Современные образовательные технологии
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Альбина Ахкамовна Галина

Игровые технологии на уроках русского языка позволяют активизировать деятельность обучающихся. Позволяют увеличить накопляемость оценок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

                         Галина А.А.

ГБОУ БРГИ№1 имени Рами Гарипова

Игровые технологии на уроках русского языка

Использование игр на уроках русского языка позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

В методической копилке представлены игры, используемые на любом из этапов работы над материалом. Игровые технологии позволяют  сделать встречи с фонетикой, морфологией и синтаксисом радостными и интересными. Конечно, чрезмерное увлечение игровыми моментами приучает ребят к интеллектуальному иждивенчеству, и только в результате разумного сочетания интереса с необходимостью можно добиться желаемых результатов.

Все игры в методической копилке можно условно разделить на две категории:

1)    тематические игры по разделам лингвистики: фонетические, игры по морфемике и словообразованию, морфологические, орфографические, синтаксические, лексико-фразеологические;

2)    игры общего направления.

Игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия»

  • Занимательные задания

При изучении фонетики с целью различения твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных использую такие занимательные задания, как:

1.Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число?

  • Вопросы-шутки

1.Чем кончается лето и начинается осень?

  • Игра «Цветы»

На столе учителя находятся открытки с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов. 

(Цветы: мак, роза, гладиолус, сирень, гвоздика, лилия )

  • Игра «Слог за слогом»

Каждый должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Выигрывает тот, кто первым напишет 10 слов  Пример слоговой цепочки: я-ма, ма-ши-на, на-ту-ра, ра-ке-та, та-рел-ка

  • Игра «Лови ошибку»

Например, учитель читает слова, намеренно допускает ошибки в ударении. Нужно найти ошибку и произнести слово, соблюдая ударение.

  • Третий лишний
  • Шарады, метаграммы, анаграммы.

Игры по морфемике и словообразованию

  • Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования 

Например: прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание  (пришкольный).

  • Хитрые вопросы-шутки

1.Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс -ик – домик).

  • Игра «За кем последнее слово?»

 Выигрывает тот, кто последним называет слово с данным корнем. Например, земля, земелька, землица, землепашец, землемер и т.д.

  • Игра «Третий лишний» В каждом ряду найдите 3-е лишнее.

Желток, железо, жёлтый

Морфологические игры

  • Вопросы-шутки

1.В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (стонет)

  • Игра «Чародеи»

Учитель диктует слова, а учащиеся сначала должны превратить их, согласно заданию, в другие.  Например, превратить прилагательные в существительные (мороженая рыба – вкусное мороженое)

Орфографические игры

  • Игра «Ассоциации»

К доске выходит ученик, вытягивает карточку с написанными словами, в которых есть орфограмма, и пытается без единого звука эти слова показать. Остальные должны угадать, что это за слово.

  • Игра «Сильное звено»

Поочерёдно учащиеся выходят к доске и записывают под диктовку учителя заранее подготовленные слова. Кто дольше всех продержится у доски (до 25 слов), тот – «Сильное звено» .

  • Игра «Безударная - ударная»

Играющие делятся на две группы. Участник игры из первой группы произносит слово с безударной гласной. Один из играющих второй группы должен ответить словом, проверочным для данного слова за 1 мин.

  • Шарады
  • Игра «Буквы разбежались»

Нужно правильно вставить безударные гласные, проверяемые ударением, в те слова, которые «живут» в домиках.

  • Игра «Людоед »

 Один из игроков водит. Он «людоед». «Людоед» объявляет, какую букву он не «ест». Например: «Я не ем букву о». Каждый участник игры пишет на листочке слово, которое не должно содержать буквы о. Дальше буква меняется.

  • Игра «Корректор»

Предлагаю Вам стать корректором газеты на несколько минут. Ваша задача: исправить ошибки в данном тексте.

  • Кроссворд

Синтаксические игры

  • Игра «Одень Матрёшку»

«Матрёшка» - это нераспространённое предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения. Например: Дуб растёт. Дуб растёт на поляне. Дуб растёт на лесной поляне.

  • Игра «Собери предложение»

Может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.

Не, верблюдов, холод, зной, и, страшит, дневной, ночной.

  • «Четвёртое лишнее»

На этапе закрепления темы односоставные предложения.

1.Тянуло ветром.  2.Дождь гонит ветер.  3.Изморось.

4.Присаживаемся к костру.

Лексико-фразеологические игры

  • Соотнесите средства выразительности и примеры
  • «Назови животных и птиц»  
  • Узнай фразеологизмы»

Подберите к фразеологизмам наречия   " Копилка знаний"

Игры, применяемые ко всем разделам лингвистики

  • Игра «Ромашка»  («Веришь – не веришь»)

 Учащимся предлагаю «погадать на ромашке». Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Если утверждение неверное, дать правильный ответ (учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос).

  • «Продолжи предложение»

 Например, на обобщающих уроках ученикам можно предложить продолжить предложение типа:

  Я знаю, что имя существительное…

  • Игры – аукционы  

 Проводятся в форме аукциона или эстафеты. Например, за 3-4 минуты учащиеся должны записать глаголы с приставками пре- и при-. Кто больше?

  • Игра «Покупатель»

Класс делится на 2-е команды. Одна команда может покупать только слова, в которых, например, сочетание чн поизносится как ш, а другая  как чн. Учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами: конечно, что, наручники, Ильинична, яичница.

  • Игра «Копилка знаний»

Задача команды – успеть правильно озвучить слово («купить его»).

Например. Часть речи, обозначающая предмет. Изменение глагола по лицам и числам называется?

  • Игры – путешествия

Например. Урок-путешествие по стране Фонетика.

Класс разделяется на группы и выбирает средство передвижения и командира. На остановках вам надо будет ответить на вопросы за определённое время. За каждый правильный ответ команда получает жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил.

1.Первая остановка – «Теоретическая».

·          Что изучает фонетика?

·           2.Станция задач. Решаются фонетические задачи.

3.Станция «Всё наоборот». Необходимо выполнить транскрипцию слов и прочитать их наоборот. Должны получиться новые слова.

4.Станция «Занимательная». Необходимо разгадать ребусы.

  • Кроссворды . на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами.
  • Интеллектуальные игры , в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг», «Лингвобол» и «Что? Где? Когда?».
  • Игры «Брейн-ринг», «Лингвобол» представляют собой очное состязание команд, турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.

 Побеждает та команда, которая большее количество раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос за 1 минуту. Отвечающего игрока назначает капитан.

  • «Что? Где? Когда?»

1. В игре принимают участие команды по 6 человек.

2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется до 1 мин.  

3. Команды могут отвечать письменно или устно.

4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.

5. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов (от 12 до 18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...