Доклад на тему "Работа над ошибками"
материал по русскому языку на тему

Доклад на тему "Работа над ошибками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему Работа над ошибками

Рассматривая ошибки в письменной речи школьников, следует заметить ,что орфографические ошибки учащихся русских и национальных школ отличаются не только количество , но и качество .

Среди орфографических ошибок учащихся нерусских, особенно сельских , школ наиболее часто встречаются ошибки, которые обусловливаются особенностями звукового строя, орфоэпии,орфаграфии  и графики русского и родного языков.

В методике орфографии эти нарушения норм правописания называются ошибками фонетического характера или происхождения. Между тем сами  эти ошибки не однородны ,хотя обусловливаются особенностями произношения и правописания . одни из них, такие как «Свобода» , « Светы» (свобода , цветы) ,вызываются ошибочными , а другие ,например ,нормативными произношением: скаска-сказка . на этом основании в методической науке стали выделять среди ошибок фонетического характера ошибки специфически и ошибки общие.

Специфическими называются такие , которые обусловливаются ошибочными произношением звуков, пол ударением, шумных согласных перед гласными и сонорными , парных по твердости и мягкости согласных перед гласными , т.е. в положениях, когда звуки четко противопоставляются друг другу и ясно различаются между собой. С точки зрения теория правописания специфические ошибки не что иное, как отступления от опорных написаний, неумение использовать букву в ее основном значении . сюда относятся ошибки типа « тоска», «тучка».

К числу специфических ошибок относятся следующие типы нарушений орфографии:

А) смещение и взаимная замена букв и-е , а-о, о-у, ё-ю, я-и, или О обозначающих ударные звуки ,написание которых диктуется литературным произношением: «близкий», «укунь», «незко».

Б) смещение согласных, находящихся по звонкости и глухости в сильном положении. Среди них наиболее устойчивы ошибки, обусловленные смещением шипящих и неразличением б-в, ц-с  «светок» (цветок)

В) неразличение твердых и мягких согласных, выступающих также в ясном положении. Это выражается в пропуске или линей вставке буквы ь ,а также в нарушении требований слового  принципа русской графике : «осен»(осень), «тюфли» (туфли).

Д) В употреблении ш,щ,ж,ц,

Е) В написании слов ,в которых буквы е ,ё ,ю, я  обозначают два звука

Между тем следует иметь в виду, что влияние родного языка носит устойчивый характер и преодолевается не всеми учащимся одновременно. По этой причине ученики, в работах которых часто встречаются специфические ошибки, требуют к себе особого внимания и индивидуальной работы с ними .

Принцип русского письма предусматривает единообразие буквенное обозначение морфем одного значения: пишутся те буквы ,которые передают ударные позиции гласных и положение согласных перед гласными независимо от того , как звучит слово в реальной речи. Поэтому ошибочные написания типа « вадо», « здал», «друп»( вместо принятых написаний вода, сдал, дуб)встречаются там , где написание буквы , проявляющей свое второстепенное значение , не диктуются литературным произведением , а наоборот, ошибка даже провоцируется им: написание « лотка» ( вместо лодка) совпадает с нормативным произношением этого слова. Ошибки такого типа составляет суть так называемых общих ошибок. Такое нарушение обусловливается расхождением между орфоэпией и орфографией  русского языка , и в работах учащихся, как русских , так и нерусских школ встречаются ошибки , вызываемые одной и той же общей причиной.

Классификация ошибки учащихся , необходимо иметь в виду и то , что в написании некоторых слов они допускают, как специфические , так и общие ошибки, например написание «  балной»(бальной).

Таким образом ,анализируя и группируя ошибки , нужно учитывать как положение звука в слове и наличие звуковые значение букв , а также соотношение произношения и правописания  в сочитаниях типа жи, ши, ци ,- тся, - ться стечения согласных .

Итак, классифизируя ошибки , можно выделять  следующие : специфические,общие, морфологические , синтаксические и пунктуационные.

Специфические и общие ошибки ,допущенные в словах минимума , которые изучались на уроках русского языка или литературного чтения , следует считать грубыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Доклад "Ошибки в воспитании. Чем они чреваты"

Доклад для обсуждения на родительском собрании для родителей учеников среднего звена...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Доклад "Ошибки классного руководителя"

Данный материал включает в себя текст доклада и презентацию....

Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки».

Доклад-выступление классного руководителя  на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки». Данное выступление раскрывает проблемы семейного воспитания....

Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...

Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»

Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для  их предотвращения....