Исследовательская работа по литературе в 7 классе по теме: "Самопожертвование"
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)

Работа содержит анализ рассказа И.А. Бунина "Лапти", примеры проявления самопожертвования в литературе и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_npk.docx34.94 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx577.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Йошкар – Олы»

Исследовательская работа на тему:

«Что такое самопожертвование

и каково его проявление в литературе

и в жизни.»

Выполнил: Мирошин Роман,

обучающийся 7Б класса

Руководитель: Сусикова Т.Л.,

учитель литературы

                                       

 Йошкар – Ола, 2020 год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………с.3

Глава 1.Примеры самопожертвования в художественной литературе…с.5

Глава 2. Примеры самопожертвования во время войны…………………с.9

Глава 3. Примеры самопожертвования в мирное время…………………с.10

Заключение …………………………………………………………………с. 12

Список использованных источников………………………………………с.14

Введение

Мне известно, что выпускники 9 класса на экзамене по русскому языку  как один из вариантов пишут сочинение по слову. Учительница иногда спрашивает у нас, как мы понимаем значение того или иного слова, например, совесть, вежливость, долг. По её просьбе, однажды мы  самостоятельно формулировали значение слова «самопожертвование». И выяснилось, что из 35 учеников двух 7 классов только двое (т.е. 5,7 % ) дали верное истолкование. А остальные либо допустили ошибку, либо затруднились с ответом. Из этого неутешительного факта родилась тема моего исследования: «Что такое самопожертвование и каково его проявление в жизни и в художественной литературе?»

 Незнание значения слова моими ровесниками говорит о том, что тема актуальна и будет иметь практическую ценность. Результаты исследования  можно будет использовать как на классных часах, так и на уроках словесности для расширения кругозора и в рамках воспитательной деятельности.

Цель:

Выяснить сущность  такого человеческого качества, как самопожертвование.

Задачи:

  1. Найти определения слова «самопожертвование» в различных источниках.

   2. Выявить примеры проявления самопожертвования в художественной литературе, проанализировать их содержание.

    3. Выяснить, как самопожертвование  проявляется в реальной жизни.

Гипотеза:

Могу предположить, что в современной жизни самопожертвование проявляется редко, так как люди стали слишком эгоистичными, жестокими, безнравственными.

Методы исследования:

Чтение и анализ художественного произведения.

Поиск информации.

Социологический опрос и обработка данных.

Существует несколько определений слова «самопожертвование». С.И. Ожегов в Словаре русского языка формулирует его так: «отказ от своих интересов ради других, ради общего блага». Википедия дает такое:  «положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих

интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других. Самоотверженность основывается на понимании индивидуумом личной ответственности, чувствах товарищества и дружбы, а также на его политической сознательности, патриотизме и уверенности в справедливости целей, ради которых приносятся в жертву личные интересы». Ещё на одном из сайтов в интернете нашлось следующее толкование: это «одно из важных морально-психологических качеств для военнослужащего. В условиях боевых действий она проявляется в его способности преодолеть страх, в уверенности, активности и настойчивости действий, готовности сознательно пожертвовать собственной жизнью ради выполнения задачи или спасения жизней товарищей».

Глава I

Одним из самых ярких  произведений художественной литературы, демонстрирующих проявление самопожертвования, на мой взгляд, является рассказ И.А. Бунина «Лапти». Он создавался в 1924 году в эмиграции. Одна из главных задач писателя - изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века.

Желание принести в жертву себя является порывом благородства души. Оно основывается на доброте и  сочувствии. Жертвование собой – это истинная любовь.  Наилучшим её примером выступает материнская любовь. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно. Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой. Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. Логично, если самоотверженность проявляет мать по отношению к своему ребёнку. Но как  объяснить, когда посторонний человек отдаёт свою жизнь за чужого? Об этом и говорится в рассказе Бунина.

В барский дом приходит «большое горе» : сильно заболевает ребенок. Несчастная мать в отчаянии: муж в отъезде, а «до доктора тридцать верст». На дворе уже пятый день свирепствует метель, и в такую погоду ни один врач не сможет приехать к больному ребенку. Старый верный слуга Нефед узнает у барыни, что мальчик в сильном бреду все время просит какие-то красные лапти. Немного поразмыслив, мужчина твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Он считает, что исполнить желание ребенка несложно. Всего «делов – то – купить новые лапти да покрасить их фуксином». А вот добраться до ближайшей лавки в Новоселках, расположенной в шести верстах от барского дома,– задача гораздо более серьезная в такую непогоду. Женщина пытается отговорить Нефеда от этой затеи, но напрасно. Спускается ночь, дом утопает «в бездне снежного урагана и мрака», и все решают, что Нефед в Новоселках «ночевать остался, если Бог донес». Всю ночь мать больного ребенка, терзаемая «от страха и от своей беспомощности», шепчет молитвы и просит Господа о помощи. На

следующее утро новосельские мужики привозят тело «белого, мерзлого, всего забитого снегом» Нефеда. Заблудившись во время пурги, они смогли найти дорогу только благодаря валенкам Нефеда, торчавшим из снега. За пазухой у него нашли «новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Для ребенка  красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, при достижении которого он может выжить.  Никто не в состоянии  достать мальчику желаемое.  Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает» , а противиться желанию души ребенка герой не в силах, и никакое ненастье его не пугает. Нефед не вернется, но на следующий день его найдут у дороги новосельские мужики, и именно это спасает им жизнь.

Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед ценой собственной смерти. Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков. Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом и заключается высокая нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка» . Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью. Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила  героя очевидна. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния, проявлять самопожертвование – высшее проявление любви.

Ещё один яркий пример самопожертвования - рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Его героиня - Лидия Михайловна, молодая учительница французского языка. Когда ее ученик пришел в школу избитым и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила докладывать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что этого делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией и карьерой  ради помощи мальчику.

В рассказе Н.Д. Телешова «Домой» говорится, как Семка, желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

Ярким примером самопожертвования может служить образ Данко в рассказе Максима Горького "Старуха Изергиль". Данко жил среди народа, который враги загнали в мрачный, старый лес. Никто не знал выхода , и люди от страха были готовы сдаться врагу. Данко с любовью относился к этим людям, он воодушевил народ пойти за ним. Люди поверили ему, но, как только на их пути встретились трудности, они пали духом и бросились обвинять Данко, что он неумело управлял ими. Тогда Данко разорвал свою грудь, достал сердце и пошел впереди, держа его в руке, как факел. Люди пошли за ним и спаслись, преодолев все трудности на своем пути, а Данко умер.

Идут на самопожертвование во имя любви и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

Глава II

Следующий этап моего исследования – выяснение проявления самопожертвования в жизни. Самое большое количество примеров - проявление этого качества во время войны. Каждый осознает, каких сил стоит человеку пережить войну, как сложно это даётся. Труд, доброта, мужество, бескорыстность, патриотизм, честь, холодная голова и горячее сердце – всё это нужно тем, кому на долю выпало это ужасное испытание.

Молодые девушки-санитарки, рискуя своей жизнью, помогали раненым и уносили их с поля боя. История битвы под Сталинградом знает немало примеров женского героизма. Так, девятнадцатилетняя санитарка 269-го стрелкового полка 10-й дивизии войск НКВД Аня Бесчастнова во время уличных боёв в городе вынесла с поля боя 50 раненых бойцов и командиров, а когда враги окружили подразделение, она заменила пулемётчика и сражалась с врагом. В истории сражения за город на Волге есть немало и других примеров женского героизма. В годы Великой Отечественной войны женщины были не только медицинскими сёстрами, санитарками и врачами. Они воевали наряду с мужчинами – были зенитчицами, связистками, лётчицами. В сражениях за Сталинград участвовали тысячи девушек, проявивших самоотверженность.

Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие … » как дань благодарности женщине-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.  

Выдающийся пример самопожертвования показал Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло, советский военный лётчик, участник трёх войн.  В момент гибели он занимал должность командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, был  в звании капитана. Погиб во время боевого вылета. Званием Героя Советского Союза награждён посмертно. 26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло на самолёте вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

 В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» – сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

Ещё один яркий пример - Януш Корчак, польский врач, педагог. Он совершил беспримерный подвиг,  отказавшись покинуть обреченных нацистами на смерть воспитанников и сотрудников варшавского Дома сирот, и погиб вместе с ними в газовой камере концлагеря Треблинка 6 августа 1942 года. История гласит, что перед отправкой поезда, который вез узников навстречу гибели в концлагерь, нацисты решили помиловать Корчака, чье имя в литературе и педагогике было достаточно известно. Некий немецкий офицер предложил ему остаться в гетто одному, без детей. Но Корчак решительно отказался. Последний раз его видели, когда он, держа одного ребенка на руках, а другого за руку, вел колонну сирот через гетто к следовавшим в Треблинку поездам.

Глава III

Самопожертвование проявляли люди не только в годы тяжёлых военных испытаний, но и в мирное время .

Житель Перми стал знаменитым, совершив героический  поступок: мужчина спас из пожара шесть человек. Ночью он возвращался с работы, увидел полыхающий дом и не прошёл равнодушно мимо. Он разбудил всю семью и помог им выбраться из огня. Когда огонь охватил двухэтажный коттедж, в нем находилось шесть человек, в том числе дети 3 и 5 лет. Спасение семьи попало в объектив видеорегистратора. На записи видно, как мужчина вытаскивает людей из горящего дома, а после помогает отогнать припаркованные машины. Убедившись, что семья в безопасности и на место ЧП приехали пожарные, мужчина уехал. Василовы успели узнать только его имя — Максим Сергеев. Семья пыталась самостоятельно разыскать своего спасителя, но это удалось только с помощью журналистов. Мужчина признается : он не рассчитывал на какие-то лавры, поскольку свой поступок не считает геройским. Говорит, что так его воспитали.

        Спасают попавших в беду людей не только из огня, но и из воды. Самый известный случай произошёл, когда троллейбус потерял управление, сломал ограждение моста и упал в воду. Проезжавший мимо чемпион мира по прыжкам в воду Шабарш Карапетян нырял, превозмогая боль, и спас 46 человек.

Одной из страшных катастроф 20 века была авария на Чернобыльской АЭС. Кому-то нужно было как можно скорее осушить резервуар, чтобы спасти жизни миллионов человек. Трое мужчин вызвались это сделать. Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов самоотверженно решили прыгнуть в воду и открыть клапан. Позже все они погибли от огромных доз радиации, которые они получили, спасая жизни своих соотечественников.

Официальное звание Олега Ивановича Охрименко «Старший оперуполномоченный омского специального отряда быстрого реагирования». Ему удалось заслужить посмертное звание «Героя Российской Федерации» за его выдающийся героический поступок. Олег и его отряд должны были усмирить опасно помешанного преступника, который был вооружён как пистолетом, так и гранатой. Когда преступник попытался прорваться через полицейскую баррикаду, взяв женщину в заложники, штурмовая команда быстро попыталась его нейтрализовать. Понимая, что он имеет дело с русским спецназом, преступник бросил гранату на землю, а Олег, осознав опасность ситуации, бросился на гранату, нейтрализовав взрыв своим телом. Таким образом, ему удалось спасти жизни своих сослуживцев, находившихся неподалёку гражданских и женщины, которую преступник взял в заложники.

Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не могли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидия Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.  

Заключение

Итак, самоотверженность — это моральное качество человека, выражающееся в готовности пожертвовать собственными благами и интересами ради других. Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни. Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине. Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит. Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью. Только нравственный человек способен совершить героический поступок. Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса.

Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях. Люди готовы на самопожертвование во имя спасения даже незнакомого им человека. И многочисленные литературные произведения, и факты из реальной жизни говорят о том, что самопожертвование – одно из высших проявлений человеколюбия, высшая степень гуманизма.

Для выяснения уровня знаний значения слова «самопожертвование» и примеров проявления этого качества в литературе и в жизни мы провели опрос, в котором приняли участие 35 семиклассников нашей школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Дайте определение слова «самопожертвование».

2.В каких художественных произведениях вы читали  о нём? (Название)

3.Знакомы ли вам случаи проявления самоотверженности в жизни ? (Пример)

Подведя итоги , мы выяснили, что большая часть опрошенных  не знает ,что такое самопожертвование.

Правильно ответили -2 человека (5,7 %)

Неправильно ответили -16 человек (45,7%)

Имеют поверхностное  представление -17 человек (48, 6%)

Таким образом, пришли к выводу, что ребятам нашей школы следует обогащать свой лексикон, развивать речь, читать больше художественных произведений на данную тематику. Надеюсь, что данные моей работы будут этому способствовать и окажут практическую помощь.

Источники:

  1. www.ntv.ru
  2.  ru.wikipedia.org
  3. ovayagazeta.ru
  4. www.volgogradru.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое самопожертвование и каково его проявление в литературе и в жизни.

Слайд 2

Цель исследования Выяснить сущность такого человеческого качества, как самопожертвование.

Слайд 3

Задачи 1. Найти определения слова «самопожертвование» в различных источниках. Найти примеры проявления самопожертвования героями художественной литературы. 3 . Выяснить, как это качество проявляется в реальной жизни.

Слайд 4

Гипотеза Могу предположить, что в современной жизни самопожертвование проявляется редко, так как люди стали слишком эгоистичными, жестокими, безнравственными.

Слайд 5

Методы исследования 1. Чтение и анализ художественных произведений. 2. Поиск информации. 3. Социологический опрос и обработка данных.

Слайд 6

Самопожертвование «Отказ от своих интересов ради других, ради общего блага ». С. И. Ожегов.

Слайд 7

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 8

Заболел ребёнок

Слайд 9

Надо добывать, коли душа желает…

Слайд 10

Надо спасать

Слайд 11

Только вперёд

Слайд 12

Максим горький

Слайд 13

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Слайд 14

Примеры из военной жизни

Слайд 15

Примеры из военной жизни

Слайд 16

Примеры из военной жизни Александр Матросов

Слайд 17

Примеры самопожертвования януш корчак

Слайд 18

Примеры из мирной жизни

Слайд 19

Примеры из мирной жизни

Слайд 20

Примеры из мирной жизни

Слайд 21

примеры из мирной жизни

Слайд 22

Живи

Слайд 23

Ф.М. Достоевский

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...

Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"

Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увл...

Примерные темы исследовательских работ по литературе для обучающихся 8 класса

Представленные темы исследовательских работ позволят выйти за рамки программного материала, расширить кругозор обучающихся по предмету, открыть для себя новое....

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...