Конспект урока "Союз. Повторение и обобщение".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

 Конспект содержит материал для повторения теории и практики по теме "Союз", а так же задания для работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме: "Союз. Повторение и обобщение"

Цели урока: 

  • Обучающие (познавательные). 
  • Повторить и обобщить теоретические сведения
  • о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;
  • о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов.
  • Совершенствовать умения и навыки
  • обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать;
  • определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
  • Развивающие. 
  • Развивать
  • навык грамотной устной и письменной связной речи;
  • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
  • общую культуру, кругозор учащихся.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока, постановка цели.

– Тема нашего урока: Союз. Повторение и обобщение. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить изученный материал о союзе. И проведем мы этот урок в виде игры.  Каждая из групп  выполняет  задания, за каждое из которых получает баллы.

1. Начнем мы наш урок с блиц – опроса. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Условие каждый раз отвечают разные учащиеся.

Вопрос 1. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

Вопрос 2.  Какую часть речи мы называем союзом?

(Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

Вопрос 3. На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).

Вопрос 4. Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого.)

Вопрос 5. Расскажите о правописании союзов и их отличии от созвучных слов других частей речи.

Вопрос 6. Чем отличаются союзные слова от союзов?

 (Союзные слова – это наречия и относительные местоимения, выполняющие в сложноподчиненном предложении роль союза. В отличие от союзов, они отвечают на вопросы и являются членами предложения.)

2. Работа в группах

Задание 1. Выписать номера предложения в две колонки: 1) союзы соединяют однородные члены предложения; 2) союзы соединяют части сложного предложения.

  1. Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился ржаной аромат.
  2. Ярко горит каждый листик берез, осин, рябин под темным пологом елей и сосен.
  3. На клевере горят и переливаются алмазные капли.
  4. Ночью шел дождь, а днем припекло солнце.
  5. Гроза прошла стороной, и весь лес окутался туманом.

Оценивание: та группа, которая набирает не меньше 4 правильных ответов получает 1 балл.

Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Из предложений, которые лежат у вас на столах, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.  

Задание 2.

1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
(К. Паустовский)
3) Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, я рву мокрые ветки распустившейся черёмухи и упиваюсь их чудным запахом.
(Л.Н. Толстой)
4) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист.
(А. Мусатов)
5) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.
 (Пословица)
6) Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода.
7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена?
(А. Пушкин)
8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.
(А. Толстой)
9) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля.
(И. Тургенев)
10) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной.
(А. Чехов)

Задание 3. Комментированное письмо.

  1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
    2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
    3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.

– Вы хорошо справились с заданиями. Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа.

4. Самостоятельная проверочная работа.

ТЕСТ

1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.

1) вряд ли, же, потому что, зато
2)
хотя, если, пусть, раз
3)
но, либо, с тех пор как, ради того чтобы
4)
зато, вследствие того что, несмотря на, из-за

2. Определите и отметьте обстоятельственный союз со значением сравнения.

1) если 
2)
будто
3)
пока 
4)
хотя

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом.

1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и появился.
2) Я то/же/ собираюсь летом на юг.
3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за/то/ дерево.
4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей.

4. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.
2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.
3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала.
4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

5. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А.Чехов)
2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя.
(А. Пушкин)
3) Было еще влажно хотя дождь закончилхя больше двух часов назад.
(Ф. Достоевский)
4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было.
(И. Тургенев)

Ответы.

1) 3, 2) 2, 3) 2, 4) 3, 5) 1.

7. Домашнее задание.

Комментарий. Дома написать сочинение-рассуждение на тему "Сходство и различие союзов и предлогов".

Список литературы:

1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2007

2. Ладыженская . Русский язык.: Дидактические материалы. 7 кл. – М.: Просвещение, 2007

3. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова. 7 кл. – М.: Экзамен, 2006. 

4.  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 5-е изд.- М.: Просвещение,

5. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М., «ВАКО»,

6.  Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей»,

7.  Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Конспект урока повторения и обобщения на тему "Наречие"

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008. Тип урока: пов...