквейна : « Аржаана » « Сказка » «Зима » « Самопожертвование » « Весна»

Слайд 8

Словарная работа: Аржаан - святая или целебная вода.

Слайд 9

Аал – стойбище, чабанская стоянка

Слайд 10

Чадаган - тувинский струнный музыкальный инструмент

Слайд 11

- очень старый, пришедший в негодность. - покрытый копотью, (копоть-сажа) - болезнь - изорванная одежда - печальная - не задумываясь - матерчатый пояс - подвижный, шумливый - простая песенка



Предварительный просмотр:

Давно это было, очень давно... В далекой прекрасной стране, где могучий Енисей раскинул атласный рукав, где над бескрайними просторами степей и тайги, в бездонной сверкающей вышине летают гордые орлы и поют звонкие жаворонки, жили-были старик и старуха.

Жили они небогато: старик ходил на охоту и рыбачил, а старуха смотрела за скотом да работала по хозяйству. Их ветхая закопчённая юрта стояла на берегу озера, которое люди называли Чаш-Хол - Детская слеза, летом оно почти    пересыхало, а весной выходило из берегов.

Вода в нем была чистой и светлой, как детская слеза. Всю жизнь старики прожили у этого озера, да так и не нажили богатства, и лишь одно у них сокровище было - их внучка, Аржаана.

Когда Аржаана улыбалась, казалось, само солнце переселилось в ее личико. Луна подарила ей блеск волос и мечтательность, озеро - чистоту души и прозрачность глаз, а степные жаворонки подарили ей звонкий голос и неугомонный характер.

Едва Аржаана просыпалась, дедушка и бабушка говорили ей: «Проснулось наше солнышко», а она, расцеловав стариков, бежала через зеленый луг к озеру умыться, встречные цветы тянули к ней свои нежные лепестки, ягодки на лесной поляне весело кивали ей земляничными головками!

- Доброе утро, Родничок!

- Здравствуй, Аржаана!

И вот уже зазвенела песня, взлетела к ясному утру и засверкала радугой. Песня всегда была с Аржааной. С утра до вечера, и что бы она ни делала, и где бы ни пела девочка песни: то шуточные, игривые, а то мечтательные, везде можно было услышать голос Аржааны, далеко летели ее песни.

И люди, услышав их, улыбались, и светлели их лица. Даже старые суровые горы, много видевшие на своем веку, не могли равнодушно слушать ее песни, эхом подхватывали эти волшебные напевы.

Все, что чувствовала и встречала Аржаана на своем пути, облекала она в мелодию песен. Простыми, незатейливыми удивительными были эти песни: можно было услышать в них и шорох крыльев ветра, и звон капели - весь мир, как в зеркале, отражался в этих мелодиях.

Бывало, люди из дальних сумонов приезжали, чтобы услышать песни Аржааны, и старались запомнить их, чтобы увести в свои края. Ко всем была внимательна и приветлива Аржаана, для всех находилось место в ее сердце, и для каждого она старалась придумать новую, лучшую песню.        

Но вот страшное бедствие настигло долину. Пришла Великая Зима в своем холодном безмолвии, а за ней, волоча по земле лохмотья, ковыляли Чума и Голод.

Старики говорили, что за всю свою жизнь они не видели столь долгой и суровой зимы. Смерть гуляла между аалами и по ночам выла по-волчьи у юрт в ожидании добычи. Серые тяжелые тучи заслонили небо и солнце от земли, скорбная тишина воцарилась во всем мире. Медленно и тягуче текло время, а весна все не приходила. Видно, заплутала в таежных тропах, не могла пробиться через большие снега.

Не слышны были и песни Аржааны. Грустно и задумчиво было ее личико. День и ночь думала она о том, как помочь людям, как вернуть весну в родные края. И вот решила она отправиться в путь на поиски Хозяйки Тайги и дала себе слово сделать все, чтобы вновь зацвела родная долина.

Ранним утром собралась она тихо. Взяла с собой верного пса Акала и, прошептав про себя молитву, отправилась в дальний путь.

Долго бродили они по тайге: девочка и огромный черный пес.

Ночами они ложились под какой-нибудь сосной и, крепко прижавшись, друг к другу, засыпали. В такую зиму даже волки не жили в тайге. От голода и холода пробирались они ближе к аалам, где в такую пору для них было больше добычи.

Неизвестно, сколько они шли, сердце подсказывало им путь.  И вот, наконец, добрались они до перевала, поднялись на самую высокую гору, где, по рассказам охотников, на вершине жила Хозяйка Тайги, среди белых сверкающих вершин вдруг заметили они большую белую юрту.

Аржаана оставила у входа в юрту Акала, а сама, раздвинув полог, вошла. У весело потрескивавшего очага сидела красивая женщина в богатых одеяниях и тихо наигрывала на чадагане. Обернувшись на шум, Хозяйка Тайги приветливо улыбнулась и сказала:

- Здравствуй, Аржаана, входи. Я часто слышала твои прекрасные песни, садись, согрейся, поешь.

Отдохнув, Аржаана рассказала о тех бедствиях, которые постигли жителей ее аала и попросила Хозяйку Тайги помочь отыскать Весну и вернуть счастье в родную долину.

Выслушав рассказ девочки, Хозяйка Тайги задумалась. Долго сидела она, низко опустив голову.

И вот, наконец, посмотрела на Аржаану, и девочка увидела на глазах прекрасной женщины печаль.

— Весну спрятал в ледяную скалу злой шаман, я не в силах бороться с его чарами. Только живая вода может помочь тебе в этом, только река может найти дорогу к этой скале, размыть ее и принести на своих волнах Весну. Все, что я могу сделать это, обратить тебя в речку, а там ты сама знаешь, что делать. Сможешь ли ты? Ведь обратно девочкой ты уже не станешь!

Аржаана тут же ответила без колебаний:

- Да! Я согласна!

-Ну что ж, пусть будет так.

Обняв   верного друга на прощание, Аржаана повязала свой кушачок ему на шею и отправила его домой, а сама повернулась к Хозяйке Тайги и сказала:

- Дорогая Хозяйка Тайги, я хочу вас попросить только об одном: сделайте так, чтобы мои воды не замерзали и не затихали ни зимой, ни летом. Ведь я так люблю петь. И мне  трудно будет без песен долгими зимами. Вот и все. Благодарю вас!

   - Прощай, Аржаана!

Вернулся пес Акал в свой аал один с кушачком на шее. Удивлялись   люди, что пропала, мол, девочка в тайге. Долго искали ее охотники, да так и не нашли. Через некоторое время пришла в долину долгожданная Весна, принеся с собой радость и обновление. Зажило и расцвело все вокруг, а радости этой не было конца.

Вот так не стало на свете звонкоголосой девочки по имени Аржаана, но стоит и поныне озеро, которое люди называют Чаш-Хол - Детская Слеза, и впадает в нее звонкая речка. Весело несет она свои воды с горных вершин, то с громом срываясь водопадом, то переходя на шепот мерного прибоя в долине.

Ни зимой, ни летом не умолкает ее песня.

Может, это случайное совпадение, но именно за то, что вода в реке не замерзает, люди назвали ее Аржаан-суу родниковая вода, а может, кто-то услышал случайно летней ночью, как речка по секрету рассказывала луне удивительную историю, о том, что она была когда-то настоящей девочкой, внучкой по имени Аржаана.

Давно это было, очень давно... но жива и поныне сказка об Аржаане, звучат в народе ее песни - то игривые и шуточные, то мечтательные и грустные.

На самых больших праздниках и просто в будни, поют люди песни Аржааны.

И вот уже новые звонкие голоса подхватывают эхо старых суровых гор, как бы вспоминая забытые когда-то напевы.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Задания группам. 

1 группа - Найдите в сказке изобразительно-выразительные средства. (Надо учесть, что не все прилагательные являются эпитетами, некоторые слова являются определениями).  

2 группа - инсценирование любого эпизода сказки.

3 группа- придумать свою концовку сказки.

Приложение 3

Работа по карточкам:

Выберите те слова, которые характеризуют Аржаану, образуйте от них имена прилагательные. Например: отзывчивость – отзывчивая.

          Сострадание, равнодушие, безразличие, сопереживание, грубость, жестокость, самоотверженность, великодушие, сочувствие, смелость, жадность, храбрость, эгоизм, мужество, отзывчивость, благородство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Аржааны Тувы»

Тыва богата аржаанами. Аржааны имеют уникальные свойства и находятся в  живописных местах Тувы. В окрестностях аржаанов большое разнообразие лечебных трав. Таким образом, бальнеотерапия на ...

Проблема самопожертвования на примере картин из евангельского цикла русского художника Николая Ге.

Материал может рассматриваться на уроках ИЗО, МХК или искусства в рамках изучения русской религиозной живописи....

Исследовательская работа по литературе в 7 классе по теме: "Самопожертвование"

Работа содержит анализ рассказа И.А. Бунина "Лапти", примеры проявления самопожертвования в литературе и в жизни....

Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ТемаСимволы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»Цель  пробудить интерес к анализу художественного произведения для постижения смысла литературн...