конспект урока " За чистоту родного языка"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Ускова Ольга Владимировна

Урок русского языка в 11 классе. Урок- размышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_za_chistotu_rodnogo_yazyka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

На тему:

«За чистоту родного языка,

объединяющего поколенья».

Цель урока:         привести учащихся к пониманию истинной красоты русского языка;

                        научить ценить и беречь русское слово.

Задачи:

воспитательные:

-  воспитывать любовь к родному языку и гордость за него;

- научить учащихся бережно относиться к русскому  языку,  не засорять речь

безрассудно;

-  воспитывать уважение к собеседнику.

познавательные:

-  обобщить знания о роли языка, о красоте и богатстве русского языка;

-  определить современные  проблемы русского языка и наметить

пути их решения;

- показать учащимся, что русский язык впитал в себя богатейший

духовный, исторический и нравственный опыт народа.

развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности учащихся;

- развивать речь учащихся, творческую индивидуальность;

- обогатить лексический запас школьников;

- выработать у учащихся навыки общения, умения вести дискуссию,

аргументировать свою точку зрения.

Тип урока:  урок личностно-ориентировочной направленности,

                      обобщения и систематизации знаний по теме «Общие сведения о языке».

Форма проведения:    урок-размышление.

Методы: интерактивные методы: мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия;

                  диалоговые методы; технология сотрудничества; самостоятельная работа.

Оборудование: стенд с высказываниями великих людей о русском языке; репродукции картин русских художников на тему «Россия – Родина моя»; выставка словарей; раздаточный материал (текст: «Удивительное рядом», листы «Двойной дневник»)

эпиграф к уроку:

                                            И нет у нас иного достоянья!

                                           Умейте же беречь

                                            Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

                                            Наш дар бессмертный – речь.

                                                                                      И.Бунин

Ход урока:

I. Актуализация.

 ( Звучит песня о России) 

Слово учителя:

Откуда есть и пошла земля наша, русская? От лесов зеленых, от полей раздольных, от рек глубоководных. А, может, от слова - славянского, образного, распевного?

 «В начале было слово…»  -читаем в Евангелии.

Вдумайтесь: в начале всего – слово!!! Слово – начало всему.

В языке заключены и , смерть – все. Слово человеческое все объемлет.

 Язык и нация – слова синонимы. (Ф.М.Достоевский)

 Разрушается язык – вымирает нация.

– Что же с нами происходит сегодня?

II. Целеполагание.

Учитель: Вдумайтесь: В России объявлен год русского языка!!!

– Как вы думаете, почему возникла необходимость объявить год 2007 – годом русского языка?

(выслушивание ответов учащихся)

Язык сегодня болен.

III. Мотивация.

Учитель: Давайте попробуем определить болезни языка.

(используется метод «Мозговой штурм»; учащиеся высказывают свои мысли; идеи, один ученик записывает  их на доске).

Учитель обобщает, на доске остаётся надпись:

– иностранные слова, употребление которых не всегда оправдано;

– засилье жаргона (молодежный сленг);

– в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;

– речь СМИ оставляет желать лучшего

Учитель делает вывод: русская речь сегодня засоряется и огрубляется. Поэтому возникла необходимость говорить о проблемах языка.

У нас сегодня не просто урок, урок–размышление, на тему «За чистоту родного языка…»

– Прочитайте тему, попробуйте сформулировать цели урока (выслушивание ответов).

Учитель: Цель урока:определить проблемы языка (мы уже это сделали, см. запись); обозначить  пути их решения. Мы сегодня попытаемся решить проблему на вашем уровне: Как сберечь чистоту языка, пока вы учитесь.

А ещё мне хотелось бы, чтобы вы научились воспринимать язык как дар свыше, дар Бога, и научились быть в ответе за этот дар.

IV. Обобщение знаний.

– Давайте обратимся к далекой древности и послушаем, что говорит о языке мудрый баснописец Эзоп.

1) Сценка «Язык»

 

Автор: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил  гостей и, раздумывая над тем, чем угостить приглашённых, позвал Эзопа.

Ксанф: Эзоп, приготовь самое лучшее для моих гостей!

Автор: Эзоп купил языки и приготовил из них блюдо.

Ксанф: Эзоп, почему ты подал только языки?

Эзоп: Ты велел купить самое лучшее, что есть? А что может быть   на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди  могут объясняться друг с другом, просить, мириться, получать, давать, вдохновляться на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что ничего нет лучше языка.

Ксанф: Молодец, Эзоп! Твоё рассуждение пришлось мне по сердцу. Но завтра у меня опять будут гости, и ты должен приобрести к обеду самое худшее.

Эзоп: Хорошо, Ксанф.

Автор: Эзоп опять пошёл покупать языки. (Эзоп на подносе выносит языки.)

Ксанф: Как?! Эзоп! Опять языки?

Эзоп: Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Автор: Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Учитель:  Почему же в одном случае Эзоп говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом – что язык – самое худшее, что есть на свете?Как понять это противоречие?

(ответы учащихся)

Об этих же противоречиях и стихотворение В.Шефнера «Слова».

2). Выразительное чтение заранее подготовленным учеником  стихотворения.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамена в чехле, их в душе беру.

 

Учитель: Хорошие слова – могли излечить, спасти .Плохие – причинить человеку вред.

3)Работа со словом.

–Задание: запишите слова, которые для вас будут самыми дорогими .

(ответы учащихся: мама, дом, любовь, родина и др.)

Учитель: Это не просто слова. Они одухотворены. Наши слова – это святыни, предметное воплощение высших духовных ценностей.

Например, слово «Спасибо».

– Как возникло слово?

(от слов Спас,  Бог. Спас – избавитель от бед).

Итак, в ответ на доброе дело мы платим сторицей: добрым словом, поддержанным сверху. А доброе слово мы получим от Бога, об этом нам напоминает Евангелие: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слова – святыни, и относиться к ним надо как к святыням.

Русский язык, как никакой другой, богат словами.

Вспомним, как появляются и образуются слова в русском язык.

Давайте проследим за рождением однокоренных слов с корнем -род- и попытаемся проникнуть в их смысл,

Задание:  Подберите к  корню  род- однокоренные слова.

 (народ, родимый, Родина, родник).

– Пронаблюдайте, как части слова (морфемы) изменяют значение слов:

на – обозначает стремление ввысь, высшую степень качества

им – дорогой, близкий

Родина – самая дорогая, милая сердцу страна

родник – воплощение чистоты

Задание: Подберите слова, с этим же корнем, чтобы получились темные, отрицательные слова .

(выродок, отродье, урод, безродный).

– Какая часть слова вносит другие значения?

 (вы, от, у, без – приставки).

Вывод: Духовный смысл языкотворчества подводит к мысли: идти к добру – значит идти к народу; достойная доля, счастье - лежит на пути к народу.

  Мы увидели богатство значений словообразовательных морфем.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию», - писал  К. Паустовский.

Русский язык – удивительно благозвучен.

Вслушайтесь в русские слова:

– ручеек (если повторять его часто-часто и вслух, то сразу услышишь: ручеек журчит между камешками;

– вьюга (в ушах так и завыло это зимнее, в–в–в–и–ю…;

– яблоки (какое красивое слово: веселое, морозно–хрустящее).

Слово может плакать, может радоваться.( Паустовский), «Божья красота», – так назвал русский язык   Никифоров-Волгин.

4) Вспомним, как воспевали родной язык поэты, писатели.

Чтение  заранее  подготовленных учащихся высказываний о русском языке.

  • « Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».В. Г. Белинский
  • « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.»А. П. Сумароков
  • « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».Н. В. Гоголь
  • « Как материал словесности, язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». С. Пушкин
  • « Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».М.В.Ломоносов.
  • «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»И.С.Тургенев.
  • «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...Русский язык в умелых руках и опытных устах  красив, певуч, выразителен,  послушен, ловок и вместителен».А. И. Куприн

Вывод: Великий русский язык красив и могуч. Родное русское слово удивительно многозвучно. Великим русским языком А.Невский призвал русский народ к битве с татарами. Великим русским языком С.Радонежский благословил князя на победу, сказав «Сим победишь».Великим русским языком призван был наш народ на Великую Отечественную войну. Простое русское слово вело в бой солдат.

Да, слово – это великая и таинственная сила.

5) Учитель: А что же происходит сегодня с нашим языком?

Вспомните, о чем мы говорили в начале урока?

Наш язык болен. Одна из проблем языка - засилье иностранных слов.

Мы, русские, перестали понимать друг друга. Русский человек сегодня отказывается от своего родного языка, т.е. перестает быть самим собой.

Вот письмо одной пенсионерки. Послушайте.

«Мне уже 76-й год идёт. Читаю газеты и многих слов не понимаю. Есть у меня словарь иностранных слов. Он у меня всегда под рукой. Ищу в нём и не нахожу перевода. Что такое пейджинг, роуминг? Так и не нашла перевода. И ещё: наше радио начинает свою стикер - компанию. Что такое стикер? Вот смотришь телевизор, читаешь газету, вроде пишут на русском, а о чём? Не понимаю. Вот и сижу, как нерусская старуха»

 -Вслушайтесь в речь дикторов радио и телевидения и вы услышите: маркетинг, мониторинг, дилер, киллер, инвестиции…

–Вопрос: Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов?

( ответы учащихся)

6) Работа со словом

Например:  слово «уникальный» заменило огромное количество хороших, красивых, выразительных русских слов.

Задание: Подберите синонимы:

(редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный.)

       

Учитель: Мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». Мы поем: «Happy birthday to you».

Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение им.

И.С.Тургенев писал, что нам нечего брать у того, кто беднее нам».

Но, к сожалению, мы не прислушиваемся к опыту предшествующих поколений.

7) Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление жаргонов. Жаргонами (специальные слова) – пользовались уголовники, наркоманы, бездомные (нищие). Сегодня жаргон проникает во все сферы речи, и даже в СМИ.

Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон–сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым.

Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с культурным уровнем.

Злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста.

8) Дискуссия: Что лучше: быть модным и говорить на сленге или сохранить певучую русскую речь?

Выслушивание противоположных точек зрения.

9)Ролевая игра. Моделирование ситуаций.

Класс делится на 3 группы:

– продвинутая молодежь, которая разговаривает на сленге;

– старшее поколение, осуждающее такую речь;

– интеллигенция, борцы за чистоту языка.

Разыгрывание ситуаций.

Например, 1 группа разыгрывает разговор молодых «Прикольный фильмец».

 Сергей: Макс, хая!

Максим:  Привы, Серый!

Сергей: Где тусовался? Типа с тёлками под музон оттягивался?

Максим: Харе прикалываться! Я прикольный фильмец зырил!

Сергей. Да, ну!

Максим: Офигительные трюки! Крутой чувак замочил десяток, потом ныкался-ныкался по хатам, но проморгал мента, начал ему втирать очки, а тот уши распустил, ну, этот чувак, типа, начал отваливать. А мент слеганца его стволом припугнул.

Сергей: Макс, я прямо тащусь от этого мазового киичика!

Максим: Да, а тут ещё гёрла с братвой на тачке подвалила и заныкала чувака под крышу.

Сергей. Это не прогон?

Максим: Ты на кого бочку катишь? Пойдём, позырим вместе.

 

2 группа разыгрывает диалог между старушками, которые в руках форме осуждают молодых.

3 группа выступают в защиту русского языка, читают известные строчки русских поэтов о любви:

А.С.Пушкин «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»

Ф.Тютчев «Я встретил Вас, и все былое»

А.Фет «Я пришел к тебе с приветом» и др.

 Учитель: Один из характерных приемов русской литературы – умолчание физической стороны любви. Цинизм матерных слов в русском языке несовместимы с любовью.

10) Продолжение дискуссии.

Кто согласен с 1-ой точкой зрения (быть модным и говорить на сленге) – поднять розовую карточку. Кто согласен со 2-ой точкой зрения – зеленую.

Попробуем убедить защитников сленга.

Перед вами текст (раздаточный материал)

 Текст «Таинственное рядом».

 «Группа специалистов по молекулярной биологии Института управления Российской академии наук под руководством П. П. Гаряева с помощью особой аппаратуры установи- ла: человеческая речь способна влиять на молекулы ДНК, заставляя их менять свою форму и структуру!

Если человек постоянно употребляет нецензурные слова, его хромосомы мутируют и деформируются. Конечный результат мутации аналогичен последствиям воздействия радиационного излучения мощностью несколько тысяч рентген, что может привести к разрушению организма не только самого любителя смачно выругаться, но и его потомства...».

Задание: Прочитайте и заполните « Двойной дневник»

11) Самостоятельная работа.

Запись в «Двойной дневник.»

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление?

Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

 Что поразило вас в этом тексте?

 Выслушивание ответов учащихся.

(употребление нецензурной лексики, жаргонизмов – может привести к разрушению организма … и даже потомства!!!)

12)Слово учителя.

Сегодня подробно мы не говорим о сквернословии (это тема отдельного урока).

Но это болезнь нашего общества. Помните: что вседозволенность речи оборачивается болезнью сознания. Нецензурные слова – это язык дьяволом, который уводит вас в ад.

Можно легко снять с себя ответственность: «все так говорят». Но так можно дойти до отрицания совести, до смешения добра со злом.

Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

Верующие люди говорят, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители и тогда человек становится беззащитен и уязвим.

Обратимся к слову «стыд». Человек, если он человек, должен стыдиться… плохих (нецензурных) слов. Мне хотелось бы, чтобы вы испытывали стыд перед плохим словом. Мы не властны под речью других, но над собственной речью – мы властны.

V. Закрепление и применение обобщенных знаний по теме на практике.

 Мы не можем исправить язык в целом, но пресечь грубость, сквернословие в себе можем.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь?

1)Работа в парах.

Учащиеся получают карточки, в которых вместо точек нужно вставить слова.

Правильный вариант ответа учитель вывешивает на доску:

- не говори плохих слов;

- не копируй неграмотную речь других, не старайся быть похожими на кого-то;

- контролируй себя изнутри;

-  если хочешь сказать грубое слово – лучше молчи.

-  моя речь – это мое зеркало, мое достоинство;

Вывод: Моя речь – это зеркало. И пусть оно не будет грязным. Да, мы живем в сложное время. Время – нравственной распущенности. Как легко снять с себя ответственность и переложить ее на среду (все так говорят).

Но если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грязного, ни ядовитого слова – значит этот человек сделал великое дело: через свою речь повлиял на состояние языка.

 Если человек отказывается от родного языка, он перестает быть самим собой (народом).

Народ до тех пор остается единым, пока у него один язык. Разрушается язык – вымирает нация. Чтобы сохранить Россию,мы должны сохранить свой язык.

Сегодня просто необходимо удвоить, утроить уважение к русскому слову.

И обобщит сказанное на уроке  стихотворение И.Бунина.

2)Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы веков, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный —речь.

Учитель: Ребята, помните, что на вас лежит большая ответственность за сохранение родного языка.

VI. Рефлексия.

По команде учителя учащиеся поднимают одну из карточек, лежащих на столах:

Желтая : Мне было не интересно. Я ничего не вынес с урока. Урок никак не повлиял на мое мироощущение.

Синяя :  Мне было интересно. Узнал много нового. Но буду говорить, как и говорил.

Розовая:  Урок затронул мои чувства. На многие вещи я стал смотреть по–другому. Заставил задуматься, как я говорю.

Заключительное слово учителя: Давайте будем сильными людьми. Людьми, живущими в гармонии с окружающим миром звуков и слов.  Людьми, дышащими чистым воздухом родной речи. 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «МЫ ПРОТИВ СКВЕРНОСЛОВИЯ, МЫ ЗА ЧИСТОТУ РОДНОГО ЯЗЫКА» в номинаци «Я ЛЮБЛЮ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Цель проекта:  Поднять проблему  ненормативной лексики и отношения современного общества, особенно учеников школы к этому явлению.Задачи проекта:привлечь внимание к проблеме ненормативной ле...

Конкурс риторов "За чистоту родного языка"

Цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся...

конспект урока по родному языку (уйльта) Тема урока: "Зима"

Урок проводится в начальной школе для учащихся 2-4 классов....

Чистота родного языка...как часто люди забывают, что наш язык...язык Пушкина, Лермонтова,Чехова

это материал поможет подготовить и провести внеклассное мероприятие .......

Программа «За чистоту родного языка!» (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Русский язык»).

Программа "За чистоту родного языка!" (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету "Русский язык")....

Конспект урока по родному языку "Давайте познакомимся"

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с Осетией и ее красотой. 2.Воспитывать любовь не только к родному языку, но и к другим языкам. ...

За чистоту родного языка!

Презентация к уроку, посвящённому Международному дню родного языка....