Элективный курс по русскому язы-ку «Русская словесность»
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Шашкова Валентина Васильевна
Содержание элективного курса «Русская словесность» построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.
Система сочетания теоретических и практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что в конечном итоге позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.  В связи с этим большая часть занятий носит практический характер. Практикумы вырабатывают умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами, делать самостоятельные наблюдения над словом и текстом, составлять тезисы сообщения, в том числе по материалам книги, выступать с ними перед другими учащимися, развивать потребности в речевом самосовершенствовании и способности критически относиться к услышанному. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_slovesnost.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумячская СШ  им. В.Ф. Алешина»

Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол № ______ от

«____» __________ 20___ г.

Руководитель ШМО: ________ Л.В. Моташнёва

Согласовано.

Зам. директора по УР:

__________ В.В. Коптева

«____» ___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина

_________И.Н. Кухаренкова

«____» __________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Русская словесность»

11 класс

Общее количество часов: 34.

Количество часов в неделю: 1.

Учитель: Шашкова Валентина Васильевна

2016-2017 учебный год

                                                                       Обращаться со словом  нужно  честно,

 оно есть высший подарок Бога человеку

                                                                             Н.В. Гоголь

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, он составлен на основе Программы  по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) (составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.) и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет.

Старшие классы общеобразовательной школы представляют собой завершающую ступень общего образования, призванную обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Следовательно, целями и задачами завершающей  ступени общего образования являются: формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного пути.

Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа. Она способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин, учит воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Содержание элективного курса «Русская словесность» построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.

Система сочетания теоретических и практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что в конечном итоге позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.  В связи с этим большая часть занятий носит практический характер. Практикумы вырабатывают умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами, делать самостоятельные наблюдения над словом и текстом, составлять тезисы сообщения, в том числе по материалам книги, выступать с ними перед другими учащимися, развивать потребности в речевом самосовершенствовании и способности критически относиться к услышанному.

В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, художественные тексты.

Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

Электив  «Русская словесность» содержит богатый материал для воспитания любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, к труду ученых – языковедов, овладения культурой межнационального общения, воспитания толерантности.

Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.

Форма организации работы учащихся в рамках данного курса - практические знания, на которых учащиеся повторяют и практически применяют свои знания, а также тренируются в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов.

Цели элективного курса:

  • подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;
  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи элективного курса:

Образовательные:

  • обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
  • совершенствование работы над книгой и другими источниками знаний;
  • предупреждение речевых и грамматических ошибок;
  • овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
  • развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

  • формирование профессионального интереса к лингвистике;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формирование социально активной личности;  

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

О русском языке

7

1

6

2

История языка

5

1

4

3.

Фонетика и орфоэпия

4

1

3

4

Лексика

5

1

4

5

Словообразование

2

1

1

6

Морфология

3

1

2

7

Синтаксис

8

1

7

Итого

34

7

27

III. СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. О русском языке (1+6)

П.Р. Практическая работа. Составление таблицы «Языковая система».

П.Р. Подбор тезисов по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».

Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»

Рассуждение по темам «Для чего нужен язык?», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Почему русский язык стал национальным языком великого народа?»

Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и английском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.

П.Р Практикум. Виды речевых и грамматических ошибок. Редактирование текста.

П.Р Структура рецензии. Составление рецензии на понравившуюся научно-популярную книгу о русском языке.

П.Р Жанры публицистического стиля. Написание заметки в газету.

П.Р Выпуск газеты о русском языке.

Тема 2. История языка (1+4)

П.Р Практическая работа. Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки», «Тюркская группа языков».

 Сообщение на тему «Происхождение старославянского языка».

Размышление над вопросом «Чем объясняется родство славянских языков?»

П.Р Работа с этимологическим словарём. Этимология выражений «филькина грамота», «китайская грамота». В каком значении употребляется слово «грамота» в наше время?

П.Р Подбор материала по теме «Реформы в области языка».

Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите. Судьба букв ять, ижица, ферт, ё.

Игра-конкурс по языкознанию «Знай и люби родной язык».

П.Р Защита рефератов по темам « Выдающиеся учёные-языковеды А.А. Шахматов и С.И. Ожегов», «Роль А.С. Пушкина в становлении национального литературного языка».

Анализ языка произведения «Слово о полку Игореве».

Тема 3. Фонетика и орфоэпия(1+3)

П.Р. Практическая работа. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.

П.Р. Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушений орфоэпических норм.

Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Определение роли звукозаписи. Акростих.

Тема 4. Лексика (1+4)

П.Р Практическая работа. Составление словарной статьи к словам «грамота», «язык», «речь».

Анализ стихотворения А.П. Сумарокова «Эпистола о русском языке» (1747г).

П.Р Практикум по темам «Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка», «Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка».

Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Профилактика речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов.

П.Р Анализ текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

Защита реферата по теме «Старославянизмы в лексике современного литературного языка».

П.Р Практикум. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов. Употребление слова в несвойственном ему значении. Употребление паронимов, синонимов. Употребление лишних слов. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. Неоправданное употребление слов иной стилистической окраски. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций.

Тема 5. Словообразование (1+1)

П.Р Практическая работа. Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Переход одной части речи в другую как один из способов словообразования.

Тема 6. Морфология (1+2)

П.Р Практическая работа. Практикум. Морфологические нормы. Употребление в речи форм имен существительных, связанных с употреблением рода и образованием существительных в И.п., Р.п. множественного числа. Употребление в речи форм имен прилагательных (употребление полной и краткой формы, образование степеней сравнения). Употребление в речи имен числительных (сочетаемость собирательных и составных числительных с существительными). Употребление местоимений. Употребление форм глагола.

П.Р Морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема 7. Синтаксис (1+7)

Синтаксические нормы. Построение словосочетаний. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений с определяемыми словами. Построение предложений с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложных предложений.

Деловая игра «Редакция».


IV.Календарно-тематическое планирование

Темы

О русском языке. 7 часов (1+6)

Календарные сроки

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3,4

Занятия 5,6

Занятие 7

Тема урока

Слово и словесность.

Русский язык -  национальный язык великого народа.

Меткость и образность народной речи.

Виды речевых и грамматических ошибок. Редактирование текста.

Структура рецензии

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

словесность

Национальный язык

Образность речи

Редактирование текста

Рецензия как жанр

Результаты по содержанию

Знать понятие словесности, о  роли слова в русском языке, понятие национального языка; понятие меткости и образности языка

Знать виды речевых и грамматических ошибок, структуру рецензии как жанра сочинения; иметь представление о редактировании текста

Результаты по способу работы

Уметь определять роль слова в тексте, составлять тезисы по теме, составлять обобщающие таблицы, объяснять смысл пословиц и поговорок

 

Уметь редактировать текст, писать рецензию на понравившуюся научно-популярную книгу о русском языке.

Темы

История языка. 5 часов (1+4)

Календарные сроки

Занятие  8

Занятие  9

Занятие  10

Занятие  11

Занятие  12

Тема урока

Жанры публицистического стиля

Родство славянских языков

Судьба букв в русском языке

Игра-конкурс по языкознанию «Знай и люби родной язык».

Выдающиеся учёные-языковеды

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

Публицистический стиль

Родство  языков

Историческая грамматика

языкознание

Становление национального языка

Результаты по содержанию

Знать особенности публицистического стиля

Знать историю русского языка, о причинах исторических изменений в русском языке; о  роли ученых-языковедов А.А. Шахматова и С.И. Ожегова, о роли А.С. Пушкина в становлении национального литературного языка

Результаты по способу работы

Уметь создавать тексты публицистического стиля,  заметки в газету

Уметь анализировать теоретический материал об истории языка, размышлять над проблемным вопросом; выполнять поисковую деятельность, используя справочную литературу и личные наблюдения; писать и защищать реферат, выполнять частичный анализ исторического материала

Темы

Фонетика и орфоэпия. 4часа (1+3)

Календарные сроки

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятия 16, 17

Тема урока

Анализ языка произведения «Слово о полку Игореве».

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Нарушения орфоэпических норм русского литературного языка

Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

Орфоэпические нормы

Нарушение норм литературного языка

Фонетические средства выразительности

Результаты по содержанию

Знать фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс); знать определение роли звукозаписи, понятие акростиха; орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке, правила произношения заимствованных слов; о вариативности  русского ударения.

Результаты по способу работы

Уметь анализировать поэтический текст, находить фонетические средства выразительности в поэтическом тексте

Темы

Лексика.5часов (1+4)

Календарные сроки

Занятие  18

Занятие  19

Занятие  20

Занятие  21

Занятие  22

Тема урока

Толковые словари русского языка.

Фразеологизмы в разных стилях языка

Паронимы в русском языке.

Анализ текста. Изобразительно-выразительные средства

языка

Практикум. Лексические нормы.

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

Словари русского языка

Фразеологические обороты

Паронимы

Изобразительно-выразительные средства

языка

Лексические нормы.

Результаты по содержанию

Знать принципы построения словарных статей в толковых словарях и в словарях паронимов, правила употребления фразеологизмов в речи.

Знать лексические нормы русского литературного языка, роль изобразительно-выразительных средств языка

Результаты по способу работы

Уметь работать со словарями русского языка, составлять словарные статьи, выполнять частичный анализ поэтического и прозаического текстов;

Уметь анализировать тексты поэтические и прозаические, находить изобразительно-выразительные средства  и определять их роль в тексте

Темы

Словообразование.2 часа (1+1)

Морфология. 3 часа (1+2)

Календарные сроки

Занятие 23

Занятие 24

Занятия 25,26

Занятие 27

Тема урока

Значения суффиксов в русском языке

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке

Морфологические нормы в русском языке.

Морфологические средства связи предложений в тексте.

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

Словообразовательные элементы

Иноязычные словообразовательные элементы

Морфологические нормы

Морфологические средства связи

Результаты по содержанию

Знать суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке, знать об иноязычных словообразовательных элементах в русском языке

Знать  морфологические нормы в русском языке, правила употребления в речи имен числительных,  местоимений,  форм глагола; знать морфологические средства связи предложений в тексте

Результаты по способу работы

Уметь выполнять словообразовательный разбор слов, определять значения суффиксов

Уметь  употреблять  в речи имена числительные,  местоимения,  формы глагола; находить морфологические средства связи предложений в тексте.

Темы

Синтаксис.8 часов (1+7)

Календарные сроки

Занятие 28

Занятие 29

Занятие 30

Занятие 31

Занятие 32

Тема урока

Синтаксические нормы в русском языке

Синтаксическая сочетаемость в предложении

Построение простых осложненных предложений

Построение предложений с косвенной речью.

Построение сложных предложений.

Эстетические  и теоретико-литературные понятия

Синтаксические нормы

Синтаксическая сочетаемость

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Результаты по содержанию

Знать синтаксические нормы русского языка, правила синтаксической сочетаемости  слов в предложении, правила построения простых осложненных предложений  и сложных предложений; знать типы грамматических ошибок

Результаты по способу работы

Уметь строить простые осложненные предложения, сложные предложения  согласно нормам  русского литературного языка, строить монологические высказывания на лингвистическую тему, аргументировать   тезисы выступления

Темы

Синтаксис

Календарные сроки

Занятие 33

Занятие 34

Тема урока

Деловая игра «Редакция».

Зачетная творческая работа

Результаты по содержанию

Знать принципы ролевой игры; теоретический материал по изученным темам

Знать теоретический материал по изученным темам

Результаты по способу работы

Уметь работать в группе, выполнять определенную роль в составе команды

Уметь выполнять творческую работу, применяя теоретические знания


V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По итогам спецкурса у учащихся формируются следующие компетенции:

Коммуникативная

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.

Информационная переработка текста.

Языковая и лингвистическая компетенции

Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культуроведческая компетенция

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Результаты освоения курса:

  • Получение углубленных и расширенных сведений о языке как материале словесности.
  • Сформированность навыков самостоятельного анализа текста художественного произведения.
  • Восприятие произведений словесности в целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.
  • Отработанные навыки устной и письменной речи, выразительного чтения.
  • Создание собственных текстов разных жанров.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов различной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Критерии оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачёт/незачёт. Итоговая оценка складывается из всех текущих. В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Научно-популярные книги о русском языке:
  • Аверьянова А.П. Как образуются слова. – М.-Л., 1966
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.,1995
  • Вартаньян Э. Из жизни слов. – М., 1973
  • Волина Е.Г.. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996
  • Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991
  • Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее./К.С. Горбачевич. – М., 1994
  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 2001
  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1996
  • Игры на уроках русского языка. Составитель Быкова В.Г. - Смоленск, 1995
  • Львова С.И. Язык в речевом общении./ С.И. Львова. – М., 1998
  • Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М., 1973
  • Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – М., 1975
  • Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996
  • Успенский Л.В. Слово о словах. – Л., 1971
  • Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова. М., 1964
  • Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1978
  • Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1996

2. Лингвистические словари.

3. Методическая литература.

4. Темы рефератов.

5. Руководство исследовательскими работами учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Элективный  курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10 кл...

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...

Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"

Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...