Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»
статья по русскому языку

Малеева Ираида Викторовна

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. 

Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. В стандартах второго поколения в качестве целей изучения русского языка в основной школе названы: развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Развитие речи - это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей.

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности  (говорению,  аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.

Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Т.А. Ладыженской, В.И.Капинос, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной.

Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

  интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

  трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

  интенсивным  развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

   малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов учебного материала и подготовленности.

В настоящее время текст приобрел статус основной коммуникативной единицы, а умение создавать его выдвигается как конечная цель обучения.

В методической литературе справедливо отмечается, что в школе недостаточно учат технической стороне создания текста. Обычно школьники составляют текст без всякого знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Однако в основе всех текстов лежат универсальные правила их построения. С этими правилами и необходимо знакомить учащихся, начиная с начального этапа обучения.

По мнению известного методиста Л. М. Лосевой, при определении понятия текст следует исходить из признаков, присущих всем текстам. К ним она относит следующие: 1) информативность; 2) содержательную и структурную завершенность; 3) выражение отношения автора к сообщаемому (авторская установка). В синтаксическом отношении текст представляет собой совокупность предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств.

Следовательно, под текстом необходимо понимать не фиксированную на бумаге устную речь, а особую разновидность речетворчества, имеющую такие параметры, как цельность (тематическое единство), связность (объединение его составных частей лексико-грамматическими средствами), логичность, завершенность.

На уроках русского языка необходимо обращать внимание учащихся на механизмы построения текста, способы создания его как единого, связного и цельного речевого произведения. Текст должен выступать как самостоятельная учебная единица, объект изучения, представляющий языковое и речевое образование с собственными закономерностями построения, а не только как контекст для наблюдения функционирования в нем единиц более низких уровней: предложений, словосочетаний и слов.

В научно-методической литературе выделены и описаны следующие признаки текста: связность, цельность, информативность, развернутость, логичность, подготовленность (в письменной форме), завершенность, модальность и ситуативность.

Кратко охарактеризуем эти признаки. Важнейшими признаками являются связность и цельность.

К. Кожевникова совершенно справедливо считает, что основной категорией текста является связность. Связность текста обеспечивается связанностью элементов, образующих предложения, связанностью этих последних в пределах ССЦ и связанностью ССЦ между собой.

Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами и событиями.

Главным определяющим признаком текста является развернутость. По своему строению текст представляет собой грамматически организованные, развернутые сложные структуры и протекает по правилам эксплицитной грамматики.

Другим характерным признаком является логичность. Связанные между собой предложения располагаются в соответствии с логикой развертывания мысли в определенной последовательности и образуют логическую структуру, где есть зачин и конец, а промежутки между ними - переходы от одного этапа мысли к другому. В тексте предложения располагаются в определенной последовательности.

Важным качеством текстов в письменной форме является подготовленность. Текст в письменной форме в отличие от устной всегда проверяется, исправляется и совершенствуется. Если текст чем-то не удовлетворяет автора, он может вернуться к мысленной работе над отдельными компонентами текста. В результате текст может быть существенно изменен, перестроен, дополнен, сокращен и т.д.
Различные недостатки в письменных работах школьников отражают особенности этой сложной мыслительной деятельности. Одной из причин недочетов ученических сочинений является отсутствие самоконтроля, неумение оценивать создаваемый ими текст с точки зрения восприятия его читателем.

К сожалению, в школьной практике упускаются такие важные моменты, как совершенствование написанного и редактирование.

Как известно, тексту присущи тема и основная мысль. Оба эти понятия ограничивают текст и наделяют его завершенностью. Они не только являются сигналами, направляющими внимание читателя на перспективное изложение мысли, но и ставят рамки такому изложению.

Любой текст обладает модальностью. Модальность - понятие сложное и многоплановое. Содержание предложения может соответствовать реальной действительности или не соответствовать ей, из чего следует противопоставление двух основных модальных значений - реальной и ирреальной. Главным средством выражения модальности является категория наклонения: изъявительного, условно-желательного и побудительного, которая тесно связана с предикативным ядром предложения.

С помощью текстов осуществляется речевая коммуникация, поэтому у учащихся должно быть сформировано умение создавать и воспринимать тексты в процессе речевой коммуникации. Это убеждает нас в том, что текст должен стать основной коммуникативной единицей обучения русскому языку.

Таким образом, в настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей. При условии правильного формирования у учащихся на уроках прочных знаний закономерностей конструирования текстов, на уроках русского языка происходит углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков по составлению текстов различных типов и стилей.

Список литературы

1.Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:
Просвещение, 1990. - 366 с.

2. Богуславская, Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. 2-е изд .испр. и доп.- М.:Просвещение, 1991. – 240 с.

6. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

8. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М.:Просвещение, 1991. – 160 с.

10. Левушкина, О.Н. Текст и культура : Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей / О.Н. Левушкина.- М. : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный анализ текста как средство развития речи учащихся

Формированию коммуникативной компетенции учащихся посвящено огромное количество исследований. Работа над текстом при этом становится средством речевого развития учащихся. В настоящее время необходимо ...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Статья на тему Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом раз...