Урок по русскому языку: "Склонение собирательных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка. в 6 классе. Тема урока:" Склонение собирательных числительных".
- Цели урока:
Предметные:
формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении их в речи,
умений употреблять и склонять собирательные числительные.
Метапредметные:
формирование умений определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения,
выполнение учебной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе по теме:
«Склонение собирательных числительных».
Цели урока:
- Предметные: формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении. Употреблении в речи. Формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
- Метапредметные:формирование умений определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Формы работы:индивидуальная,фронтальная.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Планируемый результат:уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.
Ход урока.
- Организационный момент.(Мундиаль) - Правильное произношение этого слова – «мундиале», что в переводе с испанского означает мировой, всемирный.
- Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: учить формулировать тему, ставить задачи урока в соответствии с целью и планом урока. Мотивировать и нацелить обучающихся на учебную деятельность.
Результат (УУД)
Регулятивные:целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
- Ребята, что перед вами на экране? Какая единица языка? Текст или отдельные предложения?
1.Чемпионат мира по футболу 2018 — 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА, финальная часть которого пройдёт в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. 2.Россия в первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу, кроме того, он впервые будет проведён на 1/9 части мира. 3. Также в первый раз мундиаль состоится на территории двух частей света — Европы и Азии. 4. Проведение чемпионата запланировано на 12 стадионах в 11 городах России. 5. В финальном турнире чемпионата мира 2018 примут участие 32 команды. 6. Мы будем болеть за наших спортсменов.
-Почему? (1-5 предложения-текст,6 теряет логическую цепочку с предыдущими предложениями)
- А что можно сделать, чтобы получился текст?( Между 5 и 6 предложением добавить несколько предложений, чтобы восстановить смысловую целостность).
На интерактивной доске схема «Количественные числительные».
- Ребята, к этому заданию мы ещё вернёмся, а сейчас назовите все
числительные и определите их разряд(Один учащийся выписывает их в схему на интерактивной доске)
Количественные числительные
Собирательные
Целые
Дробные
- Внимательно посмотрите на схему и скажите, каких числительных нет на схеме?
- Какие числительные мы уже с вами изучили, а какие будем изучать на этом уроке? (Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные).
- Сформулируйте тему урока.
-Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные».
- Что мы уже знаем об этих числительных? (Обозначают несколько предметов как одно целое, отвечают на вопрос сколько?)
-Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Ответы детей)
Проблемная ситуация.
Какое важное спортивное мероприятие для нашей страны проходило в 2014 году в Сочи?(Ответы детей).
1. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи присутствовали спортсмены из 88 стран.2.Самой многочисленной делегацией стала российская.3.Более двухсот пятидесяти человек прошлись по стадиону под песню «Нас не догонят» группы «Тату». 4. Зажгли олимпийскую чашу Ирина Роднина и Владислав Третьяк, оба олимпийские чемпионы. 5. В конце церемониибыл грандиозный фейерверк.
- Укажите в тексте числительные. К какой группе числительных относится –оба-?
- Со всеми существительными вы смогли составить словосочетание? (нет)
- Как вы думаете, почему?
- А что надо знать, чтобы правильно употреблять в речи собирательные числительные? (С какими существительными употребляются собирательные существительные?)
- Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов, и первый вопрос вы уже сформулировали.
1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
- А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные? (правописание окончаний числительных в косвенных падежах)
- Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке? Сформулируйте второй вопрос, на который мы должны ответить.
2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?
- Когда я вас просила в начале урока назвать числительные, вы не сразу смогли найти числительное -оба, почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа)
-Ещё на один вопрос мы должны сегодня ответить: в чём особенность употребления числительных оба-обе?
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?
3. В чём особенность употребления числительных оба-обе?
3. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: сформулировать правило. Установить степень усвоение темы.
Результат (УУД). Познавательные: выполнение действий по алгоритму, извлечение необходимой информации, обобщение.
- Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо заполнить таблицу (раздаточный материал)
- Заполните её по образцу, образцом для вас будет верхняя строка. Задание: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч.
Образуются | Сочетаются | ||||
два | двое | мужчин | малышей | бельчат | ворот |
Три | ? | защитник | ребята | котёнок | часы |
Пять | ? | голкипер | дети | медвежонок | сани |
Шесть | ? | нападающий | карапуз | зайчонок | сутки |
Проверка по рядам (по цепочке).
- Чем похожи существительные в 3 колонке? (обозначают лиц мужского пола).
- В 4, 5? (обозначают детей, детёнышей животных)
- А в 6? (в 6 колонке сущ-е, которые употребляются только во мн.ч)
Какой вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей детёнышей животных и существительными,употребляемыми только во мн.ч).
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике (читаем 3 абзац правила на стр. 251)
- А сейчас давайте выполним электронное задание, а к доске пойдёт тот, у кого на обратной стороне стула весёлый смайлик.
4.Первичная проверка понимания.
Задание: прочитайте предложение, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.
1) Трое подруг приехали в Сочи. (собир.числит. не употребляются с сущ. ж.р);
2) Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. (соб.числ.могут быть числит. двое-десятеро)
3) Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.
- Мы с вами ответили на 1 вопрос, а что нужно сделать, чтобы правильно ответить на 2 вопрос плана? (Нужно просклонять числительное).
Работа у доски и в тетрадях.
И.п- семеро смелых ребят
Р.п- семерых смелых ребят
Д.п- семерым смелым ребятам
В.п- семерых смелых ребят
Т.п- с семерыми смелыми ребятами
П.п- о семерых смелых ребятах
- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во мн.числе.
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.251 абзац 2.
- И у нас остался ещё один вопрос: в чём особенность употребления числительных оба-обе?
- Кто-нибудь может дать ответ: с какими существительными сочетаются собирательные числительные оба,обе? (Числительное оба с существит. м.р. и ср.р, а числител. Обе с существит. ж.р)
- Чтобы ответить на эти вопросы и лучше запомнить это правило, давайте послушаем аудиозапись из передачи «Радионяня» об особенностях употребления числительных оба-обе.
5.Первичное закрепление.
- Тест (самостоятельно).
Тест.
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:
а) пятнадцать, три восьмых, семеро;
б) двое, три, четверо;
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б)пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое фигуристок.
4. Найди ошибку в употреблении числительных ОБА - ОБЕ:
а) на обоих журналах;
б) на обоих катках;
в) обоим подругам.
5. Найди ошибку в употреблении числительных ОБА - ОБЕ:
а) По обоим сторонам дороги росли красивые деревья.
б) У кошки два котёнка и оба – рыжие.
в) Обе девочки занимались бальными танцами.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...
Методическая разработка урока по русскому языку «Склонение причастий»
Данная методическая разработка показывает на примере конкретного урока возможность применения в рамках компетентностно-ориентированного образования современных образовательных технологий, в частности ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-376039-1635267979.jpg)
Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"
Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-466930-1406818075.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"
Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-1131596-1553802111.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"
Конспект урока по теме "Склонение числительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-1141737-1556982335.jpg)
Конспект урока русского языка "Склонение полных прилагательных" , 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Склонение прилагательных", 6 класс. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: расширить понятие о правописании падежн...