Разработка занятия факультативного (элективного) курса «Нормы ударения в СРЛЯ»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Павлюченко Виктория Юрьевна

Факультивный курс посвящен нормам ударения в СРЛЯ.

Речь человека – показатель культуры, интеллекта человека, его речевой культуры.

Речь, независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Также знание орфоэпического минимума проверяется на ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г.Тайшета»

Разработка занятия факультативного (элективного) курса

«Нормы ударения в СРЛЯ»

                               

Учитель русского языка и литературы

Павлюченко Виктория Юрьевна

                                         

Тайшет, 2012 год

Занятие  сопровождается презентационным материалом.

Сегодня наш факультивный курс посвящен нормам ударения в СРЛЯ.

Речь человека – показатель культуры, интеллекта человека, его речевой культуры.

Речь, независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Сегодня мы и поработаем над правильным произношением слов.

  1. Индукция.
  1. Послушайте песню Радионяни.

Слова этой песни нам кажутся смешными, потому что в данных словах  практически никто уже не делает ошибок.

  1. А попробуйте теперь расставить ударение вот в этих словах (раздаточный материал).
  2.  Попробуем произнести их правильно.

 По цепочке, начиная с первого, прочитайте, как вы расставили ударения.

  1. Самоконструкция.

Трудно?! А таких слов много! Существует орфоэпический минимум, содержание которого проверяется на ЕГЭ. В конце урока я проверю, как внимательно вы работали над произношением слов.

Как же запомнить правильное ударение в словах?

Существует несколько способов, которыми мы можем воспользоваться.

Один из них уже представлен в классе. Что это за способ? (развешать стаблички).

Но не забываем, что мы находимся на уроке русского языка, поэтому поговорим о таких способах, как:

Например, сочинить стихотворения, в которых рифмуются необходимые слова.

Ваня – опытный маляр

И немножечко столЯр.

Поскорей скажите, сэр,

Как проехать в диспансЕр.

Ты сегодня привези

На окошко жалюзИ.

Посмотрели! Таким образом, рифмовка слов – действенный способ запоминания ударения.

А теперь предлагаю вам самостоятельно составить рифмовки из слов, представленных на карточке.

Каждая группа представляет свои варианты рифмовок.

III.Социоконструкция.

Слова, требующие правильного произношения, встречаются не только на уроках русского языка.

Предлагаю вам поработать в группах с терминами, которые вы встречаете на различных уроках: (таблички с названием предмета, слайд со списком слов)

- урок  географии;

- урок  истории;

- ученики на уроке  технологии.

У каждой группы свой список терминов и задание, отражающее один из приемов запоминания произношения слов.

Гости могут работать с заданием для групп, а могут составить список слов, в произношении которых окружающие вас люди, часто совершают ошибки.

Географы: Из данных слов нужно составить стихотворение (четверостишье), соблюдая правильную постановку ударения.

Историки: Из предложенных слов составьте слоган.

Слоган –  это рекламная фраза, которая в сжатом виде излагает рекламное предложение, связывает имя, легенду и достоинство товара. («Фрутоняня  - в помощь маме».)

Ученики на уроке  технологии: Из данных слов, соблюдая правильную постановку ударения, составьте «предложения» или связный «креативный текст» (необычный, юмористический).

(Молодцы,  начинаем сотрудничать, взаимодействуйте, объединитесь, помогайте друг другу, участвуйте в работе.)

Осталось 30 секунд. Заканчиваем!

IV.Афиширование.

Представление своих результатов.

Пожалуйста, группа учеников географии.

Теперь свои результаты представит группа учеников истории.

Давайте послушаем группу учеников  технологии.

Молодцы, все справились с заданием.

Вы видите, что запомнить правильную постановку ударения можно различными способами, это:

- составление рифмованных стихотворений;

- слоганов;

- связных текстов и т.д.;

Также можно написать слова, ярко выделив в них букву, или же использовать графические способы выделения букв (цветом, шрифтом, необычно изобразить букву, на которую падает ударение).

V.Задание, отражающее приемы мнемотехники.

Один из приемов запоминания правильного произношения слов, это – мнемотехника. Этот прием помогает правильно запомнить правила или тексты с помощью вспомогательных слов или ассоциаций. Например,  цвета радуги помогает запомнить предложение: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Или же такой пример: в слове бАрмен ударение падает на первый слог, запомнить это можно на основе ассоциаций. Бармен – тот, кто постоянно находится у стойки. В слове стОйка ударение тоже падает на первый слог.

Предлагаю вашему вниманию слова, с которыми вы должны образовать пары на основе ассоциаций и изобразить это схематично.

VI. Проверка знаний.

Учащимся раздают список слов, в которых они должны расставить ударение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»

     Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащен...

презентация к занятию элективного курса "Нормы ударения в СРЛЯ"

Сопровождение презентационным материалом способствует качественной работе с детьми, содержит большой объем информации. Презентация выполнена самостоятельно, поэтому полностью соответствует теоретическ...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Разработка занятия № 1 элективного курса "Культурология США"

Разработка предлагается учителям английского языка, работающих в рамках элективных курсов по страноведению и культурологии.Она знакомит учащихся с историей открытия Америки, с ее характерными ос...

рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...