Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya_po_kartinam.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинения по картинам
как средство развития речи
учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах
Методика работы с картинами ( подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5 – 6 классах.
Надо помочь ребёнку через искусство
глубже осознать свои мысли и чувства,
яснее мыслить и глубже чувствовать.
Н.К.Крупская
Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский, «решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым, гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.
Одно из главных мест в этом вопросе отводилось литературе и искусству. Основная задача эстетического воспитания состоит в том, « чтобы пробудить и развить в человеке чувство прекрасного; чтобы научить его верно ориентироваться во всей действительности; отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, отвращаться от безобразного; возвышать чувство прекрасного до всеобщей связи с миром»1, - пишет И.Ф. Смольянинов.
К сожаленью, сейчас важность эстетического воспитания часто недооценивается. В чём это выражается? Не в том, как это иногда понимается, что ребята мало поют песен, что для них устраивается мало литературных вечеров, что они редко ходят в музеи и на художественные выставки. Речь идёт не о количестве таких мероприятий. Конечно, число спетых песен, прослушанных концертов, просмотренных спектаклей важно и играет большую роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Однако его недооценка коренится в другом.
Во – первых, следует помнить, что область эстетики не исчерпается искусством, что мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни, что эстетика тесно связана с этикой, с нравственностью человека. С миром прекрасного человек соприкасается с самых ранних лет. Если первоклассник поймёт и почувствует, что небрежность в тетради – это не только плохо, но и некрасиво, в дальнейшем он всегда будет стремиться к красоте.
Во – вторых, нередко искусство рассматривается как удел тех, кто избрал его своей профессией. На самом деле оно существует для каждого человека, и речь идёт об искусстве во всём многообразии его форм и жанров.
Определённая трудность подлинного эстетического воспитания заключается в том, что в практике работы в школы его задачи решаются порой слишком упрощённо. « Возможности художественного произведения необозримы, а используется оно иногда без вдумчивой предварительной подготовки, без серьёзных целей. Нельзя мимоходом, поверхностно и примитивно говорить со школьниками о великих произведениях музыки, литературы или изобразительного искусства. Иначе содержание художественного произведения оказывается потерянным, а значит, и воздействие его на чувства и ум школьника будет далеко не таким, каким могло бы быть при творческом и глубоком подходе к построению работы с ним, его использованию в воспитательном процессе»2. Результатом эстетического воспитания детей должны быть интерес и любовь к искусству, развитие способностей в отдельных доступных его видах ( пение, рисование, выразительное чтение, танец), а также потребности посильного участия во внесении красоты в повседневную жизнь, в отношения между членами своего коллектива.
Система эстетического воспитания на уроках русского языка включает разнообразные формы и методы. Это выразительное чтение художественного текста, умение правильно и точно передавать свои мысли, использование в речи эпитетов, синонимов и др. Я остановлюсь на описании картин, посвященных природе, так как « красота природы из всего многообразия проявлений эстетического наиболее близка и понятна человеку»3. Данный вопрос очень актуален в связи с тревожной экологической ситуацией в современном мире, угрожающим исчезновением естественной красоты. Это должно заставить нас более внимательно посмотреть вокруг, острее почувствовать и понять значение природы, поэтому для анализа взяты картины художников, изображающих красоту родной природы.
Важно воспитывать в детях чувство ценности природы, огромного её значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле . Одним из источников эстетического воздействия служат произведения живописи. Описание картины даёт возможность вырабатывать целенаправленные суждения, развивает речь, приучает к последовательности в изложении мыслей, создаёт благоприятные условия для словарно- стилистической работы. В процессе анализа картины учитель может предложить ученикам использовать разнообразные средства языка для выражения одной и той же мысли или подобрать наиболее точные слова для передачи содержания полотна.
Сочинения, представляющее собой описание природы, наиболее распространённый вид работы в школе. Л. А. Ходякова отмечает следующее: «…на первый взгляд кажется, что описывать природу с « натуры» легче, чем по картине, но наблюдения показывают, что дети затрудняются в описании природы с « натуры». Очевидно, эмоциональные впечатления от природы настолько разнообразны и богаты, что учащиеся не могут последовательно изложить свои мысли. Привести их в систему, выделить главное. Художник же изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ, созданный художником, концентрирует внимание детей и тем самым помогает описать изображенное на картине более последовательно»4.
Цель указаний – научить школьников « читать» картины, понимать их содержание, художественные достоинства и недостатки, а также с помощью картин, изображающих пейзаж родной природы, осуществлять экологическое воспитание детей. Для этого в моей работе приводится конкретный материал для подготовки к урокам русского языка, посвящённым работе с картинами, и образцы сочинений по ним.
Методика работы над сочинением по картине имеет особенности, связанные со спецификой произведений живописи. Они заключаются в следующем:
1. Работа с картиной отвечает требованиям, с одной стороны, программы по развитию связной речи, так как обеспечивает формирование коммуникативных умений: раскрытие темы и основной мысли картины, написание сочинений разных жанров; с другой – программы по изобразительному искусству, в соответствии с которой учащиеся знакомятся со своеобразием произведений живописи, с творчеством художников и историей создания отдельных полотен.
2. Картина, как произведение изобразительного искусства, анализируется в единстве формы и содержания. Дети, описывая увиденное на ней, учатся раскрывать замысел художника, выделять главное в композиции, понимать значение цвета, деталей.
3.Знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, не должны дублироваться, их следует развивать, углублять и дополнять.
4. Принимая во внимание, что описать картину легче, чем составить рассказ по ней ( по мнению методистов К.Д.Ушинского, В.А.Добромыслова, М.О.Львова и др.), целесообразно учить вначале анализировать произведение живописи, а затем составлять рассказ.
5.Написание сочинения по картине предполагает лексическую подготовку, которая предусматривает обогащение словаря учащихся словами, связанными с темой картины.
Таким образом, в работе с картиной рекомендуется такая последовательность:
- Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи ( комментарий учителя, помогающий понять его идейное содержание и художественные достоинства);
- Краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;
- Беседа по картине ( рассматривание и анализ);
- Словарно-стилистическая работа по теме картины;
- Составление плана сочинения ( устного высказывания);
- Написание сочинения ( устное высказывание).
1. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.,1984.С.5.
2. Основы эстетического воспитания. М., 1986. С.9.
3.Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1971.С.51
4. Ходякова Л.А. Использование живописи на уроках русского языка. М., 1984.С.96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...
Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.
Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку, они в игровой, занимательной форме учат правильно, красиво, в определенной форме строить предложения, выража...
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....
Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст явля...
Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....