воспитательный потенциал уроков литературы
статья по русскому языку на тему

Костерина Любовь Вячеславовна

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Уроки литературы дают богатейший материал для воспитания нравстенно богатой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_urokov_literatury.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Костерина Любовь Вячеславовна,

                                                                           учитель русского языка и

                                                                            литературы

                                                                          МКОУ ООШ с.Новоклязьминское  

                                                                            Южского района

                                                                           Ивановской области

             ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

      Федеральный государственный образовательный стандарт, представляющий собой совокупность требований к системе образования, определил новый подход к воспитательной функции урока.

  Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение представляет  информационную составляющую образования, то воспитание гарантирует  использование полученной информации не во вред обучающемуся, а во благо. Воспитание предполагает обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, которые помогают ему стать нравственным. Таким образом, переосмысление социальной функции образования выдвинуло воспитание на одну из главных позиций. Именно воспитание плюс социально-педагогическая поддержка ребенка направлены на развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. При этом воспитание рассматривается как создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на совместное решение общих задач развития личности. Субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, принципы сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания, поиска прогрессивных путей развития современной цивилизации — основной смысловой контекст, определяющий современный взгляд на воспитание в образовательном учреждении.

 Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

  Профессионализм учителя заключается в методической грамотности, в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

    Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

   Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшего их осмысления и обобщения. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.

 Ученикам был дан перечень гуманистических ценностей с тем, чтобы выразить своё отношение к ним. Перечень следующий: счастье, справедливость, дружба, патриотизм, честь, достоинство, совесть, свобода, добро, миролюбие, милосердие, вера и идеалы, истина, коллективизм.  Диагностика, проведённая среди учащихся 5-9 классов нашей школы, показывает, что ученики на первое место ставят счастье, а на предпоследнее  – истину. Это показывает, что счастье для них – незыблемая истина, но истина не обязательно счастье. Цель педагога изменить соотношение и привести учеников к мысли, что счастье и истина должны быть рядом. До них этот путь познания прошли великие русские и мировые классики, и им можно верить безотлагательно, можно спорить, а  главное – придти к своему осмыслению истины.

      Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося.

    Каждое художественное произведение так или иначе связано с категориями добра, зла, справедливости, милосердия, веры, истины. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

     Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости защитников Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

   По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях очень близка к русским народным сказкам. В чём нравственный пафос сказки? Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная - ложную.

  С такими понятиями, как сострадание и сочувствие, знакомятся ученики при изучении творчества А.Платонова и Л.Андреева. «Нужны ли сочувствие и сострадание людям и всему живому?» Выясняем по словарю значение этих слов, уточняем сходство и различие. Вычленяем из рассказа «Юшка» примеры, где герой получает сочувствие, а где его лишается. Находим похожие примеры в рассказе Андреева «Кусака». Отвечаем на вопросы: Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют? К чему приводит нежелание и неумение проявить эти чувства? Кто из героев не получает сочувствия и почему? Кто из героев умеет сочувствовать? В результате рассуждений ученики приходят к выводу, который сформулировал сам Платонов: «Любовь каждого человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию». Анализируя рассказ - притчу Платонова «Неизвестный цветок» приходим к выводу, что и цветку нужно милосердие, сочувствие и сострадание. Приходим к мысли, что никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно, прах даёт прекрасный цветок; если человек дарит доброту, она неизбывна, она согревает  сердца людей, делает их жизнь прекрасней.

  Рассказ А.П.Чехова «Спать хочется» меняет представление учеников о нём как юмористическом писателе. Урок – исследование поможет ученикам разобраться, виновна ли Варька. Опять категории милосердие и справедливость красной нитью проходят через весь урок. Помня слова А.П.Чехова «человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор», ребята через работу с портретом героини, пейзажем, интерьером, через анализ речи персонажей будут создавать своё понимание образа Варьки. Урок – исследование заканчивается творческой работой, перерастая в урок – суд. Кем бы вам хотелось быть на этом суде – адвокатом, или прокурором, или членом жюри присяжных?  Какие аргументы привели бы в оправдание девочки? Какую защитную речь произнесли бы? Почему В.Теуш говорит, что в рассказе идёт речь «о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки»? Хорошо, если в заключение урока ученики задумаются о том, как важно ценить и беречь то, что дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей.

   Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя ученика задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Что важнее: справедливое наказание или прощение? Оказывается, что милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не могло бы сделать самое тяжкое наказание, потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкина пряника – того дивного коня с розовой гривой».

  В сказе Н. С. Лескова «Левша» автор сосредотачивает внимание на нескольких эпизодах из жизни героя и в то же время рассматривает их в контексте русской жизни, в целом соотнося поступки простого человека Левши и отношение Отечества к своим гражданам. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении. Звучат на уроке вечные вопросы: Кто виноват? И что делать? Причём связь этого сюжета с современностью  просматривается.

  Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг него звучит при изучении рассказа Л.Толстого «После бала». Порой ученики оценивают события этого рассказа неоднозначно – солдат же виновен, значит, наказание справедливо. Донести мысль, что общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям гуманного человека, что противостоять общественному злу, хотя бы «неучастием во лжи» - это поступок, можно через исследовательскую работу с текстом. Цветовая, музыкальная составляющая, психологическое состояние рассказчика до и после случая с солдатом, описание полковника и т.д. должны привести учеников к выводу самого Толстого: «Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».

  Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. В  русской литературе немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и памяти.

   Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты, уроками творчества.      

   Свидетельством эффективности воспитания через творчество являются результаты творческой деятельности учеников. В течение нескольких лет обучающиеся показали следующие результаты: победители  районного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок» - X, XI, XIII, XIV, XV, лауреат XIII областного фестиваля «Рождественский подарок», победители районного фестиваля детского творчества «Светлая Пасха» XIII, XIV, XV , лауреат XV областного фестиваля «Светлая Пасха», победитель IX Всероссийского конкурса «Юные таланты за безопасность», победители муниципального этапа Всероссийского конкурса «Зелёная планета 2014» и лауреат регионального этапа Всероссийского экологического форума «Зелёная планета 2014», призёры районного конкурса «Сокровища земли Южской», участники международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелёва «Лето Господне», победитель областного конкурса «Покормите птиц!», участники и призёр конкурса чтецов «Солнечный эльф»; в школе с 2008 года выпускается ежемесячная газета «Пчела», в которой ребята успешно проявляют свои творческие задумки,  выпускники 9 класса успешно сдают государственные экзамены.

 

                     Литература:

 

  1. Духовно-нравственный потенциал урока литературы: методическое пособие. Издание 2-е, доп./Автор-составитель: Соловьёва М.А.- Ярославль: Издательство ООО «Российские справочники»,» - 2014
  2. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг,1992
  3. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1995
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  5. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  6. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.
  7. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподават. русской филологии. / В.Ю.Троицкий – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"

Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....

Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...