Исследовательская работа "Роль символов в философской сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».
учебно-методический материал на тему

Бокова Наталья Владимировна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_prints_referat.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. стр.2

Глава 1

Краткая биография автора………………………………………………. стр.4

Глава 2

Понятие «Символ» в литературе……………………………………….... стр.5

Глава 3

Особенности жанра философской сказки……………………………….. стр.5

Глава 4

Основные образы-символы сказки «Маленький принц» ……………….стр.6

Заключение……………………………………………………………….....стр.9                                                                            

Список литературы………………………………………………………...стр.10

                                         «Пустыня, ребенок, летчик, роза, барашек и лис...                    

                                         Философская и поэтичная сказка «Маленький Принц»

                                         объединяет одновременно и разные культуры, и

                                         сердца многих людей, потому что пробуждает в нас

                                         лучшие чувства, очаровывает и не перестает  удивлять».

                                                                Оливье д’Агэ, внучатый племянник писателя

В этом году я познакомилась с необычной сказкой, которая вызвала у меня много вопросов. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Как оказалось, эта книга возглавляет список наиболее читаемых книг в мире, а по количеству  проданных экземпляров может  соперничать с Библией. Существует множество переводов сказки, ее изучают во многих школах. Созданы мультфильмы, художественные фильмы, мюзиклы, а производные продукты с изображением маленького мальчика с золотыми волосами насчитываются сотнями.

История о Маленьком Принце своей популярностью во многом обязана именно хрупкой детской фигурке, а всепланетный успех этой философской книги объясняется глубиной и точностью размышлений автора на всеобщие темы, которые он рассматривает под видом сказки для детей: смерть и жизнь, любовь и дружба.

 Сент-Экзюпери – писатель-гуманист. Духовные ценности он предпочитает материальным. Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – вот те вечные идеалы, за которые воевал Антуан, которые остались с нами в его книгах. Маленький принц - самая добрая и печальная сказка, она многое может открыть вдумчивому читателю

             Мы живем в век информационных технологий. Но ни одна машина, пусть даже самая совершенная, не заменит человеческого общения. Быть успешным в жизни – значит, прежде всего, уметь строить отношения с людьми.

             Об этой простой истине напоминает нам французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери. Его творчество заинтересовало авторов своей искренностью, страстным желанием поведать людям о потаенной силе обыкновенных вещей – человеческой улыбки, глотка воды в пустыне, молчаливого присутствия друга за спиной. И о самом главном – о счастье служить людям своей профессией.

           Стиль произведения естественен и метафоричен, а в мистической манере писателя излагать события заключена некая тайна, разгадать которую помогает толкование образов-символов.

            К тому же 2014 год был юбилейным для сказки Экзюпери: прошло 55 лет  с тех пор, как это произведение было переведено на русский язык.

           Всё вышесказанное определило выбор темы для исследования.

          Данная исследовательская работа посвящена анализу сказки «Маленький принц», в которой Экзюпери выразил свои самые сокровенные мысли.

Тема: Роль символов в философской сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Объект исследования – сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Предмет исследования – символы  литературного произведения.

Гипотеза:

      если символы являются основой философской сказки «Маленький принц», то их истолкование способствует более глубокому прочтению художественного произведения.

Цель работы:

       выявить  значение  символов в сказке «Маленький принц».

Задачи:

  • изучить особенности жанра философской сказки;
  • рассмотреть роль символа в литературе;
  • проанализировать  символы в сказке «Маленький принц»

Этапы работы:

  • познакомились с биографией Экзюпери, прочитали сказку «Маленький принц»,
  • обсудили особенности жанра;
  • познакомились с понятием «символ»;
  • затем выявили основные сказочные символы                                                                      
  •  по данной теме мы изучили критическую литературу; отбирая и систематизируя материал;
  • проанализировали полученные результаты.

В ходе исследования были использованы методы:

  • наблюдения;
  • контекстного  анализа;
  • моделирования авторской картины мира;
  • изучения художественной и критической литературы.

Практическая направленность работы

       Полученный материал можно использовать на уроках литературы, на спецкурсе по зарубежной литературе, в беседах, посвящённых нравственному и эстетическому воспитанию школьников.

Глава 1

Краткая биография автора

        Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года в замке Ла Молль во французском городе Лионе. Хотя его родители и происходили из старинных аристократических семейств, но столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Уже в двенадцать лет Антуан знакомится с небом, получает «воздушное крещение» - его поднимает в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик, будущий ас воздушных сражений первой мировой войны, Жюль Ведрин.

      Следует отметить, что первый полет особого впечатления на мальчика не произвел. В юности Антуана еще завораживала и архитектура, поэтому он поступает на отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу - небо.

       Любовь к небу продолжает расти с огромной скоростью. Для Сент-Экзюпери небо - это лучшее во всей Вселенной, это его покой, спокойствие и радость. Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. В жизни Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература.

        Литературное наследие его невелико. Он начал с повестей «Южный почтовый» и «Ночной полет» - о жизни и труде крылатых людей. «Ночной полет» относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - «Планета людей» (1939), прекрасный сборник эссе. Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку «Маленький принц» и сам ее проиллюстрировал. «Цитадель» - посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией.

       Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: постоянные тяжёлые авиационные катастрофы, участие в борьбе испанских республиканцев. А 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу…

Глава 2

Понятие «Символ» в литературе.

         Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.

       Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые  писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они и стремятся.

Глава 3

Особенности жанра философской сказки

       Сказка (литературная) — произведение эпического рода, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

       “Маленький принц” – это новый вариант сказки-притчи, измененный, приспособленный к законам настоящего времени (текст наполнен огромным количеством деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия).

      По жанровой принадлежности произведение А. де Сент-Экзюпери является сказкой. Отсюда следует фантастическое путешествие героя,  непринужденность повествования, конструктивно простые предложения, сказочные персонажи, сокрытие за фантастической фабулой реальных взаимоотношений людей, мотивные повторы.

      Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения.  В сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.

       «Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

      Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

      Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

      Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть.

Глава 4

Основные образы-символы сказки «Маленький принц»

      Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. Философско–символическое обобщение получают также многие другие образы: колодец, родник, змея, баобаб, фонарь, гусеницы и бабочки и т.д.

Символ планеты

      В образе-символе планеты, на которую возвращается  Маленький принц , скрывается глубокий смысл. Это символ человеческой души, символ   дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки , пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Маленький принц

       Маленький принц – это символ  человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он открывает истину для себя, автора и читателей – «прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом».

Роза

       Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц   не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя впоследствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем.

Пустыня

       Пустыня – это символ  духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц  спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. 

Колодец

        Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери. Вода – первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие.     Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. 
       В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть.

“Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель.

        Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки  жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Змея

        Змея - первая, кого встречает Маленький принц  на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ  восстановления. В сказке  она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Лис

         Лис – издавна в сказках  именно Лис (не лиса!) является символом  мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца  с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит основам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис говорит, что принц  для него только один из тысячи других маленьких  мальчиков, как и он для принца  лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу». Лис открывает Маленькому принцу  тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...

Баобабы

       Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми...”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.

Заключение

       Итак,  всё в этой книге символично. Символы являются основой философской сказки «Маленький принц»,  их истолкование способствует более глубокому прочтению художественного произведения.

       Написанные в традиции  философской сказки  образы сказки глубоко символичны, мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и рассматривать каждый образ в зависимости от личного восприятия.

       Несмотря на всю сложность и  философскую глубину книги, она понятна и ребёнку, и взрослому, немаловажную роль в этом играют и символы.

Список использованной литературы

  1. Антуан де  Сент-Экзюпери «Маленький принц», пер. Гальперина Нора Яковлевна, Фрунзе, 1982.
  2. Белоусова С.И., Алексанова М.А. Мистика в жизни великих людей. Нижний Новгород: Газетный мир, 2010.
  3. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. “Зорко одно лишь сердце”. // Литература в школе, 1992, №1.
  4. Губман Б.Л. “Истина для человека – это то, что делает его человеком”. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие произвед. М.: Высшая школа, 1992.
  5. Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку. // Первое сентября, 1995, 11 марта.
  6. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М. : Московский лицей, 1999.
  7. Литература. Справочник школьника. М., Филологическое общество «СЛОВО», 1995.
  8. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. [Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
  9. Сардарян А.Р. Сто великих историй любви / А.Р. Сардарян. – М.: Вече, 2009.
  10. Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31.
  11. http://polbu.ru/
  12. http://ru.wikipedia.org/
  13. http://www.lepetitprince.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Урок-размышление по философской сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Урок-размышление по философской сказкеА.де Сент-Экзюпери  "Маленький принц"...

А. де Сент - Экзюпери. Философская сказка "Маленький принц". Презетация к урокам литературы.

Учебно- методические разработки и иллюстрации в форме презентации к урокам литературы по произведению А. де Сент - Экзюпери "Маленький принц"....

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....