мастер-класс "Метафора как средство выразительности речи"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Трошина Татьяна Николапевна

Мастерская творческого письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafora.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Трошина Т.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №121»

Метафора как средство выразительности речи.

(Мастерская творческого письма)

Цели урока:

       -  активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности

       речи;                                        

       -  организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом

       тексте;

       -  показать красоту и выразительные возможности этого тропа;

       -  организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Оформление:  На доске тема урока записана не полностью: «… средство выразительности речи», гитара, мультимедиа проектор»

Ход урока:

1.Образовательная напряженность

Учитель:  Ребята, сегодня мы будем работать в творческой мастерской. Для начала я напомню вам заповеди, по которым работает мастерская: (1 слайд Приложение 1)

Все способны писать.

Слушай своего товарища.

Не торопись спрашивать.

Корректируй себя сам.

Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя сегодня творцом.

Корректируй себя сам.

Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя сегодня творцом.

А кто такой творец?

Ответ: Тот, кто что-то создает, это создание должно быть прекрасно.

Учитель: … и оно доставляет радость, наслаждение не только тем, кто с ним знакомится, но и самому творцу, исцеляя его душу и делая его по-настоящему счастливым. Кто, по-вашему, счастливый человек?

Ответ: …, тот кого понимают…

Учитель: Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит?

Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему?

Ответ: Не хватает слов; нет таких слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д.

Учитель: Они есть, но мы не умеем ими пользоваться. У В.Шефнера есть такое стихотворение:

Гаснет русская словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

  В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

2.Создание образовательной среды

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: «Как сердцу высказать себя!?» - восклицал Ф.И.Тютчев. Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота – не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека – суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение… Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства?

Ответ: Средства выразительности.

Учитель: По-другому они называются «тропы». Какие тропы вы знаете?

(Записывайте в тетрадь)

Ответ:

Сравнение - это…

Эпитет – это…

Гипербола – это…

Метафора – это…

Олицетворение – это… и т.д.

Ученики называют слова, учитель открывает названия этих тропов на 2 слайде (Приложение 1):

Аллегория – форма иносказания, изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления.

Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа.

Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д.

Эпитет – яркое, образное определение

Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

Учитель: А сейчас узнайте их в поэтических текстах:

(Читает отрывок, а ученики после цифры записывают термин)

До чего рассвет сегодня звонок

В пенисто – вишнёвых облаках! (Э. Асадов).

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. (С.Есенин).

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет!  

Ты черен и гол,

О лес наш родимый,

Конец твой пришёл!» (А.Майков).

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз. (А.Ахматова).

Какие тропы вы записали?

Ответ:

      -  Эпитет

      -  Сравнение

      -  Олицетворение

      -  Метафора

Учитель: Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его.

Ответ: метафора

Учитель: Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Допишите это слово в тему урока.

Л. Успенский называл слово «самым удивительным орудием». А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет, как мастер. А владеть мастерски – это значит, до тонкости знать, как оно устроено. Давайте вернемся к термину «метафора», что это такое?

Ответ: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа.

Учитель: А что лежит в ее основе?

Ответ: Сравнение.

Учитель: Сравнение – это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры?

Ответ: В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре – один образ и нет сравнительных слов.

Учитель: Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?

Ответ: Найти сходство по отдельным признакам.

Учитель: Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре?

Ответы: загадки.

Учитель: Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания (3 слайд Приложения 1):

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

(Можно использовать другие)

Ответы учеников.

Учитель: Вспомните другие загадки, основанные на метафоре.

Ответы учеников

Учитель: Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого. (4 слайд Приложения 1)

«Здесь одиночество меня поймало в сети». А.Ахматова

«Души застыли под коркою льда». В.Высоцкий

Учитель: Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной?

Ответ: Лед может таять, души могут ожить от теплого слова…

Учитель: Часто поэты используют для создания образа явления природы. Совсем недавно мы наблюдали первый в этом году дождь, который вызвал у нас массу чувств.

Давайте опробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову «дождь».

Ответы учеников

Учитель: Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

3.Личное решение образовательной ситуации.

Самостоятельная работа под звук дождя, записанный на аудиокассету.

Учитель: Прочтите свои работы, а те которые понравятся больше, записывайте.

4.Социализация

(Заслушать всех желающих).

Учитель: Что вы испытывали в момент творчества?

Ответы: …

Учитель: А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы…

5.Сравнение собственных образовательных продуктов с классическими образцами

Учитель читает отрывки, одновременно открывая их на слайде (Приложения 1):

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2.И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В.Луговской)

3.Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В.Луговской)

4.Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С.Кирсанов)

Учитель: У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся (5-6 примеров), называя при этом метафоры и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.

Чтение отрывков:

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях – тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!

Н.Рыленков.

2.Слов моих сухие листья ли

Заставят остановиться,

Жадно дыша?

Дай хоть

Последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг

В.Маяковский

3. …Предательство, предательство –

Души незаживающий ожог.

А.Городницкий

4.О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

С.Есенин

(Дидактический материал см. в Приложении 2)

Ответы:

Учитель: Теперь вы видите, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь. Я рада, что поэтическое творчество вызвало в вас такой фейерверк чувств. Некоторые стихи, положенные на музыку, способны вызывать массу новых ощущений, и я вам это сейчас покажу. Узнайте в песне А.Макаревича одну из прозвучавших сегодня метафор:

(Исполнение песни «В нитях заката» под гитару, но можно прослушать аудиозапись).

Учитель: какую метафору вы узнали?

Ответы учеников.

6.Рефлексия

Учитель: Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами.

Работа под музыку: 3 человека размещают их на доске.

Учитель: Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора – это отличительный признак гения. Но человек, чье сердце открыто для любви – к людям, к матери, к женщине, к природе – откликнется на голос поэзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Практикум. Средства выразительной речи.

Практикум. Средства выразительной речи....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...