Гласные в приставках пре- и при- .
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цель урока: познакомить с правописанием гласных в приставках пре - и при -; определять лексические значения приставок пре - и при -; формирование умения различать на письме приставки пре - и при -; формирование умения заменять словосочетания словами с приставками пре - и при -; закрепление умения анализировать текст. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Учитель Скробина Г.Н.      

                                                                                                                 ГБОУ школа №609

Гласные в приставках пре - и при - (6класс)

Цель урока: познакомить с правописанием гласных в приставках пре - и при -; определять лексические значения приставок пре - и при -; формирование умения различать на письме приставки пре - и при -; формирование умения заменять словосочетания словами с приставками пре - и при -; закрепление умения анализировать текст.

Оборудование урока: учебник М.Т. Баранов и др., тесты, раздаточный материал, рисунок

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания (упр.199, правило, § 39)

        - На дом было задано упр.199, правило, §39    

Упражнение коллективно мы проверять не будем, проверю, когда соберу тетради, а вот правило повторите. (Ученики рассказывают правило)

3.Объяснение нового материала

        - Запишите число, классная работа, тему урока: Гласные в приставках пре - и  при -

        

Вы, наверное, обратили внимание на рисунок. В конце урока я спрошу, какое отношение эта картинка имеет к нашей сегодняшней теме?

        Приставки при - и пре - в безударном  положении  произносятся одинаково,  их можно назвать сестричками, потому что они очень похожи и на письме их бывает трудно различить

Цель нашего урока – научиться их различать, понять, когда писать букву - е в приставке пре -, а когда – и в приставке при -.

        Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо знать их значение, от значений приставок зависит, какую гласную мы выберем – е или – и.

Запишите слева - приставка при - , справа - пре –

        Давайте  познакомимся сначала со значением приставки при -  (показываю слайд  презентации)

        Приставка при -  обозначает

1. присоединение : прибить, пришить, прикрепить

Во всех этих словах приставка обозначает «присоединение». Почему? А вот почему

«Прибить» - это что-то к чему-то присоединить гвоздями и молотком, например картину,  поэтому в этом слове приставка обозначает «присоединение» (кратко комментирую и другие слова)

Если приставка обозначает присоединение, то в ней пишется буква – и (это приставка при -). Запишите в тетради в правом столбике: 1. «присоединение»

2. приближение: прискакать, примчаться, прилететь (комментирую эти слова, записываем в тетради второе значение приставки)

3. близость: пришкольный, приречной, приморский (комментирую эти слова, записываем в тетради третье значение)

4. неполное действие: приоткрыть, привстать, прилечь (комментирую эти слова, записываем в тетради: 4. «неполное действие»)

Теперь познакомимся со значением приставки пре –  (показываю слайд презентации,  комментирую правило, записываем значения приставки в правый столбик тетради )

1. «очень «: предобрый (очень  добрый); презвонкий (очень звонкий)

2.  близка к пере - : прервать (перервать); преломить (переломить)

4. Закрепление

        - Какие у вас вопросы по новой теме? Теперь обратимся к учебнику : прочитаем правило и посмотрим, как обозначается наша орфограмма « Гласные в приставках пре- и при-».

А сейчас поучимся правильно применять правило на практике, упр. 155 (2 строчки). (Устная  проверка   учащимися)

        

        -Теперь давайте запишем поэтические отрывки, найдём в них слова с нашей орфограммой, обозначим её и объясним написание приставок. Напишите « Объяснительный диктант».

1.Погода была ужасная.

Принцесса была прекрасная. (Р.Сеф.)

2.Петин папа был преважный,

Дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский)

3.Предлинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов)

        - Какими средствами художественной выразительности являются слова «прекрасная», «преважный», «предлинной»? (Эпитетами)

        - А теперь поработаем устно.  Я читаю словосочетания, а вы заменяете их одним словом  с при- и пре-.

         Присоединить с помощью верёвки (привязать), клея (приклеить); слегка обгорелый пирог (пригорелый); очень старый (престарый); очень скучная история (прескучная); лес у Оки (приокский); город на Волге (приволжский); куст при дороге (придорожный); умолкнуть на короткое время (приумолкнуть, примолкнуть, притихнуть)

Молодцы! Посмотрите на слайд. Перед вами тест. Пишите только буквы, соответствующие вашему ответу (а, б, в)  

Тест

1. Какое значение приставки при-  не соответствует её написанию?

а) присоединение

б) неполное действие

в) близость по значению к слову «очень»

2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение».

а) приехать

б) привинтить

в) присесть

3. Укажите слово с приставкой при-

а) пр…увеличивать

б) пр…рвать

в) пр…брежный

4. Укажите слово с приставкой пре-

а) пр…остановить

б) пр…образовать

в) пр…поднять        

(Проверка теста по слайду с  верными ответами)

В заключение урока – анализ текста

Анализ текста

__________________________________

        1. Солнце стало. 2. В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками. 3. Деревья стоят в снежном плену. 4. Тонкие стволики …………………………… к земле, примёрзли и ждут часа освобождения.

        5. Вот пришёл этот час. 6. Снег подтаивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. 7. А под ёлкой спит заяц. 8. В страхе просыпается он и ……………………………….. 9. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена. 10. Весна. ( По М. Пришвину)

1. Вставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы с приставкой при-

2. Озаглавьте текст.

3. Стиль текста _______________________________

4. Тип речи____________________________________

5. Среди предложений 3 – 6 найдите эпитеты и укажите их в тексте.

6. Среди предложений 4 – 9 найдите сложносочинённое предложение . Напишите его номер.

        - И снова  картинка! Какое отношение имеет она к теме нашего урока?  ( Иллюстрирует слово « принести», в котором есть наша  орфограмма «Правописание  гласных в при- и пре –»

 

Домашнее задание:

§40 (выучить правило), упражнение №204

По желанию: рисунок по теме

«Гласные в  приставках при и пре»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласные в приставках пре - и при - . Учитель русского языка и литературы ГБОУ №609 Скробина Г.Н.

Слайд 2

При- обозначает 1. присоединение : при бить при шить при крепить

Слайд 3

2. приближение : при скакать при мчаться при лететь

Слайд 4

3. близость : при школьный при речной при морский

Слайд 5

4 . Неполное действие : при открыть при встать при лечь

Слайд 6

Пре- в значении 1. «очень»: пре добрый (очень добрый) пре звонкий (очень звонкий)

Слайд 7

2. близка к пере - : п р е рвать ( пере рвать) пре ломить ( пере ломить )

Слайд 8

Гласные в приставках пре - и при - При- обозначает 1. присоединение : при бить, при шить, при крепить; 2. приближение : при скакать, при мчаться, при лететь; 3. близость : при школьный, при речной, при морский; 4. неполное действие : при открыть, при встать, при лечь Пре- в значении 1. «очень»: пре добрый ( очень добрый), пре звонкий (очень звонкий); 2. близка к пере - : пре рвать ( пере рвать), пре ломить ( пере ломить ).

Слайд 9

Объяснительный диктант 1. Погода была ужасная. Принцесса была …красная. (Р.Сеф.) 2. Петин папа был …важный, Дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский) 3. … длинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов) Какими средствами художественной выразительности являются слова « пре красная»,« пре важный»,« пре длинной»? пре пре Пре

Слайд 10

Тест . Гласные в приставках пре - и при - 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при- . а) пр..увеличивать б) пр..рвать в) пр..брежный 4. Укажите слово с приставкой пре- . а) пр..остановить б) пр..образовать в) пр..поднять

Слайд 11

Тест . Гласные в приставках пре - и при - 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при- . а) преувеличивать б) прервать в) прибрежный 4. Укажите слово с приставкой пре- . а) приостановить б) преобразовать в) приподнять

Слайд 12

Анализ текста __________________________________ 1. Солнце стало. 2. В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками. 3. Деревья стоят в снежном плену. 4.Тонкие стволики …………………………… к земле, примёрзли и ждут часа освобождения. 5. Вот пришёл этот час. 6. Снег подтаивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. 7. А под ёлкой спит заяц. 8. В страхе просыпается он и ……………………………….. 9. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена.10. Весна. ( По М. Пришвину ) 1. Вставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы с приставкой при- 2. Озаглавьте текст. 3. Стиль текста _______________________________ 4. Тип речи____________________________________ 5. Среди предложений 3 – 6 найдите эпитеты и укажите их в тексте. 6. Среди предложений 4 – 9 найдите сложносочинённое предложение. Напишите его номер.

Слайд 13

Какие слова спрятались на этой картинке ?

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Гласные в приставках –при и –пре»

Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Гласные в приставках пре- при-

конспект открытого урока...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.

Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...