Обобщение по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Цели:

1)      обобщить знания учащихся об имени существительном, его роли в речи;

2)совершенствовать у учеников навык определять грамматические признаки  существительных, их роль в предложении;

3)      воспитывать у ребят интерес к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русского языку в 5 классе

Тема: Обобщение по теме «Имя существительное».

Цели:

  1. обобщить знания учащихся об имени существительном, его роли в речи;

2)совершенствовать у учеников навык определять грамматические признаки  существительных, их роль в предложении;

  1. воспитывать у ребят интерес к русскому языку.

Ход урока.

  1. (на экране  стихотворение)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

-- Какие названия предметам дают имена существительные?

-- Продолжите ряды слов (на доске):

а) учебные принадлежности: тетрадь,….

б) состояние природы: снегопад,…

в) действие как предмет: шёпот,…

г) признак как предмет: тишь,…

  1. Работа с текстом (распечатан)

Я разлюбить не могу

Край, где родился и рос.

Крыша. Над крышей луна.

Пруд. Над прудом бузина…

Тополь. Ограда. Скамья.

Пташек неровный полёт…

С детства мне дорог такой

Родины светлый покой.              (Н. Рубцов)

-- сколько в этом стихотворении существительных?

-- каково их назначение?

-- объясните выражение: «За каждым существительным – картина, образ».

-- какое настроение придают существительные этому стихотворению?

  1. Повторение грамматических признаков существительного.

Текст на экране:

Человек коротал ночь на берегу речки Шудельки. Он поддерживал сушняком костёр, глядел на огонь, прислушивался к звукам.  Прошелестел сухой лист – это шмыгнула лесная мышь. Легко умчалась в темноту маленькая зверушка – это ласка испугалась огня. Села утка на лесной лужок и подала голос.

Выпишите из текста:

--одушевлённые и неодушевлённые существительные;

-- собственные и нарицательные существительные;

-- существительные 1, 2, 3 склонений.

  1. «Орфографический лес» (ребятам раздаются конверты с заданиями, они выполняют задания и сдают конверты учителю):

1)  О-Е после шипящих в окончаниях существительных

Скакать зайц..м, осветить свеч..й, идти с поклаж..й, окружить кольц..м, встретиться со сторож..м, казаться удальц..м, разделить меж..й.

2) существительные с Ь и без Ь

Громада туч(?), фальш(?) в словах, сделать репортаж(?), красивая брош(?), престиж(?) школы, оказать помощ(?), тёмная ноч(?).

3) существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа

Перфокарта:                                  множ. ч.                                  единств. ч.

Карпаты                                                +

Цемент                                                                                                     +

Красота

Каникулы

Духи

Сирень

Грабли

Битва

Именины

Детство

4) Е – И в падежных окончаниях существительных

В вестибюл..  школы, побывать в больниц.., беседа об искусств.., к будущей недел..,

рассмотреть при свет.., играть на роял.., рассказ о чемпион.., рисунок на открытк.. .

5. Синтаксическая роль имён существительных

( сделать синтаксический разбор предложения, написанного на доске, поставить запятую):

             На низком берегу реки пестреют цветы и сладкий аромат разлит в воздухе.

6. Подведение итогов.

7.  Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Имя существительное – хлеб языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме «Имя существительное» в 5 классе.

Обобщить и  углубить знания учащихся, совершенствовать культуру умственного труда, совершенствовать умения применят полученные знания; самостоятельно отбирать материал и готовить на ег...

Обобщение по теме "Имя существительное"

Охватывает все темы по теме "Имя существительное"....

Обобщение по теме «Имя существительное».

Урок русского языка в 6 классе...

Урок-обобщение по теме "Имя существительное"

Урок повторения изученного по теме «Имя существительное» в          6классе...

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной сини косматое солнце…енные, дьявольские силы...

Обобщение по теме "Имя существительное"

Обобщение по теме "Имя существительное"...