Рабочая программа курса "Загадки слова"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Коновалова Екатерина Андреевна

Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру, поэтому данный курс будет востребован учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_zagadki_slova.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

.

Рабочая программа курса в 5 классе  «Загадки слова» рассчитана на 1 час в неделю

( 35 часов в год )

В основу изучения курса положены  принципы: дидактические (научности,  сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность,  проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития  (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);   педагогики здоровья: ненанесения вреда;субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения;  принцип отсроченного результата.

Цели: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи обучения: систематизация знаний учащихся в словарном составе языка, углубление и расширение знания по лексике и фразеологии, развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.

Характеристика предмета:  курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

поэтому данный курс будет востребован учащимися.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ);наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (тренировочные упражнения, практикум, работа со словарями,  и др.), самостоятельной работы, работы под руководством преподавателя; исследовательская и проектная деятельность (написание докладов, рефератов и т.д.), творческие задания.

дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;  долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет). 

Формы контроля.

Тесты, сочинение на грамматическую тему, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки),  комплексный анализ текста, сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа.

Календарно-тематическое планирование.

тема занятия

кол-во часов

сроки

Кол-во практических занятий

1-2

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

2

3-4

Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

2

1

5

Омонимы.

1

6

Словари омонимов

1

7

Синонимы. Использование синонимов в речи

1

1

8

Использование синонимов в речи

1

9

Антонимы.

1

10

Употребление антонимов в речи.

1

11

Словари антонимов.

1

12-13

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

2

1

14-15

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

2

1

16

Активная и пассивная лексика русского литературного языка.

1

1

17-18

Употребление устаревших слов в художественных произведениях

2

19

Фразеология как раздел науки о языке.

1

20-21

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

2

1

22

Фразеологические словари и справочники.

1

1

23

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов

1

1

24

Синонимия и антонимия фразеологизмов

1

25

Происхождение фразеологизмов русского языка.

1

1

26

Употребление фразеологизмов в речи

1

27

Источники русских фразеологизмов

1

28-29

Устаревшие и новые фразеологизмы

2

1

30-31

Обобщение и систематизация изученного.

2

1

32-33

Подготовка ученических проектов.

2

34-35

Защита проектов

2

 

Содержание тем учебного курса.

Тема 1-2. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 3-4. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 5-6. Омонимы. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 7-8. Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 9-11. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 12-13. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 14-15. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 16-18. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 19. Фразеология как раздел науки о языке.

Что такое фразеология. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи.

Тема 20-21. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов.

Тема 22. Фразеологические словари и справочники.

Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языка. Приемы поиска словарных статей во фразеологическом словаре.

Тема 23Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.

Системные отношения между фразеологизмами русского языка. Разные значения многозначных фразеологизмов. Отличия многозначных фразеологизмов от фразеологизмов-омонимов. Пути возникновения фразеологизмов-омонимов.

Тема 24. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы. Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов»

Тема 25-26. Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи.

Закономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.

Тема 27. Источники русских фразеологизмов.

Две группы фразеологизмов русского языка по происхождению: исконные и заимствованные. Источники исконно русских фразеологизмов: Фразеологизмы, связанные с бытом и верованиями древних славян. Устное народное творчество как источник фразеологии. Русские ремесла и их отражение во фразеологии. Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы. Источники заимствованных фразеологизмов.

Тема 28-29. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Фразеологические историзмы и архаизмы. Источники появления новых фразеологизмов.

Тема 30-31. Итоговая конференция. Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).

Тема 32-33 Подготовка ученических проектов.

Тема 34-35 Защита проектов на конференции.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
  4. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
  5. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
  6. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
  7. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
  9. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
  10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
  11. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  12. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
  13. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
  14. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
  15. Словари русского языка.

Интернет ресурсы

http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Info

http:// www. Proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...