Лингвистический КВН
материал по русскому языку на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

ЦЕЛЬ:

1.     Формирование интереса к урокам русского языка;

2.     Развитие интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями;

3.     Воспитание любви к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лингвистический КВН37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический КВН

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование интереса к урокам русского языка;
  2. Развитие интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями;
  3. Воспитание любви к русскому языку.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

        

        Ведущий:  Добрый день, дорогие друзья!  Сегодня в стенах школы встречаются команды КВН 6, 7 классов. Поддержать команды пришли их болельщики. Они помогут командам своими улыбками и аплодисментами.

         

А ваше хорошее настроение, боевой задор и желание победить – непременное условие нашей игры.

ЗАДАНИЕ 1.     Представление команд.

                            Сценка на лингвистическую тему.

ЗАДАНИЕ 2.     На листе бумаги написаны фразеологизмы.

                            Капитаны тянут  по два листа.

  • Объяснить фразеологизм. Рассказать о происхождении.

Авгиевы конюшни.  

        Книжн.1 Очень грязное помещение. 2. Сильно запущенные дела. Калька с греческого: из мифа о Геракле, один из подвигов которого было очищение не убиравшихся много лет конюшен царя Авгия.

Белены объелся.

        Прост. Перестал соображать, одурел.  Собств. русск. Белена – ядовитое  растение, отравление семенами этого растения делает человека безумным.

Ахиллесова пята.

        Книжн. Наиболее уязвимое место. Калька из греческого мифа об Ахиллесе, мать которого, богиня Фетида, омыла его чудодейственной водой реки Стикс. Это омовение сделало его тело неуязвимым. Во время Троянской войны Ахиллес был смертельно ранен в пятку.

Бить баклуши.

        Бездельничать. Собст. рус. Баклуши – чурки, откалываемые от чурбана, из которого изготовляют деревянные подделки (ложки и др.). Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделия из них, считалось легким делом.

От доски до доски.

От начало до конца полностью. Собст. рус. Восходит к старинному способу обшивать обложки книг тонкими дощечками, обтянутыми ткакнью.

Работать не покладая рук.

        Работать усердно, не отдыхая. Собст. рус. Работники физического труда, отдыхая, кладут натруженные руки на стол, на скамью, на колени.

ЗАДАНИЕ 3.     «С каждым шагом».

                        Маршировать, не сходя с места. С каждым шагом произносить:

                           1-й этап – имя существительное

                           2-й этап – имя прилагательное

                           3-й этап – глагол

        Количество очков – количество слов участника.

ЗАДАНИЕ 4.     Поставить правильно ударение.

                            На лист написаны слова. Командам дается время на обдумывание.

  1. Развитый ребенок, прибыль, красивее, начал, звонит
  2. Развитой язык, прибывший, начавший, добрались, позвонить
  3. Балуясь, прибыла вы правы, средствами, звонят

ЗАДАНИЕ 5.     Для болельщиков. Конкурс загадок. (приносят очки      команде)

  1. Под стеклом лежу, во все стороны гляжу. (Компас)
  2. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки)
  3. Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
  4. С глухими шипящим я – числительное,

Со звонким имя существительное. (Шесть - жест)

  1. С глухими согласными наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.  (Колос – голос)

  1. С глухими траву она срезает,

Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)

ЗАДАНИЕ 6.    Поединок между командами.

                           Домашнее задание. От каждой команды по 3 лингвистических задания по         фонетике, морфологии, синтаксису. Дается время на обдумывание.

ЗАДАНИЕ 7.     «Кто больше?»

                            Назвать иноязычные имена существительные ( обязательно указывая лексическое значение).

Салями – сорт колбасы; иваси – название сельди; бере – сорт груши, кольраби – сорт капусты; цеце – африканская муха.

Задание 8, 9 объявляются сразу.  

        Игрокам распределиться по 2 человека. Каждой группе вручается задание.

ЗАДАНИЕ 8.     Найдите слово, образованное при помощи приставки и суффикса одновременно:

1) приступ;   2) придорожный;  3) записать;  4)добренький;  5)блинная.

ЗАДАНИЕ 9.     «Фантазер»

                            Составить текст, используя слова:

  1. Теплоход, газета, школьники, север, юг, встреча.
  2. Обед, трамвай, картины, ребята, дорога, удача.
  3. острова, карта, друзья, библиотека, чай, веселье.

ЗАДАНИЕ 10.     Для болельщиков.

                              Закончить строфу, назвать стихотворение, автора.

  1. Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…

(За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали)   В.А. Жуковский «Светлана»

  1. И молвил он, сверкнув очами:…

(Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой)  М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  1. Из вереска напиток

Забыт давным – давно…

(А был он слаще меда, Пьянее, чем вино)   Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»

  1. Есть в осени первоначальной…

(Короткая, но дивная пора –

 Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера… )    Ф.М. Тютчев

  1. Ночевала тучка золотая…

(На груди утеса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;)    М.Ю. Лермонтов «Утес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....