Методическая разработка урока по русскому языку «Склонение причастий»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Данная методическая разработка показывает на примере конкретного урока возможность применения в рамках компетентностно-ориентированного образования современных образовательных технологий, в частности таких, как коммуникативно-деятельностная технология и технология проблемного изучения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку
«Склонение причастий».
Составила: учитель высшего разряда русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 города Самары Платонова Л. А.
Данная методическая разработка показывает на примере конкретного урока возможность применения в рамках компетентностно-ориентированного образования современных образовательных технологий, в частности таких, как коммуникативно-деятельностная технология и технология проблемного изучения предмета.
Ход конкретного урока позволяет представить как на практике в процессе изучения нового материала осуществляется компетентностный подход к обучению, формируются и развиваются учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.
Во время урока используются различные методы формирования компетенций: репродуктивный (увидел – повторил); объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский.
Цели урока: 1) помочь учащимся узнать, понять и запомнить то, что способ проверки безударного окончания причастий такой же, как у имен прилагательных;
2) сформировать умение найти слово, от которого задается вопрос к причастию, и правильно задать от него вопрос;
3) повторить падеж имен существительных и прилагательных, знаки препинания в сложном предложении;
4) активизировать речь учащихся с помощью ключевых слов урока (склонение причастий, определяемое слово, безударное окончание причастий);
5) развивать слухо-зрительное восприятие и умение более точно считывать с губ предложения, сказанные учителем;
6) воспитывать внимательность, умение сосредоточиться и правильно выполнить задание учителя.
Оборудование урока: таблица «Склонение причастий», плакат с ключевыми словами урока, слова фонетической зарядки, записанные на доске.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка слуха, фонетическая зарядка, фронтальный опрос о дежурном звуке (слохо-зрительно). Работа со словами и словосочетаниями: причастие, окончание причастий, сравнительный анализ, анализ свойств прилагательного и глагола.
II. Систематизация ранее полученных знаний.
Фронтальный опрос по домашнему заданию (вопросы задаются за экраном):
1) Какие признаки глагола вы знаете?
2) Какие признаки прилагательного вы знаете?
3) Какие признаки глагола и прилагательного сочетаются в причастии?
4) Вспомните, какие падежи вы знаете?
5) Небольшой выборочный диктант (слухо-зрительно). Из перечисленных прилагательных и причастий записать только причастия с последующей проверкой написанного (выполненное упражнение проговаривается вслух – слуховая работа на уроке). Слова для записи: синий, летящий, стоящий, осенний, тающий, чистый, чистящий, легкий, моющий.
III. Изучение нового материала.
1) Работа с учебником – параграф 11. По таблице склонений сопоставить падежные окончания прилагательных и причастий (работа со словами по формированию произносительных навыков).
2) Работа с таблицей на доске (зрительная опора на таблицу, продолжение формирования произносительных навыков).
Обратить внимание учащихся на то, что полные причастия склоняются как прилагательные с твердым типом основы. Очень часто для учащихся окончания причастий представляют определенные трудности из-за постфикса -ся, который затрудняет проверку окончания даже в том случае, когда с проверкой окончания аналогичного прилагательного или причастия без -ся они справляются неплохо. В таком случае может быть использован прием «закрытия» мешающей возвратной частицы и последующая проверка окончания без нее. Для закрепления твердого и мягкого вариантов окончаний можно повторить «парные гласные» а-я, о-е, у-ю, ы-и. В этой части урока можно сделать практическую работу: один учащийся склоняет на доске причастие кружащий, второй – кружащийся. Склонение происходит с комментариями по поводу окончаний (слухо-зрительное восприятие).
Физминутка. Изобразить кистями рук причастия, которые просклоняли.
3) Следующий вид работы в ходе объяснения нового материала: подобрать к данным существительным (солнце, тучи, дождь, ветер, листья) причастия по ассоциации, просклонять все словосочетания в тетради, комментируя написанное и обозначая окончания существительного и причастия (работа на слуховое восприятие различных «дикторов»).
IV. Закрепление нового материала.
По учебнику выполняется самостоятельно упражнение №65. Задание по выполнению упражнения дается учащимся на слух, выборочное индивидуальное комментирование по ходу выполнения упражнения дается учащимся на «голое ухо». После выполнения работы в тетради следует обязательная проверка – проговаривание выполненного упражнения с падежным вопросом и выделением окончания. Следует отметить еще раз, что в ходе закрепления проводится слуховая работа и работа по формированию произношения. После закрепления делается итоговое заключение по объяснению нового материала – формулируется правило склонения причастий, потом это же правило читается по учебнику (работа над произносительными навыками). Работа с учащимися на слух: вопрос за экраном о том, кто сможет повторить данное правило.
V. Домашнее задание.
Упражнение 67 стр. 30 учебника. Выполнить упражнение точно по заданию, данному в учебнике. Сначала задание дается за экраном, потом воспроизводится слухо-зрительно через речь учителя и запись на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-466930-1406818075.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"
Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/05/picture-1046114-1530790735.jpg)
Урок по русскому языку: "Склонение собирательных числительных"
Урок русского языка. в 6 классе. Тема урока:" Склонение собирательных числительных".Цели урока:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/01/picture-1151579-1561987161.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку "Причастие"
Данный урок в полной мере соответствует технологии проблемно-диалогового обучения, является первым в изучении блока тем "Причастие"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-702790-1454479317.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-702790-1454479317.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/13/picture-1411803-1655124495.jpg)
Методическая разработка-Урок по русскому языку "Причастие как часть речи"
Тема урока "Причастие как часть речи"(7 класс)...