практикум по теме "Простое осложненное предложение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

материал для практической работы на уроке по теме "Простое осложненное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_oslozhnennoe_predlozhenie_.praktikum.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Осложнённое простое предложение

Простое осложнённое предложение – это простое предложение, которое может быть осложнено однородными, обособленными и уточняющими членами, вводными словами  и конструкциями, обращением. От сложных предложений их отличает наличие одной грамматической основы.

Простые предложения могут быть осложнены

  • Однородными членами
  • Обособленными членами (определением, приложением, обстоятельством, дополнением)
  • Вводными словами и конструкциями
  • Обращением
  • Уточняющими и пояснительными членами
  • Сравнительными оборотами

В  КИМах предлагается найти предложение с однородными или обособленными членами (какими-либо разновидностями – определениями, приложениями и др.)

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения. Обособляться могут следующие второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. Обособленные определения чаще выражены причастными оборотами. Обособленные обстоятельства – деепричастиями.

Вариант 1 (практическое задание)

1. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.

(1) По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их  в шалостях или даже в хулиганстве… (10) Преступников накажут. (11) Кроме того, они своими руками  посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет. Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать…

                                                                                                             (В. Сухомлинский)

Ответ: _____________

2. Найдите предложение с  обособленным обстоятельством и напишите его номер.

(1) Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (2) Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (3) Поглядели. (4) Берёзка. (5) Вздохнули и чего-то так начали пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше.(6) Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.                                                             (А. Приставкин)

Ответ: ____________

Вариант 2

1.Найдите предложение с обособленным распространённым приложением и напишите его номер.

(1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2) Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4) Дома ему давали болтанку и хлеб.  (5)Мать добавляла в муку веники – вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной.                                                                           (Ю. Яковлев)

Ответ: _________

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и напишите его номер.

(1) И хоть на солнце во все глаза не взглянешь, в этот короткий миг можно было смотреть и всё видеть. (2) И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (3) И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом. (4) И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворённой земли.        (А. Приставкин)

Ответ: __________

Вариант 3

1.  Найдите предложение с обособленным определением и напишите его номер.

(1) Медленно двигаясь, я вошел в толпу. (2) Что тут продавали, я в точности не разузнал. (3) Зато справа меня поджимал человек с пустым рукавом, засунутым в карман. (4) В единственной руке человек держал мыльницу, плоскогубцы и книжку. (5) Я, наверное, тогда не умел утаивать, и намётанный глаз инвалида сразу нащупал меня. (6) Показывая товар, он рукой ухватил меня за воротник, как добычу, которая может исчезнуть в потоке.                          (А. Приставкин)

Ответ: __________

2. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.

(1) Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (2) Но ведь для книг нужен шкаф, а вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. (3) Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (4) В детстве я не знал другой вещи более красивой.     (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ: _____________

                                                            Вариант 4

1. В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.

2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.

4) Она стояла подбоченясь.

Ответ: ___________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.

1) 1,3                 2)2,3                                  3)1,2                                 4)1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом (1) спрятав перо (2) он задумался (3) слушая шум и шорох волн (4) тяжело несущихся за стеной каюты.

1) 1,2,4                        2) 2                                 3) 1,2,3,4                            4) 3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи (2) и (3) качая чёрным носом (4) сердито поскрипывает.

1) 1,2,3,4 – выделяются причастные обороты

2) 1,2,3,4 – выделяются деепричастные обороты

3) 1,2 – выделяется причастный оборот

4) 1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

Ответ: _________________

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждое утро солнце всходило багровым шаром и (1) подымаясь выше в безоблачном небе (2) совершало свой круг (3) никому не давая отдохнуть (4) от испепеляющего всё зноя.

Ответ: __________________

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

1)  3,4               2) 2,3             3) 1,2              4) 1,2,3

7.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старые вётлы (1) бросая (2) через медленно текущую (3) реку на луг длинные густые тени (4) постепенно зарумяниваются (5) покрываясь багрянцем заката.

Ответ: ______________________

Вариант 5

1. В каком предложении нет обособленных членов?  (Знаки препинания не расставлены.)

1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.

2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) Люди же изумлённые стали как камни.

4) Он работал не покладая рук.

Ответ: ___________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

1)  1,3                    2)  2,3                               3) 1,2                            4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки и (1) поминутно спотыкаясь (2) и (3) набивая себе синяки (4)  бросились бежать под защиту дуба (5) стоявшего на берегу.

1) 1,3,5                           2) 1,2,4                       3) 1,2,3,4                   4) 1,4,5

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

Ответ: ________________

5.  Найдите предложение(-я) с обособленным распространённым приложением и напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. (2) Тот, кто шёл первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдёрнул голову, - с такой силой он спружинил обратно.

(3) – Ого! -  изумился мужик. (4) – Зверь какой! (5) Мы тебе, зверю… (6) У нас дважды два – четыре. (7) Не таких видывали.

                                                                                                              (В. Распутин)

Ответ: _______________

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Подходя к домику в три окна (1) красиво спрятавшемуся за палисадником (2) почтальон замедлил шаги и (3) поправив сумку (4) переложил письма из руки в руку.

Ответ: ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по теме "Простое осложненное предложение" (6 вариантов)

Данный зачёт позволяет проверить знания учащихся по простому оложненному предложению: знаки препинания при однородных членах, обращении, вводных словах, сравнительных оборотах, при обощающих словах, а...

Лабораторная работа по теме "Простое осложненное предложение", 8 класс

Лабораторная работа по теме "Простое осложненное предложение", 8 класс...

Открытый урок-семинар в 10 классе по теме "Простое осложненное предложение"

Технологическая карта урока-семинара. В основе урока проектные работы учащихся, связанные с исследовательской работой с художественными текстами различных стилей речи...

Контрольная работа по теме "Простое осложненное предложение" 8 класс

Контрольная работа по рускому языку по теме "Простое осложненное предложение" для 8 класса. К УМК А.Д. Шмелева....

Самостоятельная работа по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение".

Данная разработка может быть использована в качестве как самостоятельной работе по теме, так и материала для самоподготовки к проверочной работе по данной теме. Ответы к тесту прилагаются...

Проверочный тест по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"

Данная разработка может быть использована в качестве контроля знаний учащихся по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"....