Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"
проект по литературе (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увлекательной и захватывающей наукой, требующей точности и конкретизации! Но я никогда бы не подумал, что такие две противоречивые «дамы» могут иметь точки соприкосновения.  И каково же было мое удивление, когда читая литературное произведение я, в очередной, раз встретил математическую задачу! Тогда и родилась идея - проанализировать прочитанные литературные произведения, но уже глазами математика, попробовав решить предложенные автором задачи. И когда я занялся этим вопросом, понял, насколько дружно могут сосуществовать эти науки Математика и литература занимают очень значительное место в жизни современного общества, а это значит, что вызывают к себе огромный интерес. Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной жизни человека, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.[1] Две противоположности привлекли моё внимание.

Проблема: решают ли читатели задачи, предложенные автором художественного произведения?  

Цель моей работы: является доказательство существования связи между литературой и математикой.

Объект исследования: произведения художественной литературы

Предмет исследования:  математические задачи в литературе



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

VII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Гуманитарная секция

   

Математические задачи в литературе

исследовательская работа

                                   

Жидков Виталий Викторович,

обучающийся 5 «В» класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

Бутурлиновская  средняя общеобразовательная школа

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Бутурлиновка 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………   3стр

Глава I  Математика и литература  - смежные науки…………………….. 4стр.

Глава II    Поиск, исследование и анализ математических задач ………..6стр.

Глава III  Этапы подготовки сборника к выпуску…………………………7стр.

Заключение………………………………………………….……………….9стр.

Список используемой литературы…………………………………………10стр.

Приложение…………………………………………………………………11стр.

Введение

Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увлекательной и захватывающей наукой, требующей точности и конкретизации! Но я никогда бы не подумал, что такие две противоречивые «дамы» могут иметь точки соприкосновения.  И каково же было мое удивление, когда читая литературное произведение я, в очередной, раз встретил математическую задачу! Тогда и родилась идея - проанализировать прочитанные литературные произведения, но уже глазами математика, попробовав решить предложенные автором задачи. И когда я занялся этим вопросом, понял, насколько дружно могут сосуществовать эти науки Математика и литература занимают очень значительное место в жизни современного общества, а это значит, что вызывают к себе огромный интерес. Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной жизни человека, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.[1] Две противоположности привлекли моё внимание.

Проблема: решают ли читатели задачи, предложенные автором художественного произведения?  

Цель моей работы: является доказательство существования связи между литературой и математикой.

Объект исследования: произведения художественной литературы

Предмет исследования:  математические задачи в литературе

Для достижения поставленной цели логично выполнить следующие задачи:

1) найти математические задачи в литературных произведениях;

2) решить отобранные задачи, проанализировать полученные в ходе решения результаты;

3) оценить проделанную работу;

4) сформулировать главный вывод.

Гипотеза:  я  предположил, что задачи, предлагаемые автором произведения можно встретить на страницах учебника математики, но почему-то литературная задача кажется не такой трудной и ты, без особых усилий над собой, спокойно решаешь эту задачу.

При исследовании использованы следующие методы: поиск, изучение, анализ, обобщение, прогнозирование, моделирование, классификация, анкетирование и его результаты.

Актуальность  продиктована необходимостью разрушить стереотип полярности этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.

Практическая значимость и перспективность работы заключается в том, что  данный материал может  быть использован как на уроках  литературы,  математики, на внеурочных занятиях.

Глава I Математика и литература  - смежные науки

Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего? Мы знаем, как связаны между собой литература и история, литература и  музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом. Математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство в целом, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой  в художественной литературе.[2]

Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие сущности духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.

Подобно тому, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также взаимодействуют друг с другом. Персидский математик и астроном Омар Хайям был одновременно не менее талантливым поэтом и философом. Все знают французского математика и физика Блеза Паскаля, чьи литературные и философские произведения мало известны широкому кругу читателей. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Все это красноречиво указывает на связь между литературой и математикой. Объективным доказательством этой связи также может служить использование многими авторами математических задач при написании своих произведений. Поиску и решению таких задач и посвящена работа.

Данная работа позволяет раскрыть красоту математических задач в литературных произведениях.

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно мы мало обращаем внимания, так как они для читателя, нас, не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить.

Если читатель - любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить и т.п. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие. Перейдем к конкретным примерам.

Можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Но мы забываем о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах. Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями? Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только? Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе. В данной работе приведены решения математических задач, из произведения художественной литературы.

Глава II  Поиск, исследование и анализ математических задач

Чтобы более подробно прояснить ситуацию среди читателей, в целях исследования решено было анкетирование среди одноклассников  и учителей математики.

В анкетировании принимало участие восемьдесят девять человек, каждый из которых регулярно читает художественные произведения. По результатам проведенного исследования 70 % опрошенных встречают в прочитанном задачи, головоломки, шарады математического характера. Также было установлено, что только один из тех, кто находит в рассказах, повестях, романах задачи, пытается решить их. Но в целом, опрошенные считают использование математических задач при написании своих произведений уместным приемом.

    Поиск, исследование и анализ математических задач.

Далее было решено самостоятельно ознакомиться с рядом художественных произведений, поискать в них объект исследования – математические задачи, постараться решить найденные варианты заданий и проанализировать полученные результаты и выпустить сборник  математических задач, который можно использовать на уроках математики и литературы. На уроках литературы это способствует запоминанию художественных произведений, а на математике лучше мотивирует школьников.

Вопросы анкеты:

1Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?(Приложение1)                          

2Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать? (Приложение2)

3. Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного? (Приложение3)                          

 Глава III Этапы подготовки сборника математических задач в литературе к выпуску:

            После  проведенного  теоретического и практического исследования  я выяснил, что немногие пытаются решать задачи в литературе, при чтении художественных произведений  ученики, как правило, не задумываются над решением задачи, а пропускают эти моменты не читая.

При составлении  алгоритма  были учтены результаты  проведенного накануне анкетирования и добавлены  некоторые, важные, на мой  взгляд, пункты  

Алгоритм составления  сборника  задач в литературе:

  1. Определить, для  кого будет предназначен сборник, при отборе материала учитывать возрастные особенности;
  2. Собрать необходимый материал, учитывая советы учителей математики
  3. Составить условия к задачам.
  4.  Прорешать все задачи самостоятельно.
  5. Записать решение задач
  6. По желанию сделать иллюстрации.
  7. Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.
  8. Отредактировать текст.
  9. Издать сборник.

                                       

                                          Заключение

   В данной работе была проделана попытка поиска, отбора, решения и анализа математических задач в произведениях писателей различных литературных направлений и эпох. В начале исследования была выдвинута гипотеза о наличии в литературе решаемых задач с разумными ответами, что свидетельствовало бы об истинной связи двух несочетаемых, на первый взгляд, наук – математики и литературы. В процессе выполнения работы эта гипотеза нашла свое подтверждение. В конечном результате исследовательской деятельности, становится очевидно, что многие авторы вполне осознанно включают в тексты своих произведений формулировки математических задач (в этом случае задания решаемы), но есть такие, которые не особо уделяют внимание деталям (условия, корректный вопрос), а добавляют задачи как бы «между прочим», для полноты красок изображаемой картины (здесь с решением задач могут возникнуть проблемы). Однозначно то, и в ходе работы это было представлено, что в произведениях литературы есть математические задачи, головоломки, загадки, достаточно только чуточку внимания и любопытства, чтобы разглядеть их в строках произведения. Очевидно и то, что существует связь математики и литературы.

    В течение выполнения данной работы возникла также мысль о практическом приложении результатов исследования, которая поможет учащимся школы с особым интересом получать знания одновременно в двух науках – математике и литературе.

    Я считаю, что выпуск этого сборника поможет ребятам относиться более внимательно к произведениям художественной литературы, а на уроках математики решать такие задачи интереснее и легче.

Использованные интернет ресурсы:

  1. БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».
  2. Глейзер Г.И. «История математики в школе, IV – VI классах», изд. «Просвещение», М., 1981, с.240.Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября»/ - 2009. -№18.-С. 2-3. 
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд. Просвещение, М., 2010
  4.  Детская энциклопедия, т. 11, «Язык и литература», изд. Педагогика, М., 2013 
  5. Куликова Е., Куликова Е.В. «Математика и литература – два крыла одной     культуры».
  6. Латыпова С.В. «Математические задачи в литературных произведениях».

                                                  Приложение

В исследовании, которое проводилось в 2016-17 году,  участвовало  89 учеников 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ

5 “В” - 18 человек

8 “Б” - 25 человек

9 “В”- 23 человека

10 “Г” - 23 человека

Приложение1

Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?

класс

Всего

5”В”

8”Б”

9”В”

10”Г”

да

8 чел – 44%

16 – 64%

3 чел – 13%

  13чел- 57%

40 – 45%

нет

10 чел  – 56%

9 – 36%

20 чел - 87%

  10чел-44%

49 – 55%

    В приложении 1 показаны результаты  исследования  вопроса «Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?»   Из таблицы мы видим, что большинство людей не встречали математические задачи в литературных произведениях. Это говорит о том, что люди невнимательно читают художественные произведения, потому что задачи встречаются даже в самых известных с детства книжках.

Приложение 2

Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать?

класс

Всего

5”В”

8”Б”

9”В”

10”Г”

да

3 чел - 17%

  12- 48%

  5- 22%

  9- 39%

29 – 33%

нет

15 чел -83 %

  13-  52%

  18- 78%

  14- 61%

67 – 55%

В приложении 2 показано, что большинство людей задачи в литературных произведениях не решают, лишь 33% из опрошенных берутся за это сложное дело. По моему мнению, люди с гуманитарным складом ума не будут решать.

Приложение3

Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного

класс

Всего

5”В”

8”Б”

9”В”

10”Г”

да

   4 чел -    22%

  7чел -28%

  5 чел -28%

  8 чел -35%

24 – 27%

нет

   14чел -  78%

  18чел -72%

  18 чел -78%

  15 чел -65%

65 – 62%

     В приложении 3 продемонстрирован ответ на вопрос «Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?», в котором результаты опроса подтверждают, что задачи не мешают восприятию текста.


[1] БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».

[2] Куликова Е., Куликова Е.В. «Математика и литература – два крыла одной

культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Выступление  на МО по теме самообразования...

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В докладе содержатся  методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....

Исследовательская работа "Пословицы и поговорки на уроках литературы в школах России и Эстонии (5-6 класс)"

В данной работе произведено сопоставление для изучения данной темы в контексте разницы программ двух стран....

Исследовательская работа по теме "Комбинаторные задачи в курсе математики 6 класса"

В данной работе даны основные способы решения простейших комбинаторных задач....

Проектно-исследовательская работа «Первая мировая война в русской литературе».

Результаты работы над данным проектом оформлены в виде презентации. Был написан сценарий литературно-музыкальной композиции для школьного мероприятия, посвящённого 100-летию со дня начала Первой миров...

Исследовательская работа по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"

Презентация для защиты исследовательсой работы по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"....