"Сложноподчинённые предложения с разными видами связи".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Сложноподчиненные предложения с разными видами связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_9_klasse_sp_s_raznymi_vidami_svyazi.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи»

Цели : 

  • познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
  • формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
  • отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-практикум

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, презентация в программе  PowerPoint, разработанная учителем к данному уроку.

                                                       Ход урока.

  1. Оргмомент. (приветствие учащихся)
  2. Вступительное слово учителя. Чтобы настроиться на работу по русскому языку предлагаю вам несколько заданий из занимательной лингвистики.
  1. Занимательный русский язык  (языковая разминка) -           Приложение1
  1. Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:  слайд 3-4

                                                       И

2) Угадай слово:                                                          

  1. Экспресс-опрос                        Приложение 2                 Проверка         слайд 5

(Повторим  орфографию: корни с чередованием лаг-, лож-, раст-, ращ-, рос-. Не записывая слова, вставить корневую гласную в клетке поля, соответствующей  порядку слова  при чтении учителем, затем соединить  указанные учителем буквы, чтобы получилась задуманная им же  фигура.

  1. Актуализация знаний. Начнём нашу работу с повторения ранее изученного.При этом на каждом этапе урока предлагаю ставить баллы в оценочный лист, чтобы в конце урока каждый из вас мог оценить  свой  уровень успешности.  Нам нужно вспомнить виды сложных предложений. Прошу выделить грамматические основы, составить схемы и дать --  характеристики предложениям:                       слайд 9-10

Предложение

Схема

Характеристика

А) На Амазонке сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зеленая масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений.

Б) Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным Вавилонским царем Навуходоносором, который создал их из любви к своей супруге.

В) По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырехъярусные сады: на плиты гранита постлали камыш, залили асфальтом, покрыли свинцом, сверху насыпали слой земли.

Г) С падением Римской империи костер на маяке потух, от землетрясений в XIV веке обвалилась верхняя часть башни, но фундамент оказался прочнее.

Слово учителя. Затруднение вызывает предложение Г. Чтобы легче нам работалось с последующим материалом обратимся к таблицам, позволяющим вспомнить правила постановки знаков препинания в СП

IV. Работа с таблицами (повторение знаний о постановке знаков препинания в СП)  слайд 11-14

V.Работа с предложением Г (из таблицы)            слайд№15

                                                 Запись темы, формулирование целей урока.

VI.Знакомство с теорией по теме урока-             слайд №16

VII.Коллективная работа по анализу предложения с разными видами связи. -    слайд№17

Проанализируем предложение,  воспользовавшись следующим алгоритмом:

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы.

1.  Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей.

2.  Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом   становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая.

3.  После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

VIII.Работа с таблицей (Знаки препинания в предложениях с разными видам связи)-№18

IX .Анализ предложений. (подчеркнуть основы, выяснить из скольких  частей состоит предложение, какая связь между ними, составить схему) --  слайд №19(Ребята работают в рабочих листах, затем схемы чертят на доске)

1.Когда рассвело, туман ещё не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно-белой тьме.

2.Медленно длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму.

3. Куда бы нас ни бросила судьбина

             И счастие куда б ни повело,                            

             Всё те же мы: нам целый мир чужбина;      

             Отечество нам Царское Село                          

X. Творческая работа. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.

ВАРИАНТ I

Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

  1. [ - = ].
  2. [ - = ], (так как… ).
  3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).

ВАРИАНТ II

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.

Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

  1. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
  2. [ - = ], (что… ).
  3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].

Учитель: Ребята проверим себя (чтение работ, проверка по слайду)-- слайд 21

XI. А теперь проверим как вы восприняли новый материал в тестовой форме

Тестовые задания:             (Приложение 3)

1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

      а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.

      б) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.

      в) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.

      г) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

      а) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

      б) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

      в) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.

      г) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

      Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.

      а) СП с сочинением и подчинением

      б) СП с сочинением и бессоюзной связью

      в) СП с подчинением и бессоюзной связью

      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

      Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

      а) СП с сочинением и подчинением

      б) СП с сочинением и бессоюзной связью

      в) СП с подчинением и бессоюзной связью

      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

      Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.

      а) СП с сочинением и подчинением

      б) СП с сочинением и бессоюзной связью

      в) СП с подчинением и бессоюзной связью

      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

      Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.

      а) СП с сочинением и подчинением

      б) СП с сочинением и бессоюзной связью

      в) СП с подчинением и бессоюзной связью

      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

XII. Проверяем по ключу  (слайд№ 22)

XIII. Работа с текстом (Закрепляем изученное, готовимся к написанию экзаменационного сочинения 15.3)

1)Храбрость     понятие очень сложное. 2)Часто один и тот(же) поступок расценивается

( по)разному одни сч..тают поступок храбрым  другие находят  что человек не сделал ничего особенного.

       3)В храброст.. большую роль играет самовнушение. 4)Если человек внушит себе  что ему страшно  то потом очень трудно отделаться от этой мысли.

         5) Во(з,зь)мём простой пример. 6)Каждый может пройти в комнате по одной половице.7) (Н..)кому и в голову (н..) придёт  что сделать это страшно. 8)А предста(в,вь)те себе что такая же узкая доска перекинута через пропасть и по ней нужно пройти. 9)Страшно?!10) Конечно, страшно. 11)Далеко не всякий реши(т,ть)ся перейти таким образом пропасть  и того  кто перешёл  будут сч..тать храбрым. 12)А между тем он не сделал ничего особенного  доска такая же самая  как половица в комнате.

Задание :

  1. Озаглавьте текст. Что такое храбрость
  2. Определите тип речи:  рассуждение
  3. Сформулируйте основную  мысль :  Автор доносит до читателя мысль, что храбрость - качество, которое можно в себе воспитать, и доказывает это на простом примере, приводит «упражнение» на храбрость.
  4. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания.
  6. Выпишите из предложений 3-4  слово  с безударной проверяемой гласной в корне слова; большую   2)из предложений  9-11слово   с безударной непроверяемой гласной в корне слова; решится 3)из предложений 11-12 слово  с чередующейся гласной в корне слова:  считать
  7. Выпишите из предложений 1-3  с приставкой, правописание которой зависит от последующего звонкого или глухого согласного звука расценивается
  8. Среди предложений 1-4 найдите сложное  с бессоюзной и союзной подчинительной связью, укажите его номер №2             Начертите схему  :       http://5ballov.qip.ru/images/homeworks/tasks/big/62/6286.gif

XIV. Подведём итоги .

Оценочный лист  

Вид задания

Языковая разминка

Экспресс-опрос

Анализ предложений

Конструиро-вание пред-

ложений

Тест

Работа с текстом

Итого

Баллы

оценка

Рефлексия

1.Что нового узнал(а)_________________________________________________

2. Чему научился(лась)________________________________________________

3. Чего сам(а) себе желаю______________________________________________

XV.Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение – рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?»
  2. Учебник п.37упр.№ 209(устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 9 класс конспект урока по теме: "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных".

Данный материал помогает детям анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренирует навык конструирования СП разынх типов, отрабатывает навык ставить знаки препинания, о...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...