Урок словесности по теме: «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок словесности по теме:
«Однородные члены предложения»
на материале рассказа К.Г Паустовского «Кот-ворюга»
Цель: актуализация и восстановление знаний о признаках предложений с однородными членами; отработка умений ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; видение в тексте художественного произведения названных конструкций, применение их в тексте в зависимости от ситуации; формирование навыков самоанализа и самоконтроля (систематизация ЗУН)
Тип урока | Урок словесности | ||
Планируемые результаты | Обучающиеся научатся применять полученные знания и навыки на практике, видеть и объяснять целесообразность использования конструкций с однородными членами в литературных текстах и использовать в своих сочинениях. | ||
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://www.akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.festival/1september.ru/subjects http://www.som.fsio.ru/subject/asp?id=10000192 | ||
Методы обучения и формы провидения | Наблюдения над языком произведения К Г Паустовского «Кот-ворюга», создание проблемных ситуаций; Индивидуальные, групповые, фронтальные. | ||
Оборудование, наглядно-демонстрационный материал | Компьютер, раздаточные тесты, отрывок из К. Паустовского «Кот-ворюга», иллюстрация с изображением кота-ворюги. | ||
Основные понятия | Однородные члены, экспрессия, эпитет, союзная связь, бессоюзная связь, законченный и незаконченный ряд однородных членов. | ||
Ход урока
- О необычности урока словесности; - Об однородных членах предложения и их роли в художественном тексте; - О творчестве К.Г. Паустовского и его рассказе «Кот-ворюга». 2-3. Актуализация и пробное учебное действие. - Чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»; - Беседа по вопросам: - На какую тему написал свой рассказ К. Паустовский? (О животных, о бездомном коте, о его жизни) - Понравился рассказ? Что понравилось или запомнилось? - А почему кот изменился? Какая мысль заложена в чудесном превращении кота? (Идея рассказа. Надо быть внимательными и заботливо относиться к животным). - Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о писателе К. Паустовском и читаем его рассказ? (Для наблюдения за мастерством писателя в использовании однородных членов) - Дайте определение однородных членов. На доске предложения: - Куры испугались, взлетели с отчаянным воплем и бросились, теряя перья, удирать из сада. Задание. Отметить главное слово и подчеркнуть однородные члены предложения. (Беседа с учащимися об экспрессии.) - Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, растянулся у печки и мирно захрапел. Задание: подчеркнуть однородные члены, начертить схему предложения. (Беседа с обучающимися об экспрессии и мастерстве писателя в изображении состояния кота с помощью однородных членов). Вопрос. Законченный или незаконченный ряд однородных членов использован в предложении? 4. Практическая деятельность. - Работа по вариантам. А) Начертить схемы однородных членов, разделенных запятыми. Б) Начертить схемы однородных членов без запятой. (Беседа о союзной и бессоюзной связи, о законченном и незаконченном перечислении.) - Составление и запись предложений по начерченным схемам . 5. Самостоятельная работа. - Решение теста. - Фронтальная проверка решенного теста. 6. Включение в систему знаний и повторение с объяснением - Исправьте ошибки: - Ленька заботился и переживал даже за бродячего кота. - Мы втащили кота в чулан и дали ему: жареную свинину, заливное из окуней, творожники, сметану.
- Заключительная беседа. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появлялись в процессе работы? - А вам встречались брошенные животные? Как вы обращались с ними? - Рефлексия.-Полезен ли был урок? Понравилось ли вам на уроке? (Обучающиеся показывают карточку с улыбающимся или грустным лицом. Домашнее задание: Составить небольшой рассказ о своем домашнем животном (коте, хомяке, собаке, попугае.) Можно и отдельные предложения (6-8) Тест. Прочитайте и выполните задания 1-5. 1)Мы пришли в отчаяние..2)Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.3)Звали его за глаза Ворюгой. 4)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. 5)Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями.6)Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. 7)Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. 8)Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана. 9)Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. 10)Деревенские мальчишки помогали нам в этом. 11)Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. 12)Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана, на нем было десять крупных, жирных окуней, пойманных на Прорве. 13)Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. 14)Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. 15)Кот попался этим же вечером. 16)Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. 17)Спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. 18)С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. 19)Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. 20)Ленька славился бесстрашием и ловкостью. 21)Ему поручили вытащить кота из-под дома. 22)Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотвицей показалась в отверстии лаза. 23)Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. 24)Мы впервые рассмотрели его как следует. 25)Кот зажмурил глаза и прижал уши. 26)Хвост на всякий случай он подобрал под себя. 27)Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе. (По К.Паустовскому) Задания: 1.В предложениях 1-6 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Укажите его номер. 2.В предложениях 7-12 найдите предложения с однородными сказуемыми. Укажите их номера. 3.В предложениях 10-12 найдите предложение с однородными определениями. Укажите его номер. 4.В предложениях 14-18 найдите предложение с четырьмя однородными сказуемыми. Укажите его номер. Начертите схему. 5.В предложениях 17-21 найдите предложение с однородными дополнениями.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31426.jpg)
Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"
Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-85491-1447773403.jpg)
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Урок русского языка в 8 классе на тему: "Повторение изученного по теме "Однородные члены предложения"
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами. Планируемые результаты: Предме...
Открытый урок. Повторение по теме "Однородные члены предложения" (8 класс).
Провела открытый урок. Материал проверенный, испытанный....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939943-1503087108.jpg)
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939943-1503087108.jpg)
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1331099-1619376013.jpg)
«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»
laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...