Русский язык 9 класс конспект урока по теме: "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Данный материал помогает детям анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренирует навык конструирования СП разынх типов, отрабатывает навык ставить знаки препинания, объясняя их. Урок посвящён Санкт-Петербургу, его памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной. Воспитывает уважение к ветеранам и людям, пережившим блокаду Ленинграда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 9 классе

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных.

Цели: закрепить умение анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренировать навык конструирования сложного предложения разных типов, умение находить СПП в художественном тексте, ставить знаки препинания, объяснять их, повторение способов связи в словосочетании, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к людям, пережившим блокаду Ленинграда.

Оборудование: тексты для графического диктанта, художественный текст для анализа, тест, запись песен А.Розенбаума «Возвращение в город», «На Дороге жизни», презентация памятных мест Ленинграда(Санкт-Петербурга).

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Тема и  задачи урока.

- Запишем число, классная работа, тему урока.

- Каковы задачи нашего урока?   (уметь анализировать СПП, определять вид придаточных  и его место в предложении, на письме выделять запятыми).

3. Тест «Сложное предложение».

Задание:  укажите правильный вариант синтаксической характеристики предложения.

1. Всякое дело велико, если исполнено по зову Родины. (К.Федин)

а) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: главное – двусоставное, распространённое, неосложнённое,  полное; придаточное местоименно-относительное, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

б) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: главное – двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное условия – двусоставное, распространённое, неосложнённое, неполное.

2. Можно научиться воевать, но привыкнуть к войне невозможно. (К.Симонов)

а) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений:  главное – односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное сравнения  –  двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

б) поествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: первое – односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное;  второе - односоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

- Какой темой объединены эти предложения?

4. Повторение  способов связи в словосочетании.

Задание: составьте словосочетание с заданным видом связи.

Будущее  (согласование) …..

Удостоен  (управление) ……

Достоин  (управление) ……

Просчитаться  (примыкание) …..

Играть  (управление) …….   .

-  Какой принцип положен в основу записи этих словосочетаний? (объединены одной темой – темой войны).

- В каком тексте мы можем встретить эти с/с?  (публицистическом).

-  Почему?  (определённая лексика, связь с политикой, Родиной, ставятся риторические вопросы).

- Объясните трудные случаи написания этих слов.

5. Введение в тему урока.

За окном – январь. Светлый месяц года, праздничный, морозный. Любят его петербуржцы. 18 января 1943 года была прорвана блокада, а 27 января 1944 года – снята блокада города. Она унесла жизни тысяч ленинградцев. В этот день живые посещают Пискарёвское кладбище, поминают тех, кто умер от холода и голода, от взрывов и пожаров. Вспомним их и мы, чтобы не очерстветь, не забыть.

А.Розенбаум, петербуржец, страстно влюблённый в свой город, приглашает нас пройти по его улицам.

(Звучит песня «Возвращение в город», презентация).

6. Графический диктант.

- Продолжаем вести разговор о героических страницах города, его обороне. стойкости, мужестве ленинградцев.

1. Героическая оборона города, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады, в летописи Великой Отечественной войны занимает особое место.

- Начертите схему предложения и объясните постановку знаков препинания.

- Слушаем второй раз это предложение.

- Расскажите о строении этого предложения.

(Слабые учащиеся могут заглядывать в карточку, где напечатаны эти предложения).

2. И хотя тяжёлые испытания выпали на долю защитников Ленинграда, жители сумели отстоять его и разгромили фашистские  полчища  у стен города.

3. Более 70-ти лет отделяет нас от дня прорыва блокады, но время не сглаживает раны, которые нанесла война.

4. Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты.

5. Нескончаемой вереницей идут люди на Пискарёвское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность людям, отдавшим жизнь за Родину.

7. Презентация «Дорога жизни».

- Что ленинградцы называли «Дорогой жизни»?

Презентация, звучит песня А.Розенбаума  «На Дороге жизни».

8. Подготовка к экзамену.  Работа с художественным текстом.

- Герои войны. Их имена живут в сердце каждого русского человека. Но есть в России и безымянные герои. В их честь был установлен монумент  Неизвестному солдату. Слова, которые выбиты на металле, известны каждому: «Никто не забыт, и ничто не забыто». (Показ фотоснимков «Могила Неизвестного солдата»).

            Вечный огонь    огонь  полыхающий днём и ночью. Пламя  что  (не) гаснет (н…) когда   трепетно отражается всполохами в тёмном граните. Пляшущие языки огня ведут (не) скончаемый  разговор с живыми цветами  что лежат на камне.  Пламень  цветы и гранит  несут вечный караул у могилы  (Н,н)еизвес…ного  солдата. Можно многое увидеть  если вгл…дет…ся в огне….ую стихию. Вот лучи прожекторов схватили вражеский самолёт  осл…пили его и помогли зенитчикам …бить стервятника  который  пытался прорват..ся к Москве. Вот ударили «Катюши»  проч…ртив  глубокие огне….ые борозды в небе  и ра…кололся неб…свод над вражеской обороной.

         Могила (Н,н)еизвес…ного солдата   могила тех  кто погиб на Волге и на Дону под Тулой и Курском  под Москвой и Ленинградом  кто сложил голову под Берлином или пал при взятии рейхстага.

            Многое можно увидеть в пламени  которое никогда (не) гаснет у Кремлёвской стены

- Определите тему и основную мысль текста.

- Озаглавьте текст. Объясните членение текста на абзацы.

- Найдите в тексте антонимы, синонимы.

- В каком значении используются в тексте слова ударили, раскололся?

- Проанализируем орфограммы и пунктуацию текста.

- Выпишите СПП, составьте схему предложения, указав вид придаточной части.

9. Обобщение.

- Что повторяли на уроке?

- Нужно ли помнить о войне?

- Сейчас прочитаем стихотворение Ю.Воронова

Опять война, опять блокада….

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне…»

- Что вы думаете об этом?

10. Задание на дом: напишите домашнее сочинение – эссе

«Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?».

Повторить теоретический материал п.29.

11. Рефлексия.

Подумайте,  с чем вы уходите с урока? (Звучит музыка «Офицеры»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне ...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Тесты по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи" и при подготовке обучающихся к государственн...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...