Из опыта подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. В мастерской учителя.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Максимова Ольга Владимировна

У каждого учителя есть в работе свои "изюминки". Задача данного материала - показать такие находки. Считаю, что некоторые формы и методы работы с учениками будут интересны коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_masterskoy_uchitelya.doc42.5 КБ
Файл v_masterskoy_uchitelya.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

В МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЯ

        СЛАЙД 1. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной деятельности учителя – словесника. Вы помните, сколько было дебатов о полезности и вреде этого экзамена в первые годы…  (1998-2004)

        СЛАЙД 2. Сейчас мы понимаем, что экзамен для наших выпускников – это трамплин в дальнейшую жизнь. А мы -  тренеры, которые помогут осуществить заветный прыжок. Не секрет, что набрать большее количество баллов возможно именно по нашему предмету, русскому языку. Не было 100 балльников ни по математике, ни по истории, ни по физике. А по русскому языку были. Следовательно, подготовиться к этому экзамену возможно.

        Когда начинается подготовка к этому экзамену? Этот вопрос я задала своим одиннадцатиклассникам. И получила следующие ответы:

СЛАЙД 3. 50% считают, что готовиться нужно с 10 класса, при этом забывая, что база знаний по русскому языку формируется к концу 9 класса. Двое точкой отсчета посчитали 5 класс, и я с  ними абсолютно согласна. Мнение рискованного меньшинства было   - 11 класс.

СЛАЙД 4. Следующий заданный вопрос звучал так: Для подготовки к экзаменам достаточно: уроков и факультативов, нужна самоподготовка или нужен репетитор. Ответы вы видите на слайде. И опять же соглашусь: без самостоятельной отработки заданий не обойтись. Нужно закреплять умения и навыки, а это в рамках только уроков невозможно. У меня сейчас неплохой класс по качеству знаний. Поэтому последний критерий – наличие репетитора остался без внимания. По прошлым годам скажу, что многие дети занимаются с репетитором.

СЛАЙД 5. Насколько готовыми к экзамену по русскому языку чувствуют себя одиннадцитиклассники? Степень уверенности в своих знаниях у большинства. Ну, а насколько, мнения колеблются от 50 до 70%. Итак, ЕГЭ не за горами. Если я вам скажу, что нужно скрупулезно отрабатывать тестовые задания в формате ГИА или ЕГЭ, ничего нового не открою. Но ведь есть какие-то способы, приемы  у каждого педагога. Вот некоторыми из них я и хочу с вами сегодня поделиться.

СЛАЙД 6. Что помогает нам систематизировать знания? На мой взгляд, тетрадь для правил. Начиная с пятого класса, мы с учениками и ведем ее.  Заносим изучаемые правила, но только в виде схем и таблиц. Так проще детям запоминать. Я приветствую, если  тетрадь продолжается и в 6, и в 7 классах. Некоторые ученики ведут эти тетради и вплоть до 9 класса. Для них это шпаргалки. Вижу, как дети обращаются к прежним записям во время выполнения письменных работ. Следовательно, наша тетрадь «работает».

СЛАЙД 7. На протяжении многих лет я работаю по образовательной системе 2100, убедилась в полезности рабочих тетрадей к учебникам русского языка (например, в 6 классе авторы Барова, Е.С., Богданова М.Р.). Начиная с 5 класса, выполняем  с учениками тестовые задания по каждой пройденной теме. Тетради позволяют подготовиться к выполнению тестовых заданий, так как в них достаточно широкий спектр упражнений от простых до усложненных. Если вы посмотрите, многие задания по формулировкам приближены к заданиям ЕГЭ. Следовательно, при подготовке к ГИА ученики в какой-то степени будут знакомы с формулировкой заданий.

СЛАЙД 8. На протяжении изучения всего курса русского языка необходимо постоянно повторять правила. Я это делаю с помощью задания «По аналогии». Дается слово, необходимо найти и обозначить одну орфограмму и подобрать слово на ту же орфограмму. В процессе проверки вспоминается правило, а иногда и несколько правил в одном слове, и озвучиваются примеры. Иногда это же задание даю на самостоятельную работу. Соответственно будет выставлена оценка. Эти задания я практикую с 5 по 11 классы.

СЛАЙД 9. Еще одно задание, способное восполнить у детей пробелы, это «Найди ошибку». Вывожу на слайде задание. Дети находят слово с ошибкой, вспоминают правило. Еще один плюс – ученики видят это слово на слайде, оно подчеркнуто.

СЛАЙД 10. Подобное задание с иным названием «Лишнее». Принцип работы по нему тот же, что и с предыдущим заданием. Находим «лишнее» слово, проговариваем правило.

СЛАЙД 11. Эффективно задание «Угадай-ка» на повторение терминологии и правил. При повторении орфографии можно использовать буквенный диктант, где ученики не пишут целое слово, а только необходимую букву, например, Н или НН;, О или А. При этом один ученик у меня всегда работает на  закрытой половинке доски, для того чтобы затем проверить и озвучить правила.

СЛАЙД 12. Всем известно требование СанПиНа – физкультминутка в середине урока, возможно, чтобы дети встали, немного отвлеклись. Я это делаю с помощью игры, который сама назвала «ПРОТЕСТ». Суть игры: иногда произношу, иногда вывожу на слайде высказывания. Они могут быть на знание правила, на правописание, на сопоставление. Если дети не согласны с тем, что я произнесла, – они встают, протестуют. Сразу видны знания каждого. Тем более, кто протестует, я спрашиваю, с чем не согласен. В то же время дети могут встать, оглянуться друг на друга, подвигаться. И полезно, и идет процесс познания.

СЛАЙД 13. Как известно, задание на орфоэпию считается одним из сложных в задании ЕГЭ. Возможно, потому, что не столь много времени уделяется в школьной программе на отработку орфоэпических навыков. Я провожу с детьми «НЕМОЙ ДИКТАНТ». На слайде выводятся слова. Даю задание: списать и поставить ударение. При проверке слова произносятся.

        В течение всех лет обучения перед учителями-словесниками стоит задача обогащения словарного запаса. Если в 5-9 классах у нас есть словарные слова для запоминания, так называемые, «слова в рамочке», то в старших классах я составила для  учеников некий словарный минимум. И лексическая работа по нему идет следующим образом.

СЛАЙД 14. На дом дается задание: поработать, например, со словом «фолиант».

  1. Разбить на слоги, поставить ударение, обозначить орфограммы.
  2. Найти значение слова.
  3. Составить словосочетания с разными видами связи.
  4. Составить предложение.

        На следующий урок будет отвечающий у доски по данному заданию. При накоплении словарных слов проводится словарный диктант, причем идет не только орфографическая отработка, но и проверяется  знание лексического значения слова. Как правило, в 10-11 классах, ученики ведут небольшие словари, в которых записывают данные слова с их значением. Так удобнее готовиться к словарным диктантам.

СЛАЙД 15 .Несколько слов скажу об учебнике Гольцовой, по которому мы работаем. Что нравится в этом учебнике? Здесь есть теория и практика. В новом издании появились тесты, которые так и называются «Готовимся к ЕГЭ». Мне нравятся подобранные тексты, по которым я даю задания: найти определенные орфограммы, пунктограммы, найти средства выразительности, - задание, которого мы касаемся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, начиная с 5 класса, и все равно оно вызывает затруднение.

СЛАЙД 16. Задание №7  в ЕГЭ считается одним из трудных. Дети, к сожалению,  не всегда видят грамматические ошибки, хотя при изучении той или иной темы мы затрагиваем возможные ошибки, будь построение предложения с причастным иди деепричастным оборотом, построение СПП, согласование подлежащего со сказуемым.  

        В учебнике Р.Н.Бунеева в 11 классе  есть хороший теоретический материал и тренировочные упражнения. С.39 Дальнейшую работу ведем по слайдам, по раздаточному материалу. В этом же учебнике (я его использую в качестве раздаточного материала на уроке) есть хорошие упражнения по исправлению речевых  и стилистических ошибок. Для меня этот учебник хорошее подспорье на уроке.

СЛАЙД 17. Введенное в этом году задание №20 в ЕГЭ на исправление лексической ошибки тоже нелегкое. Ученики не всегда видят этот вид ошибку, не понимают, что проверять необходимо каждое слово и уместность его употребления. Мы с учениками работаем по книге «Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию»  саратовского издания, 2002 год. Книга была издана на заре введения ЕГЭ. Но разделы по отработке пунктуационных навыков, речевых умений мне очень нравятся, с.7, с.9

СЛАЙД 18. Сочинение, или задание №26,  - это особое задание. И подготовка к нему тоже необычна. Начинаем работу, конечно, с расшифровки самого задания (вы видите его на слайде), рассматриваем критерии оценивания. А затем пошагово «собираем» рабочий материал для сочинения (определяем проблему, находим два примера из текста, авторскую позицию и так далее). И только потом пытаемся все это облечь в единый текст, в единую форму.

СЛАЙД 19. Как показывает практика, далеко не у всех получается это сочинение. Некоторые ученики просто пересказывают данный текст. Что делать? Я распечатала на одной странице текст и сочинение по нему. И попросила учеников оценить данную работу по критериям. После оценки мы вместе с учениками нашли положительные моменты в работе, а затем перешли к недочетам. Подробно разобрали выставленные оценки. И только после этого «лед тронулся», ученики поняли, как нужно писать сочинение. Хочу заметить, что на эту работу у нас ушел целый урок, поэтому лучше этим заниматься на факультативных или элективных занятиях. Подобный вид деятельности можно использовать не раз, результат обязательно будет.

СЛАЙД 20. Не секрет, что во время подготовки к ЕГЭ мы делаем  с детьми шпаргалки, только пользуются они в течение всей подготовки:

1. Изобразительно-выразительные средства

2. Орфоэпический минимум.

3. Проблемы текста и произведения, которые можно использовать в качестве аргументов.

СЛАЙД 21. Безусловно, качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени. По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен». Вот поэтому к ЕГЭ мы с учениками готовимся вместе!

СЛАЙД 22. Благодарю за внимание! Желаю всем творческих успехов!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

В МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЯ Из опыта работы учителя русского языка и литературы СОШ №3 г.Белоярский МАКСИМОВОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ 2018

Слайд 2

Кроме убеждений, нужны знания, которые можно приобрести, и методы, которые можно освоить. Бертольт Брехт

Слайд 3

КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ?

Слайд 4

КАК ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ? Уроки, факультативы - 30% Самоподготовка - 70% Репетитор - 0%

Слайд 5

НАША ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слайд 6

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАВИЛ

Слайд 7

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ Е.С.Барова, М.Р.Богданова

Слайд 8

ПО АНАЛОГИИ ИНТЕРЬЕР РУБКА ЦИФРА АКАЦИЯ БЫЧОК ДОЖДИК БОЛЕЛЬЩИК

Слайд 9

НАЙДИ ОШИБКУ Декабрьский, июльский, январьский. Ткатский, резкий, дерзкий, русский. Воробьиный, мышинный, ветреный. Ледяной, деревяный, кожаный.

Слайд 10

«ЛИШНЕЕ» Плюшевый, ситцевый, ключевой, свинцовый. Лиственный, глиняный, деревянный, подлинный. Пахуч, нарежь, фальшь, напрячься. Сибирский, скользкий, рыцарский, матросский.

Слайд 11

УГАДАЙ-КА. ЧТО ЭТО? ВОЗВРАТНЫЙ ОБЩИЙ С- ПРЕ- НИЧУТЬ НЕ СЛОЖНЫЕ -КАС-

Слайд 12

«ПРОТЕСТ» Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам. Имена прилагательные, как и имена числительные, могут быть полными и краткими. Числительное ДВА может изменяться по родам. В суффиксах –АН-, -ЯН всегда пишется одна Н.

Слайд 13

«НЕМОЙ» ДИКТАНТ ПОРУЧНИ ДОГОВОРЕННОСТЬ ВЗЯЛА НАЖИВШИЙ ПОНЯЛА БРАЛАСЬ ПОДЕЛЕННЫЙ ШАРФЫ ТОРТЫ ДОБЕЛА

Слайд 14

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА ФОЛИАНТ 1. Разбить нас слоги, поставить ударение, обозначить орфограммы. 2. Определить лексическое значение слова. 3. Составить словосочетания со всеми видами связи. 4. Составить предложение.

Слайд 16

Грамматические ошибки. Речевые ошибки и недочеты. Стилистические ошибки.

Слайд 17

Исправление лексической ошибки. Отработка пунктуационных навыков. Работа с речевыми и грамматическими ошибками.

Слайд 18

ТРЕБОВАНИЯ Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте , опираясь в первую очередь на читательский опыт , а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Слайд 19

ГОТОВИМСЯ К ЗАДАНИЮ №26

Слайд 20

«ШПАРГАЛКИ» Изобразительно-выразительные средства. Орфоэпический минимум. Проблемы текста и примеры из литературных произведений.

Слайд 21

Лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен. Аристотель

Слайд 22

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ и ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (из опыта)

Материалы, представляющие собой описание методик или методических приёмов по формированию филологических  компетенций обучающихся, заявленных в кодификаторе содержания Кимов ЕГЭ и ГИА....

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе

Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Обобщение опыта по теме «Тестовая диагностика как одно из условий подготовки к части I ЕГЭ по русскому языку»

Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, до...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....