Урок словесности по теме: «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Егошина Надежда Альбертовна

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок словесности по теме:

«Однородные члены предложения»

 на материале рассказа К.Г Паустовского «Кот-ворюга»

Цель: актуализация и восстановление знаний о признаках предложений с однородными членами; отработка умений ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; видение в тексте художественного произведения названных конструкций,  применение их в тексте в зависимости от ситуации; формирование навыков самоанализа и самоконтроля (систематизация ЗУН)

Тип урока

Урок словесности

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся применять полученные знания и навыки на практике, видеть и объяснять целесообразность использования конструкций с однородными членами в литературных текстах и использовать в своих сочинениях.

Образовательные

ресурсы

http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru 

http://www.akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.festival/1september.ru/subjects http://www.som.fsio.ru/subject/asp?id=10000192

Методы обучения и формы провидения

Наблюдения над языком произведения К Г Паустовского «Кот-ворюга», создание проблемных ситуаций;

Индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование, наглядно-демонстрационный материал  

Компьютер, раздаточные тесты, отрывок из К. Паустовского «Кот-ворюга», иллюстрация с изображением кота-ворюги.

Основные понятия

Однородные члены, экспрессия, эпитет, союзная связь, бессоюзная связь, законченный и незаконченный ряд однородных членов.

Ход урока

  1. Мотивация. Вступительное слово учителя

- О необычности урока словесности;

- Об однородных членах предложения и их роли в художественном тексте;

- О творчестве К.Г. Паустовского и его рассказе «Кот-ворюга».

2-3. Актуализация и пробное учебное действие.

-  Чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»;

- Беседа по вопросам:

- На какую тему написал свой рассказ К. Паустовский? (О животных, о бездомном  коте, о его жизни)

- Понравился рассказ? Что понравилось или запомнилось?

- А почему кот изменился? Какая мысль заложена в чудесном превращении кота? (Идея рассказа. Надо быть внимательными и заботливо относиться к животным).

- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о писателе   К. Паустовском и читаем его рассказ? (Для наблюдения за мастерством писателя в использовании однородных членов)

- Дайте определение однородных членов.

На доске предложения:

- Куры испугались, взлетели с отчаянным воплем и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Задание. Отметить главное слово и подчеркнуть однородные члены предложения. (Беседа с учащимися об экспрессии.)

- Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, растянулся у печки и мирно захрапел.

    Задание: подчеркнуть однородные члены, начертить схему предложения. (Беседа с обучающимися об экспрессии и мастерстве писателя в изображении состояния кота с помощью однородных членов).

Вопрос. Законченный или незаконченный ряд однородных членов использован в предложении?

4. Практическая деятельность.

- Работа по вариантам.

 А) Начертить схемы однородных членов, разделенных запятыми.

 Б) Начертить  схемы однородных членов без запятой.

(Беседа  о союзной и бессоюзной связи, о законченном и незаконченном перечислении.)

- Составление и запись предложений по начерченным схемам .

5. Самостоятельная работа.

- Решение теста.

- Фронтальная проверка решенного теста.

    6. Включение в систему знаний и повторение с объяснением

- Исправьте ошибки:

- Ленька заботился и переживал даже за бродячего кота.

- Мы втащили кота в чулан и дали ему: жареную свинину, заливное из окуней, творожники, сметану.

 

- Заключительная беседа.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- А вам встречались брошенные животные? Как вы обращались с ними?

- Рефлексия.-Полезен ли был урок? Понравилось ли вам на уроке?

(Обучающиеся показывают карточку с улыбающимся или грустным лицом. Домашнее задание:

Составить небольшой рассказ о своем домашнем животном (коте, хомяке, собаке, попугае.) Можно и отдельные предложения (6-8)

Тест. Прочитайте и выполните задания 1-5.

1)Мы пришли в отчаяние..2)Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.3)Звали его за глаза Ворюгой.

4)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. 5)Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями.6)Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

7)Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. 8)Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.

9)Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. 10)Деревенские мальчишки помогали нам в этом. 11)Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. 12)Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана, на нем было десять крупных, жирных окуней, пойманных на Прорве.

    13)Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня.

14)Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

     15)Кот попался этим же вечером. 16)Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

     17)Спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. 18)С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

     19)Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. 20)Ленька славился бесстрашием и ловкостью. 21)Ему поручили вытащить кота из-под дома.

     22)Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотвицей показалась в отверстии лаза.

     23)Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. 24)Мы  впервые рассмотрели его как следует.

     25)Кот зажмурил глаза и прижал уши. 26)Хвост на всякий случай он подобрал под себя. 27)Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе.

(По К.Паустовскому)

Задания:

1.В предложениях 1-6 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Укажите его номер.

2.В предложениях 7-12 найдите предложения с однородными сказуемыми. Укажите их номера.

3.В предложениях 10-12 найдите предложение с однородными определениями. Укажите его номер.

4.В предложениях 14-18 найдите предложение с четырьмя однородными сказуемыми. Укажите его номер. Начертите схему.

5.В предложениях 17-21 найдите предложение с однородными дополнениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"

Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Повторение изученного по теме "Однородные члены предложения"

Тип урока – обобщение и систематизирование  изученного материала.Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами. Планируемые результаты: Предме...

Открытый урок. Повторение по теме "Однородные члены предложения" (8 класс).

Провела открытый урок. Материал проверенный, испытанный....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»

laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...