Словообразование наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Цели урока:

Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  • учить определять способы образования наречий;
  • учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда;
  • учить морфемному разбору наречий;
  • учить образовывать наречия разными способами.

Развивающие цели:

  • развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;
  • развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словообразование наречий. 53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка. 7 класс.

Тема: Словообразование наречий.

Цели урока:

Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  • учить определять способы образования наречий;
  • учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда;
  • учить морфемному разбору наречий;
  • учить образовывать наречия разными способами.

Развивающие цели:

  • развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;
  • развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.

Ход урока

I. Определение темы и целей урока (самостоятельно).

1. Работа со схемами, записанными на доске:

http://festival.1september.ru/articles/410630/img11.gif

2. Определите, какая часть речи зашифрована в схемах(наречие).

- Что помогло вам определить? (Отсутствие окончания.)

- Какие ещё части речи могут иметь такой состав? (Деепричастие, инфинитив.)

3. Беседа по вопросам.

- Попробуйте теперь определить тему нашего урока. (Словообразование наречий.)

- Какова задача нашего урока? (См. цели урока.)

II. Анализ языкового материала.

1. Работа по тексту, записанному на доске.

http://festival.1september.ru/articles/410630/img2.gif

- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.

- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?

- Определите стиль текста (публицистический).

- Докажите это (составьте речевую ситуацию)

http://festival.1september.ru/articles/410630/img3.gif

2. Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? (Много наречий.)

- Зачем автор использует их? (Помогают “живописать” глаголы.)

- Назовите все наречия в предложениях.

- Способ определения части речи. (Надо задать вопрос.)

- А как вы определили, что это наречия?

3. Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы. Выстроите словообразовательные цепочки.

http://festival.1september.ru/articles/410630/img4.gif

На доске: Умственно умственный

Вдали даль

(У доски работают 2 человека)

- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

Вывод:

а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

4. От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться наречия?

5. Распределительный диктант.

(У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.)

- Распределите наречия по исходному слову: по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.

От существительных: вверх, снизу.

От прилагательных: заново, по-испански.

От местоимений: по-моему, затем.

От числительных: однажды, во-вторых.

- Определите способы образования наречий. Выделите словообразовательные морфемы. Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?

Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.

III. Систематизация полученных знаний.

Составление опорной схемы образования наречий. Работа в парах. (Альбомный лист, фломастер.)

- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице? (Исходное слово, способы образования.)

У доски работает 1 человек по схеме.

Исходное слово

http://festival.1september.ru/articles/410630/img5.gif

http://festival.1september.ru/articles/410630/img6.gif

Имя существительное

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

Местоимение

 

 

 

Имя числительное

 

 

 

(таблицы, схемы прокомментировать)

1. От данных слов образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.

2. Толкование слова еле. Составление предложений с данным словом.

- Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)

-Почему? Что нужно сделать? (Дополнить таблицу.)

IV. Работа с формулировкой грамматического понятия.

1. Чтение выводов учебника параграфа 11.

2. Анализ прочитанного материала.

- Какими способами могут образовываться наречия? (Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.)

- От каких частей речи могут образовываться наречия?

V. Упражнение на закрепление материала.

1. Заменить указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий (дети записывают только наречия).

http://festival.1september.ru/articles/410630/img8.gif

2. Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый…- быстрее – побыстрее.

Тонкий… - тоньше – потоньше.

Строгий… - … - … - построже.

VI. Выводы по уроку. Чему учились на уроке? Какие виды работ на уроке вам особенно понравились?

VII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразование наречий

Материал по прогамме 7 класса тема "Словообразование наречий". Даны теоретические сведения, материал для закрепления. Можно использовать как самостоятельный материал или же как добавочный при повторен...

"Словообразование наречий" конспект урока в 7 классе

Мои наработки на тему:- "Словообразование наречий"...

Словообразование наречий.

Данный урок является первым в изучении темы "Словообразование наречий". Целевая аудитория - 7 класс. Цель урока (образовательная): способствовать формированию знаний по словообразованию наречий через ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Урок по теме "Словообразование наречий"

Урок русского языка по теме "Словообразование наречий" в 7 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе"Словообразование наречий"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.Учитель русского языка и литературыМКОУ «Краснянская СОШ»Кондратьева Юлия Викторовна.Предмет: русский языкУМК: Русский язык. Под ред. Разумовской ...