Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.
методическая разработка по русскому языку на тему

Путилина Светлана Александровна

Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Путилина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.

Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.

Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой.

Например:

ере´тик или ерети´к,  гра´жданство или гражда´нство.

Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?

Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое-то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением.

Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются.

Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.

Помимо традиционных заданий по орфоэпии сейчас все часще и чаще стали использовать орфоэпические рифмованные запоминалки.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк

диспансЕр

духовнИк

еретИк

каталОг

некролОг

приговОр

Можно составить с ними предложение:  

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Однако рифмованные тексты , на наш взгляд, удобнее и продуктивнее. В интернете много предлагают подобных запоминалок.

1. Долго ели тОрты –

    Не налезли шОрты!

2. ЗвонИт звонарь,

    ЗвонЯт в звонок,

    Чтоб ты запомнить верно смог.

3. Фёкла красная, как свЁкла! или  

    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

4. Срубили ель, сорвали щавЕль.

5. Не говори катАлог, а только каталОг.

    А твОрог?

    Можно твОрог, а можно и творОг!

6. Как у нашей Марфы

   Есть в полоску шАрфы!

7. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.

   Забудьте склоки,

   Купите брелОки!

8. ФенОмен звонИт по средАм.

   ПринЯв договОр по годам,

   Он Отдал экспЕртам эскОрта

   ХодАтайство аэропОрта.

9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят

    Своих малышей баловАть.

    На кУхонный стол по посуде

    Пускают котят танцевать.

10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи

     И, подолгу буксуя в грязИ,

     ПрорвалИсь к отделению связи –

     Нам типОграф прислал жалюзИ.

11. Кто с правилами дружит,

      Тот твердо убежден:

      ФарфОр нам очень нужен,

      А фАрфор не нужён.

12. Нельзя сказать алфАвит,

      А можно алфавИт –

      Кто говорит алфАвит –

      Неверно говорит.

13. Когда мы на машине

     Летим во весь опор,

     То нас везет не шОфер,

     А нас везет шофЁр.

 

14. И пусть теперь не будет

     Секретом для ребят,

     Что в парке не статУи,

     А стАтуи стоят.

 

15. А если вы в театр

     Придете, например,

     Вас не пропустят  в пАртер,

     Пожалуйте в партЕр.

 

16. Отлетела от костра

     И погасла быстро -

     Коль неверно, то искрА,

     Если верно - Искра!       (С.Белорусец)

17. Стол, нам купленный,

      И в кухню занесённый,

     Зовётся кУхонный,

     А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец)

18. Труба подзорная при нём,

     Смотрит в небо астронОм.

19. Доезжай до поворота:

     Вот дворец, вот вход - ворОта.

20. Он начальник, и в момент

     Нам подпишет докумЕнт.

21. Красит стены нам маляр,

     Полки делает столЯр.

22. Для строителей в момент

     Машина привезёт цемЕнт.

23.  Как работать неохота,

      Одолела нас дремОта!

24. Помогает нам читать,

      Учит буквы различать,

     Он известен, знаменит,

     Нужный всем нам алфавИт.

25. Хоть и жжётся, но красива

      Всем известная крапИва.

26. Этот камень очень сильный

      И достаточно красивый.

     Бей его хоть целый день -

     Не расколется кремЕнь.

27. В тот же день царица злая,

     Доброй вести ожидая,

     Втайне зеркальце взялА

     И вопрос свой задалА.

28. Вот у Коли, например,

     Мама - милиционер.

     А у Толи и у Веры

    Обе мамы - инженЕры.

29. Для приземленья попроси

     Пилота выпустить шассИ.

30. Солнце. Жарко. Привези

     Нам для окон жалюзИ.

31. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть.

32. Если есть в тебе таланты,

     Завяжи на праздник бАнты.

33. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта.

34. Жалко весь, так дайте хоть

      Кекса вашего ломОть.

35. Мой сосед-незнайка стонет:

      Телефон его не звОнит.

      Аппарат-хитрец молчит,

      Ждёт, когда кто позвонИт.

36. Я ужасно утомлённый -

      Брат не спит новорождЁнный.

      Не смыкает ночью глаз,

      Криком громким будит нас.

37. Мы целый день с тобой хохочем,

     Остановиться всё не хочем.

     Сказать вернее - не хотИм,

     Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)  

38. Вот ведро,

     И мусор вот.

     Мусор - в мусоропровОд.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь

кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

крАны - рАны

столЯр - малЯр

цепОчка - пОчка

щавЕль залез на Ель

Мы с ребятами пробуем сами придумывать подобные рифмовки и снимать сюжетные видеоролики с этими стихами-запоминалками. Объединив их, можно получить обучающий фильм, который можно пополнять видеозаписями с каждым годом в течение всего обучения в школе. Также мы планируем демонстрировать наши сюжеты будущим выпускникам. Это поможет им при подготовки к ЕГЭ, в частности к заданию 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Нормы ударения и их нарушение в речи подростков"

Работа ученицы 11 класса  "Нормы ударения и причины их нарушения в речи подростков" -исследование, проведенное на базе учащихся старшей школы с целью привлечь внимание к правильной речи....

Нарушение норм ударения в речи школьников

Презентация к исследовательской работе учащейся 10 класса по теме " Нарушение норм ударения в речи школьников"...

Подготовка к ЕГЭ. Нормы ударения. (справочные материалы, тест)

В презентации содеожится необходимые материалы для подготове к ЕГЭ (А1)...

Разработка занятия факультативного (элективного) курса «Нормы ударения в СРЛЯ»

Факультивный курс посвящен нормам ударения в СРЛЯ.Речь человека – показатель культуры, интеллекта человека, его речевой культуры.Речь, независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает лич...

презентация к занятию элективного курса "Нормы ударения в СРЛЯ"

Сопровождение презентационным материалом способствует качественной работе с детьми, содержит большой объем информации. Презентация выполнена самостоятельно, поэтому полностью соответствует теоретическ...

Орфоэпические нормы (ударение)

Презентация может быть использована как тренажёр для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задания аналогичны тестовым заданиям ЕГЭ...