Доп.образование_5 класс_Электив "В лабиринтах русского языка"_аннотация
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Корякина Виктория Александровна

Аннотация к программе электива 5 класса, раз в неделю - 32 часа (цели, задачи, список литературы для учителя и для ученика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_v_labirintah_russkogo_yazyka_5_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                     Аннотация к рабочей программе

                      «В лабиринтах русского языка»

Курс предназначен для учащихся 5 класса и рассчитан на 32 часа. Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·                формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).      

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

в 5 классе

I. Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

·        разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

·        разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

·        соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределых изученного материала.

По орфографии:

·        находить в словах изученные орфограммы;

·        находить орфографические ошибки и исправлять их;

·        правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации:

·        находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

·        определять тему и основную мысль текста, его стиль.

·        Подробно и сжато  излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами  описания предметов, животных).

·        Составлять простой план исходного и собственного текста.

·        Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

·        Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).

·        Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

·        Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

·        Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку

Для учителя

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

3.        Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие /Л. А. Введенская. - М., 2014.

  1. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. - М., 2008.
  2. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. - М., 1991.
  3. Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1993.
  4. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

8.        Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы /А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

9. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

  1. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
  2. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2015.
  1. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т. С. Зепалова. -М., 2011.
  2. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 2012.

Для учащихся

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /А. Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995.
  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
  1. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М., 2014.
  2. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/Л. Г.Ларионова. -М.: Просвещение, 2004.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс / А. Б. Малюшкин. - М., 2006.

6.        Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2005.

9. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.

  1. Соловьева Н. Н. Русский язык: Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ: 5 класс / Н. Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. - М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образование "Люби и знай русский язык"

данная программа дополняет, систематизирует зания учащихся по русскому языку...

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Способы образования новых слов в русском языке

Здесь представлена презентация к изучению и закреплению темы "Способы образования новых слов в русском языке".  Урок русского языка в 5 классе....

Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка

Статья-обобщение опыта работы в классах, где есть обычные дети и дети с ОВЗ...

Рабочая программа "Лабиринты русского языка"

Благодаря данному курсу учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значит...

Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка

Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка...