Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы на тему: «Формы и методы выработки у учащихся навыков грамотного, осознанного письма»
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Начальный этап формирования оррфографического навыка - ознакомление с орфограммой и обучение школьников применению орфограчиского правила на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_f.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на ГМО учителей русского языка и литературы

на тему:

«Формы и методы выработки у учащихся навыков грамотного, осознанного письма»

Учитель: Абасова Т.Ф.


Орфография... Это очень трудно ?

Формирование орфографического навыка — процесс длительный и трудоемкий. Становление навыка идет медленно и не всегда эффективно.

Начальный этап формирования орфографического навыка - ознакомление, с орфограммой и обучение школьников применению орфографического правила на письме. Надо научить учащихся видеть орфограммы в слове и пользоваться орфографическим правилом (орфограмма - сомнительная буква, орфограмма пробел; гроза орфограмма есть, грозы - орфограммы нет).

В основу работы по орфографии берется:

  1. )         изучение орфограмм и их особенностей;
  1. развитие орфографической зоркости (умение видеть орфограммы в слове);
  2. обучение школьников применению орфографического правила на письме.

В орфографии изучается только то, что может быть по - разному изображено в слове.

Орфограммы, известные пятиклассникам и вновь изучаемые, основаны на принципах морфологическом (безударные проверяемые гласные в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, Е и И в падежах окончаниях имен существительных безударные гласные в окончании имен прилагательных, Е - И в окончаниях глаголов I, II спряжения), фонетическом (употребление Ь для обозначения мягкости согласных, буквы 3 - С на конце приставок, О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных), традиционном (непроверяемые гласные и согласные, буквы и, у, а после шипящих буквы ы, и после ц), дифференцирующем (раздельное написание предлогов с другими словами, большая буква в собственных наименованиях, не с глаголами, употребление ь на конце существительных посте шипящих).

Максимальные условия для усвоения той или иной орфограммы и для овладения навыками орфографически грамотного письма могут быть созданы только в том случае, если предварительно сформированы следующие изменения:

  1. звуко - буквенный анализ слова;
  2. выделение ударных и безударных гласных;
  3. разбор слова по составу;
  4. значение грамматических признаков и форм частей речи.

Раскрывая сущность орфограммы, необходимо опираться не только на слуховую, но и на зрительную орфографическую память. Чтобы зрительная память проявила себя, необходимо несложными условными обозначениями выделить как саму орфограмму, так и условия, от которых зависит её написаний Написание большинства орфограмм зависит от того, в какой части слова они находятся. Так, безударные гласные бывают в приставках корнях суффиксах и окончаниях.

Образец письменного объяснения орфограммы служат целям разъяснения условий, от которых зависит написания той или иной орфограммы, т.е. опирается на зрительную орфографическую память.  Учитель начинает учить школьников видеть орфограмму в слове, т.е. развивает орфографическую зоркость. Для этого в учебнике имеется необходимый материал: учащимся предлагается выполнить три последовательно сменяющих друг друга типа упражнений. Первый тип - нахождение в слове изучаемой орфограммы по ее опознавательным признакам. При этом у учащихся одновременно развивается и умение видеть соответствующую орфограмму в слове. Материалом для таких упражнений служат отдельные слова и словосочетания без пропуска букв. Записав на доске, например, слова шепот, шорох, черный, желудь, жернов, шелковый, шов, учитель показывает, как нужно находить и объяснять изучаемую орфограмму: шепот - шептать, шорох - ?, черный - чернить.

Второй тип упражнений - нахождение новой орфограммы среди сходных других орфограмм: желтый, расческа, бережет, стережет, решетка, печет.        

Третий тип упражнений - выработка орфографического навыка в процессе самостоятельного нахождения изученных орфограмм. Это различного рода списывания с пропуском и без пропусков букв, а также обучающие диктанты, дидактический материал для которых подбирает сам учитель.

Нельзя забывать о психологической подготовке детей, о повышении их ответственности за грамотное письмо. Какие навыки нужно проверить у новых учеников (и сформировать эти навыки, если их нет) ?

Во - первых, умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно); это необходимо при самодиктовке. Как диктовать самому себе, выполняя домашнее упражнение?

Во - вторых, умение без ошибок списывать с доски, из учебника.

В - третьих умение побуквенно проговаривать слово. Побуквенное проговаривание несколько отличается от комментированного письма, оно использует резервы механической памяти.


Еще один важнейший принцип работы - прогнозирование и предупреждение ошибок. Нельзя недооценивать вред от первоначальной неправильной записи слова.

Большое значение в развитии орфографической зоркости имеют "орфографические пятиминутки". Они бывают разными. Иногда записывается 5-10 слов, иногда больше. Что главное в этих "пятиминутках"? Записываются слова с безударными гласными (всегда), слова с неясными падежными окончаниями существительных и прилагательных (часто), слова на изученные правила, иногда слова на правила, которые предстоит изучить. Слова должны записываться с предупреждением ошибок, с побуквенным проговариванием.

И вообще большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием.: здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в роботу включаются средние и слабые учащиеся. Если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме

Орфографических правил много, но ключевыми, фундаментальными являются безударные гласные, падежные окончания существительных и прилагательных и личные окончания глагола. Эти орфограммы должны быть постоянно в центре внимания учителя, им должна быть посвящена большая часть тренировочных упражнений, а для уверенной работы учащихся им можно предложить упрощенные ориентиры.

Например, падежные окончания существительных. Ученики зарисовывают и хранят в тетрадях таблицу:

1 склонение                                2 склонение                3 склонение

проверочные слова                 стол                                степь

доска                                        конь                                +ии

земля                        окно

Если надо найти окончание в слове или словосочетании, учащиеся рассуждают так: сидеть на скамейке... Скамейка - 1 скл., проверочное слово доска - сидел на доске -ев ине.. (в столе), в тетради (в степи) и т.д.

Очень большое значение имеет правописание личных окончаний глагола. Овладев навыком их правописания, учащиеся потом будут меньше испытывать трудностей при правописании глаголов прошедшего времени, причастий и деепричастий. Что можно предложить здесь?

Учащиеся записывают таблицу.

Безударные окончания глаголов:

1 спр.: - е, - ут, -ют                                        2 спр.: - и, -ат, -ят

Все остальные глаголы (не                 Все глаголы на - ить (кроме

входящие в состав глаголов 2                 брить, стелить) говорить

спр.) + глаголы - исключения:                 + 7 глаголов на - еть:

брить, стелить (идти)                видеть, ненавидеть, смотреть,

терпеть, вертеть, зависеть, обидеть (глядеть)

 + 4 глагола на ать: гнать, держать, слышать, дышать (спать)

В скобках в таблице даны проверочные слова, т.е. «упрощенные» ориентиры:

ты пил .. шь - надо пилить (ты говоришь)

он вид .. т - он глядит

Развитию орфографической и пунктуационной зоркости помогают и зрительные диктанты. На доске записывается небольшой текст. Этот текст выразительно читается, выделяются слова с орфограммами, отдельные слова и предложения проговариваются, обращается внимание на пунктуацию. Текст закрыть, проговорить трудные слова, еще раз открыть текст.

Потом учащиеся пишут разученный текст под диктовку. Но если ученик вдруг засомневается в написании какого-то слова, он может поставить прочерк на месте сомнительной буквы (это намного лучше, чем письмо на авось).

Хорошее средство формирования орфографической зоркости и навыков грамотного письма - диктант «Проверяю себя». Как и все методические приемы, он имеет свои положительные и отрицательные стороны. Успешно же пользоваться методическим приемом можно лишь тогда, когда четко видишь и возможные негативные последствия.

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово, где какие ставятся знаки препинания. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают большое количество ошибок. Но даже если никак нельзя избежать первых диктантов с многочисленными ошибками в тетрадях слабых учеников, этот вид диктанта следует использовать, т.к. учащиеся начинают «нащупывать» свои слабые места, «учатся» спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Объем сведений, которые надо сообщать на уроке русского языка, как правило, невелик. Так, приступая к изложению очередной сложной по объему и содержанию темы, знакомлю с первыми понятиями темы методом педагогического рассказа - объяснения.

В 7-ом классе трудная тема «Причастие». В начале изучения темы я добивалась, чтобы ученики безошибочно отличали причастие и прилагательное. С этой целью много работали с текстом. В упражнениях учебника уч-ся находили причастие сразу, т.к знали, что оно там есть почти в каждом предложении, а находить в большом тексте затруднялись. Поэтому на первых уроках даю задание, выписывать предложения с причастиями из учебников литературы, географии, истории, книг, которые читают учащиеся.

В седьмом классе одна из самых трудных тем — тема «Частицы». Учащимся предстоит привести в систему и освоить многочисленные орфографические правила, связанные с употреблением частиц. Трудность в том, что орфограммы, связанные с правописанием частиц, не отличаются четкостью, особенно частицы Не и Ни.

Матушка русская земля!

Кто (ни, не) топтал тебя, (не, ни) бил копытами! Какая жадная орда (не, ни) бесновалась на тебе! Какой заморский владыка (не, ни) жаждал сделать тебя рабыней! Все выдержала ты. Сколько бы (не, ни) пришлось жить на свете, никогда (не, ни) перестанешь удивляться России.

Я часто думаю о Родине,

О ней не думать не могу.

Тема «Союзы». Сопоставительный анализ.

-утл        

Жить надо так, чтобы оставить после себя добрый след на земле.

Что бы мне почитать о войне?

Я не знаю, что бы мне почитать о войне

О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным. О людях нужно судить по тому, что они сделали в жизни полезного.

Вывод: потому что = ибо, так как.

Не излагать готовые знания, а организовать активную мыслительную деятельность учащихся.

Тема: «НН, Н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола».

Словарный диктант.

Туманное утро, песчаный берег, развешанное белье, присланные документы, кожаный мяч, написанное сочинение.

Озеро пустынно, озеро загрязнено, дорога длинна, дорога закончена; берег туманный; берег изрезанный.

Новый материал.

1. Работа с учебником. Читаем правила (Понятно? Ничего непонятно).

Анализ примеров (запись на доске).

Запутанный след - путаный след.

Замороженная рыба - мороженая рыба; мороженная в холодильнике рыба.

Закрепление:

интересы обитателей дома были ограничены кругом повседневных забот. Их взгляды были очень ограниченны (т.е. узки).

Дети воспитаны в уважении к труду. Они аккуратны и воспитанны. Сегодня учащиеся были довольно невнимательны, рассеянны. Зерно рассеяно по полю. Войска были сосредоточены у переправы. Войска были молчаливы и сосредоточенны.

Тяжело раненный боец лежал в отдельной палате. Тяжелораненый лежал в отдельной палате.

Задача учителя состоит в том, чтобы уметь выбрать и применить наиболее эффективный метод. (Метода - путь). Нельзя гнаться за внешней эффективностью урока. Излишняя пестрота методических приемов и частая смена их могут сделать преподавание бессистемным, не обеспечивающим подлинных и прочных знаний.

Искусство учителя, по словам К. Д. Ушинского, состоит в том чтобы не спешить с прохождением нового материала, включая его в уроки в доступной дозе, наслаивая новое на ранее пройденное, чтобы не уподобляться вознице, который гонит лошадь вскачь и привозит домой пустую телегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...