Урок русского языка "Понимание текста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бирюкова Анжелика Александровна

Урок русского языка.6 класс

Тема: «Учимся понимать текст. Составление плана текста.»

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста.

 

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Бирюкова Анжелика Александровна.

Урок русского языка.6 класс

Тема: «Учимся понимать текст. Составление плана текста.»

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста.

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Тип урока Урок развития речи

Рабочие листы к уроку

Презентация к уроку

Орг.момент

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? (надевают академические шапки)

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)

-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст»(запись темы урока)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(будем учиться понимать текст)

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения? (на других

уроках, на экзамене и просто в жизни)

Работа с текстом

Подготовка к восприятию текста

-Ребята, а что вы знаете о жуках? Какие ассоциации возникают со словом «Жук». Давайте составим кластер. ( Крылья, вредитель, черный,насекомое). Сейчас мы с вами прочитаем об этих удивительных насекомых, но сначала давайте вспомним: что такое текст, тема, основная мысль. Для этого мы выполним упражнение на стр.114.Дополните определения словами.

-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Мы с вами  сегодня отроем секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.

Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.

 Работа  С ТАБЛИЦЕЙ

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)

2.Выделение ключевых слов

3.Диалог с автором (какую информацию он хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать? (работа с таблицей, графа «До чтения»)

-Кто автор? Владимир Визор. Прочитайте заголовок. Найдите главные слова в заголовке.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Ответы

-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста»:

-Подчернуть все непонятные слова.

-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл).

-При чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?

-Итак, господа ученые, мы сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтению и пониманию текста.

Добро пожаловатьв мир жуков!!!

Чтение текста Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

Сказка о жуке - навознике Начинает читать  Балабаева

Владимир Визоб

   Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.  Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами  и стройными крыльями.  Вот бы и мне стать таким, – подумал Жук. 

 -Остановились… Кто вылез из ямы?

-О чем задумался жук.

_как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Евментьева
   И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук олень, жук дровосек, майский жук или какой либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
   Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет,  что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом. 

- Кого встретил жук?

-Как вы думаете о чем будут разговаривать еж и жук? Титкова
   – Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. –  Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и  жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой? 
   – Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай.  И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли. 
   – Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.

- Почему Жук считает ежика мудрым? Трофимович
   – Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили  очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому,  что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это  такие летающие большие кузнечики, которые поедают  все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе.  А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии. 
   – А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.

- А что было в Австралии?

- Как вы думаете, о чем поведает Ежик?Сергушкина
   – В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали не только мясо, но и молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
   – Я? – удивился Жук.
   – Да, да именно ты – ответил Ежик. 
   – Но как?– еще более недоумевал Жук.
   – Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить. 
   – Уважаемый Ежик,– спросил Жук, –  а кто эти существа, которые спасают Землю?
   – Это жуки  навозники – ответил Ежик.
   – Какие они полезные! – воскликнул Жук.
   – Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
   – Так я жук навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук. 
   – Да. Но не огорчайся  –  ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук скарабей. И он тоже был жуком навозником. 
- Что узнал о своих сородичах жук?

-Пользу или вред  приносят жуки-навозники Пожарская

   На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни. 
   И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле. 

-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

-Давайте воспользуемся словариком и выясним значение непонятных слов)

( предназначение, гармоние, пагубные)

-Сейчас Баков Назар, доцент кафедры русского языка, прочитает определение этих слов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Осмысление (понимание) текста

Фронтальная беседа

-То, что мы читали, - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

- Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? ( ….)

-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось иллюстрациями и музыкой? (они помогали лучше понять текст, почувствовать его)

- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о …….)

-Какую информацию несут иллюстрации ? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

-Словарная работа Что такое иллюстрация? 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое-либо положение; 

-Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)

-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)

- Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо?

-Вот мы и прочитали текст, поняли его.

-Из скольких смысловых  частей состоит  текст?  Из 5

-Как называютя эти части? (микротемы)

-Как можно назвать самое краткое и сжатое изложение текста, в котором перечислены все его микротемы ? (План)

Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

ПРИЕМ «Инсерт»

-На стр 115 прочитаем о том, как план помогает понять и изложить информацию текста, с которым вы работаете

-Возьмите в руки карандаши, промаркируйте текст(  что нового узнали, что знали, что осталось непонятным). Какие виды плана бывают?

-Сейчас я попрошу вас  выполнить задания, работая в группе.

1 группа –Составляет назывной план  

2 группа  Составляет вопросный план, затем задает их своим одноклассникам

3 группа составит  тезисный план (каждая группа работает со своей частью)- 5 мин

4 группа готовит сообщение отобрать самое важное и подготовть сообщение о «Пользе жука-навозника

- Составили план , проверяем.

Итак, господа ученые-лингвисты, узнали ли вы сегодня что-то новое, ранее неизвестное?

-А теперь давайте применим наши знания на пракитике.( 6 минут)

- Как бы вы закончили эту сказку? Напишите продолжение.4-5 предложения

Проверяем 4 человека

Я зачитываю свое продолжение.

-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на других уроках?

Оцените свою работу на уроке, поднимите карточки

Отлично-Зеленый

Хорошо –красный

-Урок окончен,до свидания.

Приложение

Сказка о жуке - навознике .

Владимир Визоб

   Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.  Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами  и стройными крыльями. « Вот бы и мне стать таким», – подумал Жук. 
   И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук- олень, жук- дровосек, майский жук или какой -либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
   Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет,  что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз,  куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом. 
   – Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. –  Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и  жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой? 
   – Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай.  И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в
 гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли. 
   – Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.
   – Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили  очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому,  что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это  такие летающие большие кузнечики, которые поедают  все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе.  А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии. 
   – А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.
   – В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
   – Я? – удивился Жук.
   – Да, да именно ты – ответил Ежик. 
   – Но как?– еще более недоумевал Жук.
   – Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить. 
   – Уважаемый Ежик,– спросил Жук, –  а кто эти существа, которые спасают Землю?
   – Это жуки  навозники – ответил Ежик.
   – Какие они полезные! – воскликнул Жук.
   – Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
   – Так я жук - навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук. 
   – Да. Но не огорчайся  –  ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук -скарабей. И он тоже был жуком -навозником. 
   На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое
предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни. 
   И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле. 

Владимир Визоб,  декабрь 2013 

Приложение2
 

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль

План работы читателя с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Автор

2.Название

3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст

1. Выделение в тексте непонятных слов

2.Выделение ключевых слов

3. Какую информацию хочет

донести автор до читателя

.1 Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

4.Основная мысль