Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Воронкина Анна Владимировна

Задачи: создать условия для ознакомления с видами уточняющих членов предложения, в том числе присоединяемых при помощи союзов и других слов, правилами выделения таких членов предложения; обучение нахождению членов предложения, требующих обособления, графическому объяснению условий обособления, выделению их знаками препинания, определению их роли в тексте, объяснению использования авторских выделительных знаков, определению их роли в раскрытии авторского замысла, использованию предложений с уточнениями в заданной речевой ситуации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов. Урок русского языка в 8 классе Задачи: создать условия для ознакомления с видами уточняющих членов предложения, в том числе присоединяемых при помощи союзов и других слов, правилами выделения таких членов предложения; обучение нахождению членов предложения, требующих обособления, графическому объяснению условий обособления, выделению их знаками препинания, определению их роли в тексте, объяснению использования авторских выделительных знаков, определению их роли в раскрытии авторского замысла, использованию предложений с уточнениями в заданной речевой ситуации.

Слайд 2

Еще одно, последнее, сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил...

Слайд 4

Еще одно, последнее, сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил... Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799—1837), слова из монолога Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

Слайд 5

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов и сследование проблемы грамотного употребления данных синтаксических конструкций в речевой практике

Слайд 6

Еще одно последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил... Сравним: Еще одно, последнее, сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил...

Слайд 7

Еще одно последнее, ск ( о,а ) занье — И летопись оконче ( нн , н)а моя Исполнен долг завеща ( нн,н ) ый от Бога Мне грешному. (Не)даром многих лет Св ( е,и ) детелем Господь меня поставил И книжному и( сс,с )ку( сс,с ) тву вр ( а,о ) зумил ... Спишите грамотно, графически обозначьте обособленные члены предложения:

Слайд 8

Еще одно, последнее, ск а занье — И летопись оконче н а моя, Исполнен долг, завещ анн ый от Бога Мне, грешному. Не даром многих лет Св и детелем Господь меня поставил И книжному и с ку сс тву вр а зумил... Проверьте:

Слайд 9

Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе, именно, а именно, то есть, то бишь и некоторых других. Например: Она была воспитана no -старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский)

Слайд 10

Докажите, что в данных предложениях употребление уточняющих членов факультативно (необязательно). Прочитайте примеры сначала с ровной повествовательной интонацией, а затем с интонацией обособления. и пунктуация предложений в подобных случаях. 1) Вдруг впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (В. Короленко) 2 ) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 3 ) В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В. Астафьев) 4) Внизу в котловане мигали огни посёлка, а вверху — багровые костры. (А. Фадеев) 5 ) Я иду к пруду на своё любимое место между шиповниковой клумбой и берёзовой аллеей и ложусь спать. (Л. Толстой)

Слайд 11

Задание . Найдите предложения с уточняющими членами. Расставьте знаки препинания. Нектарины или гибрид персика и абрикоса – это искусственно выведенный фрукт . На столе всегда лежали нектарины или персики, потому что это были любимые фрукты Кати . В этом году объявлен набор в группы желающих изучать корейский или тайский язык, а также персидский или фарси . Фигурное катание на лыжах или фристайл один из самых сложных, но вместе с тем и очень красивых видов спорта. Его дом считался элитным а именно на первом этаже располагался бассейн и тренажерный зал, во дворе располагалась охраняемая стоянка только для жителей и гостей, в каждой квартире был зимний сад. У него с детства а именно с 11 лет была единственная мечта стать великим хоккеистом, а потом олимпийским чемпионом .

Слайд 12

Портрет В. Г. Короленко И. Е. Репина Украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине, и ссылкой в Сибирь.


Предварительный просмотр: